Черты мунафика

14 Сентябрь 2012
24813

وفي  الحديث :  (ثَلاثٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ فَهُوَ مُنَافِقٌ وَإِنْ صَامَ وَصَلَّى وَزَعَمَ أَنَّهُ مُسْلِمٌ : إِذَا حَدَّثَ كَذَبَ  إِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ ، وَإِنِ اؤْتُمِنَ خَانَ)  

Черты мунафикаВ хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Есть три черты характера, кому бы ни были присущи эти черты – тот мунафик, даже если он соблюдает пост, совершает намаз и утверждает, что он мусульманин: это лживость речей, неисполнение договора, злоупотребление доверием».

ومذهب الجمهور على أن هذه الخصال خصال المنافقين وصاحبها شبيه لهم فاطلاق اسم المنافق عليه على سبيل التجوز تغليظا كما أن الله تعالى قال: (ومن كفر) مكان (ومن لم يحج) لكمال قبحه. "روح البيان" ج 3، ص 174 .

О смысле этого досточтимого хадиса есть разные мнения.

Большинство учёных сходятся в одном: все черты характера, перечисленные в досточтимом хадисе, свойственны мунафикам, и те, у кого имеются такие черты, схожи с ними. Таких людей в общем назвали мунафиками (в целях предостережения), исходя из большой вероятности того, что они могут стать таковыми.

Всевышний Аллах в 96-м аяте суры «Алю Имран» сказал (смысл): «Кто бы ни стал неверующим...» – вместо: «Кто бы ни совершил хадж, имея возможность...», поскольку несовершение хаджа при наличии возможности является мерзким деянием. В досточтимом хадисе говорится, что обладающий упомянутыми чертами является мунафиком, поскольку эти черты относятся к мерзким, отвратительным чертам характера.

Есть ещё хадис Пророка (мир ему и благословение): «Есть четыре черты характера, и кому бы они ни были присущи, тот настоящий мунафик: это лживость речей, злоупотребление доверием, неверность слову и склонность к спорам с отстаиванием неправильного. Кому свойственна одна из этих черт, тот настолько же будет мунафиком до тех пор, пока не избавится от неё».

Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, говорит: «Приведённый хадис вызывает множество вопросов среди учёных, потому что эти черты свойственны и настоящему мусульманину, чья вера не вызывает сомнений. Алимы пришли к единому мнению, что не будет считаться пребывающим в неверии, мунафиком, остающимся в аду навечно, тот, кто принимает Ислам сердцем и признаёт это устами, даже если ему присущи упомянутые черты. Эти черты проявлялись и у братьев Пророка Юсуфа (мир им всем), но из-за этого их не исключили из числа пророков. Эти черты – все или какие-то из них – обнаруживаются у отдельных салафов и у некоторых алимов».

Далее имам ан-Навави говорит: «Этот хадис не является сомнительным, но всё же у учёных возникли разночтения (хилаф) в толковании его смысла. Что касается настоящего, достоверного смысла данного хадиса, которого придерживаются мухакикуны [учёные, основывающиеся в своих утверждениях на неопровержимых доказательствах] и многие алимы, [то он сводится к следующему]: перечисленные черты влекут к нифаку (лицемерию), и человек, обладающий этими чертами, похож на мунафика, так как он проявляет их. Он уподобляется мунафикам в их нравах, поскольку нифаком называется изречение устами противоположного тому, что в сердце, и это присуще ему. И лицемерие его проявляется в том, что он лжёт, не соблюдает договор, не оправдывает доверия, ведёт спор, будучи неправым, то есть он является лицемером во всём этом, но не по отношению к Исламу».

Он лицемер не потому, что, скрывая неверие, проявляет приверженность Исламу. Например, если кто-либо, обладающий подобными чертами характера, нарушит договор, соглашение с кем-то или не оправдает доверия, то он окажется лицемером по отношению к тому человеку, но не лицемером вообще, остающимся навечно в аду, т. е. неверующим лицемером. Пророк (мир ему и благословение) не имел целью утверждать, что тот, кому свойственны упомянутые черты, является неверным лицемером, навечно остающимся в аду.

Слова Пророка (мир ему и благословение) о том, что такой человек является настоящим лицемером, означают, что он очень похож на неверующего лицемера.

Один из алимов сказал: «Изложенное в упомянутом хадисе относится к тем, у кого эти черты проявляются часто, а не к тем, у кого они проявляются изредка». В этом и состоит основной смысл данного хадиса.

Из книги «Побуждение внять призыву Корана», Саид-афанди аль-Чиркави

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.