Всевышний в Коране говорит: «Вы просите Меня, и я отвечу Вашим мольбам» (сура "Гафир", аят 60).
وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ
Этот аят нам поясняет, что мольба к Создателю не просто дозволена, но и желательна, ибо когда мы молим Аллаха о чём-либо, мы следуем Его же велению, ведь Он сам говорит нам «просите Меня». Это означает, что мольба есть один из видов поклонения, ибо поклонением является исполнение любого веления Творца. К сожалению, среди мусульман находятся такие, которые в силу своего невежества не просят Аллаха, стыдясь этого, мол Аллах ведь мне и так всё даёт и мне стыдно просить его о большем, чем Он мне дал. Однако так может сказать только невежа, поскольку Аллах любит, когда его просят. Потому что просящий демонстрирует свою немощность и нуждаемость в своём Создателе, выказывает таким образом своё рабство, низменность перед Аллахом и признаёт Его власть и господство!
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Дуа – это оружие верующего, опора религии и свет небес и земли» ("Джамиуль-ахадис" № 12408).
الدعاء سلاح المؤمن وعماد الدين ونور السموات والأرض
В этом хадисе Пророк (мир ему и благословение) говорит нам о важности мольбы. Дуа подобно оружию, оно способно защитить человека от бед и невзгод, болезней и трудностей, подобно тому, как оружие способно защитить человека от врага.
Здесь будет уместным привести одну историю, в которой говорится, что некий человек увидел во сне, как Аллах спрашивает его. Он увидел во сне, что наступил Судный день, и что он спасся, и Аллах спрашивает его: «Знаешь ли ты, почему ты спасся, по какой причине?». Он отвечает: «Не знаю, о Аллах! Наверное, потому, что я молился, постился». Аллах ему говорит: «Намаз, что ты совершал – Я не принял, пост, что ты соблюдал – тоже не принял. Я не принял ничего из твоих деяний. Помнишь ли ты, в такую-то ночь, вы собрались на маджлис у некоего человека?». «Помню», – ответил он. «Там тебя попросили сделать дуа?». «Попросили», – ответил он. Его действительно просили делать дуа. «Эту твою мольбу Я тоже не принял», – сказал Аллах. «Когда в ту ночь на маджлисе ты делал дуа, все собравшиеся говорили «Амин!», и среди них был человек, мольбу, которого Я принял. И его «Амин!» на твою мольбу спасло тебя».
В целом о понятии и сущности мольбы можно прочитать в статье: «Как просить Всевышнего, чтобы мольба была принята». А в этом материале хочется обратить внимание на некоторые моменты:
1. Очень важно просить Всевышнего после обязательной молитвы, ибо дуа, совершённое в это время, принимается Аллахом. Доводом тому служит хадис, переданный от Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах), который рассказал: «Пророка (мир ему и благословение) спросили: « О, Посланник Аллаха! Какое дуа самое слышимое (принимаемое)?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Дуа, посреди ночи, и дуа после каждой обязательной молитвы» (имам ат-Тирмизи в книге «Сунан»188 /5).
Некоторые под словом дуа понимают только поднятие руки, просьбы, и по своему невежеству, не читая азкаров (молитвы, которые читал Пророк (мир ему и благословение)), выбегают из мечетей, тогда как Пророк (мир ему и благословение) читал очень много разных азкаров. Авторитетный учёный Ислама имам ан-Навави сказал: «…очень много азкаров, которых читают после обязательных молитв…» (книга «аль-Азкар» имама ан-Навави).
2. Также крайне желательно делать дуа коллективно, как это делают последователи всех четырёх мазхабов, после всех азкаров. Одному верующему предоставляют слово для дуа, а остальные говорят: «Амин!», что означает «Ответь, Прими» доводом же является то, что рассказали сподвижники:
Хабиб ибн Масляма аль-Фихри (да будет доволен им Аллах), который считался тем, чьё дуа принималось Аллахом, сказал: «Я слышал, как и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда соберутся мусульмане и, кто-то из них будет делать дуа, а другие говорить: «Амин», то Аллах примет их мольбу» (ат-Табарани в книге «аль-Муджма аль-Кабир» №3536; Хайсам сказал: «цепочка передатчиков достоверная»; имам аш-Шавкани в книге «тухфату аз-Закирин»; имам Хаким сказал: «хадис с достоверным иснадом»).
В этом хадисе ясно и чётко Пророк (мир ему и благословение), сам сказал, что если один совершает дуа, а другие говорят: «Амин!», то Аллах принимает их дуа. Потому, что тот, кто делает дуа и тот, кто говорит «Амин», наравне перед Аллахом, ибо по сути оба просят у Аллаха. Такой вывод можно сделать из Корана, в котором говорится:
Когда, пророк Муса (мир ему) делал дуа, то Хаман говорил: «Амин», Аллах ответил им, как в Коране сказано: «Сказал (Аллах): Поистине, их (Мусы и Хамана) дуа принята» (сура «Юнус», аят89»).
قَالَ قَدْ أُجِيبَتْ دَعْوَتُكُمَا
В этом аяте видно, что Аллах не только принял дуа, но и посчитал их (Мусу и Харуна) обоих, совершающими дуа.
Также говорят, что Пророк (мир ему и благословение) сказал Умару бин аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах): «Ты пришел на путь истины потому, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) говорил: «Амин», когда я делал дуа». Даже аналогии (киясу) противоречат, те, кто отрицают, что коллективное дуа было во время Пророка (мир ему и благословение), как рассказали сподвижники:
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда, имам (руководитель) говорит: «Амин!», то, и вы говорите «Амин!» ибо, если ваш «Амин!» совпадёт с «Амин!» ангелов, то прощаются ему предыдущие грехи» (имам аль-Бухари в его книге «Сахих» №609). В этом хадисе даётся понять, что если один, в данном случае имам, сказал «Амин», и другие также будут говорить «Амин», то при совпадении с ангелами прощаются их грехи.
Поэтому, когда кого-либо просят сделать дуа, он не должен отказываться и перепоручать это другому. Потому что делающими дуа считаются и те, кто говорят «Амин», и вдобавок к этому в Исламе есть одно основополагающее правило, суть которого заключается в том, чтобы в земных делах предпочитать других, а в ахиратских – прежде всего самого себя! А дуа несомненно является ахиратским делом, поскольку оно является одним из видов поклонения Всевышнему и поэтому не подобает отказываться от его совершения.
Еще одной важной сунной является просить в своих мольбах для своих братьев по вере. Такая желательность обусловлена тем, что во-первых, мольба, в которой просят за своих братьев по вере принимается Всевышним, а во-вторых, просящий получает подобное тому, что просит для своего брата по вере. Об этом говорится в одном из изречений Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). «Когда мусульманин просит в своих мольбах за своего брата по вере в его отсутствии – его мольба бывает принимаемой Всевышним. И каждый раз, когда человек просит [благое] за своего брата по вере у его изголовья объявляется ангел, которому поручено Всевышним говорить «о Аллах, прими его мольбу» и дай ему подобное тому, что он просит для брата своего единоверца» («Канзуль-уммаль фи сунаниль-аквали валь-афъаль» № 3310).
دعاء المرء المسلم مستجاب لأخيه بظهر الغيب، عند رأسه ملك موكل به كلما دعا لأخيه بخير قال الملك آمين، ولك مثل ذلك
Пусть Всевышний примет мольбу каждого из нас и сделает нас из числа тех, кем Он доволен! Амин.