Прежде, чем отойти ко сну, следует положить сивак рядом и подготовить кувшин, наполненный водой для омовения. Перед сном следует сделать намерение подняться ночью для поклонения Всевышнему Аллаху. Проснувшись, следует освежить ротовую полость сиваком и поминать Аллаха. Если же вы не в состоянии подняться, совершить омовение и сделать намаз, можно находясь в постели поминать Аллаха и читать молитву (дуа), размышлять о созданиях Аллаха, над милостью и благодатью, которыми Он нас наделил. Это равносильно пробуждению и поклонению Аллаху в ночное время.
В хадисе говорится: «Каждому, кто лёг в постель и заснул с намерением подняться ночью и поклоняться Аллаху, т.е. совершить намаз, но не смог перебороть сон и подняться, запишется вознаграждение по намерению» (Имам Малик, Абу Давуд, Насаи).
Говорят: «Пусть человек, который не поднялся и не поклонялся ночью Аллаху, заплачет, ибо его настигла такая беда, из-за которой ему следует плакать». Спящему следует иметь завещание под подушкой. Тому, кто умрёт без завещания, в могиле не дадут говорить ни слова.
Каждый раз перед сном следует раскаяться в совершённых грехах, очистить свои мысли, иметь о других хорошее мнение и сделать намерение впредь относиться ко всем людям по-доброму, помогать им воздерживаться от совершения запретного.
Не следует стелить слишком мягкую постель, ибо тому, кто спит на жесткой постели, легче просыпаться ночью. Пророк (мир ему и благословение) спал на ткани типа бархата, сложенной вдвое. Однажды одна из жён Пророка (мир ему и благословение), чтобы ему было мягче спать, сложила эту ткань вчетверо, и в эту ночь наш дорогой Пророк (мир ему и благословение) не проснулся, а на другой день Пророк (мир ему и благословение) повелел, чтобы ему постелили бархатную ткань, как и прежде, сложенную вдвое.
Не следует ложиться спать, когда не хочется спать. Но если это поможет проснуться ночью для поклонения Аллаху, тогда рекомендуется лечь пораньше. Не одобряется совершать намазы, если одолевает сон. В таком случае следует спать, но постепенно следует приучать свое тело ночному поклонению Аллаху. Перед сном следует размышлять о том, что сон похож на смерть и что пробуждение ото сна похоже на воскрешение после смерти. Лукман аль-Хаким сказал однажды своему сыну: «О, сын мой, если ты сомневаешься, что умрёшь, то не спи, ты умрёшь так же, как и спишь. Если ты сомневаешься в том, что воскреснешь после смерти, то не просыпайся; как ты просыпаешься ото сна, так же ты и воскреснешь после смерти».
Когда проснётесь, сразу поминайте Аллаха, восхваляйте Его и читайте молитвы.
Ниже перечислим смыслы некоторых хадисов Пророка (мир ему и благословение), повествующие о ценности и важности ночного бодрствования для поклонения Аллаху, а также назовём некоторые более значимые деяния, которые следует выполнять ночью.
1. «Когда вы спите, сатана на вашем затылке завязывает три узелка; постучав по каждому узелку, сатана говорит: «Ты успокойся, спи, ночь длинна». Если, проснувшись, вы упомянете Аллаха, развяжется один узелок, совершите омовение – развяжется второй узелок, совершите намаз – развяжется третий узелок, и вы станете бодрыми и добродушными, а если будете спать – останетесь ленивыми и эгоистичными» (Аль-Бухари и Муслим).
2. «Самый лучший намаз – это намаз, совершённый в полночь, а его совершают очень мало людей» (Байхаки).
3. «Если каждый, кто проснется, произнесёт: «Ля иляха илляллаху вахдаху ля шарика ляху лахуль-мульку ва ляхуль-хамду, юхйи ва юмиту биядихиль-хайру ва хува аля кулли шайин кадир. Субханаллахи валь-хамду лилляхи ва ля хавля ва ля куввата илля билляхи» и попросит «О, мой Аллах, прости мои грехи!» или же прочтёт молитву (дуа), то Аллах ответит на его молитву, и если он поднимется, совершит омовение и намаз, Аллах примет его намаз» (Аль-Бухари, Ахмад, атТирмизи).
4. «О, Абдуллах! Ты не будь похожим на тех, кто поднимался ночью, потом бросил это» (Аль-Бухари).
5. «Если кто-либо из вас проснулся ночью, пусть совершит два ракаата намаза (а далее – можно совершать как можно больше ракаатов) (Абу Давуд).
6. «Тому, кто знаком с Кораном, необходимо подняться ночью и совершить хотя бы двухракаатный намаз (т.е. настоятельно рекомендуется)» (Дайлами).
7. «Если кто-либо, проснувшись ночью, прочтет десять аятов из Корана, то его имя не будет записано в список людей беспечных к религии. Если он прочтёт сто аятов, то его запишут среди покорившихся Всевышнему. Если же он прочтёт тысячу аятов, не будет границ вознаграждениям, которые ему запишутся» (Ибну Хиббан).
8. «Величие, достоинство верующего заключается в поклонении Аллаху, проснувшись ночью» (Абу Нуайм).
9. «Мать пророка Сулаймана сказала ему: «О мой сын, ты ночью много не спи, долгий сон в ночное время обедняет человека в Судный день» (Байхаки, Ибн Маджа).
10. «Если человек, постоянно просыпающийся ночью для поклонения, однажды не проснулся, то ему запишется вознаграждение за намазы, которые обычно он совершал ночью, и сон его запишется как милостыня». (Абу Давуд, Насаи).
11. «Ты соверши ночью намаз, хотя бы за время, в течение которого можно подоить овцу» (Ат-Табарани).
12. «Самое лучшее время – последняя часть ночи» (Ат-Табарани).
13. «Самый лучший намаз после обязательного – это намаз, совершённый ночью (за исключением важных сунна-намазов)» (Муслим).
14. «Когда остается одна треть ночи, милость Аллаха снисходит на самое ближнее небо и Он до рассвета говорит: «Нет ли кающегося? (чтобы принять его раскаяния). Нет ли просящего? (чтобы дать ему блага). Нет ли читающего молитвы? (чтобы ответить на его молитвы)» (Ахмад и Муслим).
15. «Спящий после утреннего намаза упускает жизненные блага» (Ибну ‘Ади и Байхаки).
16. «Если кто-либо, проснувшись, разбудит супругу, и они вместе совершат двухракаатный намаз, имена их обоих Аллах запишет среди имён мужчин и женщин, постоянно поминающих Аллаха» (Абу Давуд, Насаи, Ибн Хиббан, Хаким).
17. «В ночи есть один час, во время которого Аллах не откажет дать своему рабу то, что он попросит из благ этого и потустороннего мира, и этот час есть в каждой ночи» (Муслим, Ибн Ахмад).
18. «Да смилостивится Аллах над тем, кто поднимется ночью и совершает намаз, и кроме того, разбудит жену, и если она ленится, забрызгает её водой. Да смилостивится Аллах над той женщиной, которая поднялась ночью и совершила двухракаатный намаз, которая разбудила мужа, и при отказе подняться, забрызгала его водой» (Ибн Ахмад, Абу Давуд, Насаи и Хаким).
19. «Двухракаатный намаз, совершённый ночью, смывает грехи». (Дайлами).
20. «Двухракаатный намаз, совершённый ночью, ценнее этого мира и всего, что в нём есть. Если бы я не думал, что это затруднит мою умму, я бы повелел совершить двухракаатный ночной намаз обязательно» (Ибн Насир).
21. «Вы усердно старайтесь поклоняться Аллаху, поднявшись ночью. Это и традиция прежних праведных поколений, и то, что приближает вас к Всевышнему Аллаху, и искупление за ваши прежние оплошности, и то, что смывает ваши грехи, и лекарство, которое лечит, очищает вас от пороков, болезней» (Ат-Тирмизи, Хаким, Байхаки, ат-Табарани).
22. «Ценность ночного намаза по сравнению с намазом, совершённым днем, такая, какова ценность милостыни, поданного тайно, по сравнению с милостыней, поданноё открыто, при людях» (Ибн Мубарак и ат-Табрани).
23. «Ночью намаз совершают по два ракаата, накануне рассвета следует совершить один ракаат намаза-витру, Аллах един и Он любит витру-намаз» (Ибн Наср, ат-Табарани).
24. «Если кто-либо из вас проснётся ночью, то пусть скажет: «Вся хвала принадлежит Аллаху, Который вернул мне мою душу, оздоровил меня, и Который разрешил мне поминать Себя» (Ибн Сунни).
25. «Самое ценное и лучшее, что человеку следует произносить после пробуждения, это: «Субхана-ллязи юхйиль-мавта ва хува аля кулли шайин кадир».
26. «Тот, кого одолевает сон во время намаза, пусть прервёт намаз и поспит, пока не будет в состоянии понять то, о чем сам говорит» (Аль-Бухари, Ахмад).
27. «Вы совершите намаз ночью, проснувшись, хотя бы один ракаат намаза: ночной намаз смывает грехи, защищает от гнева Всевышнего Аллаха, защищает от огня Ада. Аллах больше всех ненавидит три типа людей: тех, которые спят днём и не поднимаются на ночной намаз, тех, которые много едят, и при этом не произносят в начале приёма пищи «Бисмиллах» и в конце не произносят «Аль-хамду лилля», и тех, которые беспрестанно смеются, когда ничего смешного нет. Постоянный смех опустошает душу и приводит к бедности» (Дайлами).
28. В другом хадисе говорится: «Когда раб Аллаха старается одолеть сон, совершить омовение и выстоять намаз, Всевышний Аллах говорит ангелам: «Смотрите, как Мой раб борется со своей душой, нафсом, пусть он просит Меня, и Я обеспечу его тем, что он просит» (Ибн Ахмад, Ибн Хиббан, ат-Табрани).
29. «Когда ты, поднявшись ночью, совершаешь намаз, подними немножко голос, чтобы напугать сатану, разбудить соседей и приобрести довольство Всемилостивого Аллаха» (Дайлами).
30. «Если, проснувшись, кто-либо совершит омовение, сполоснет рот и по сто раз произнесет: «Субханаллах», «Аль-хамду лилля», «Аллаху акбар», «Ля иляа илляллах», то его грехи смоются полностью, кроме грехов, связанных с имуществом и кровью другого человека» (Ат-Табрани).
31. «О люди, вы приветствуйте друг друга, кормите голодного, укрепляйте связи с родственниками, совершайте намазы, когда большинство людей спят, и вы в целости и сохранности войдете в Рай» (Ат-Тирмизи, Хаким, Ибн Маджа).
32. «В Раю находятся дворцы, внутренние покои которых можно увидеть снаружи». Абу Малик аль-Аш‘ари спросил: «О, Посланник Аллаха, кому они принадлежат?» Он сказал: «Они принадлежат тем, кто говорит с другими мягко и добродушно, кто кормит других, и тем, кто совершает намазы, когда другие спят» (Ат-Табарани и Хаким).
33. «В Судный день всех людей соберут на одну площадь – Арасат. Все услышат голос: «Где те, которые отрывали свои бока ночью от постели?». Поднимется немногочисленное количество людей. Без суда и допроса их отправят в Рай, и далее начнётся допрос Судного дня для остальных» (Байхаки).
34. «От ночного поклонения и многочисленных намазов обе ноги Пророка (мир ему и благословение) опухали. Его спросили: «Когда твои все прежние грехи прощены, и ты застрахован от будущих грехов, почему ты берёшь на себя столько труда?» Он ответил: «А разве я не должен быть благодарным рабом Аллаха?!» (Аль-Бухари и Муслим). (Так же и все пророки бывают защищены от грехов).
35. «Самый любимый намаз для Аллаха, это намаз пророка Давуда. Он полночи спал, одну треть ночи совершал намазы, а оставшуюся часть ночи (одна шестая часть) снова спал (до рассвета)» (Муслим и аль-Бухари).
36. «Самые достойные и лучшие люди моей уммы – это те, которые знают Коран и, бодрствуя ночью, поклоняются Аллаху» (Ибн Аби ад-Дунья и Байхаки).
37. «Время, в котором Господь больше всего приближается к Своему рабу – это последняя часть ночи. Если ты можешь стать одним из тех, кто в этот период поминает Аллаха, то стань им» (Ат-Тирмизи).
38. Аиша (да будет доволен ею Аллах!) говорила: «Ты никогда не прерывай свое ночное поклонение Аллаху, Пророк (мир ему и благословение) тоже никогда не прерывал ночное бодрствование и поклонение, даже если он сильно уставал или болел: он совершал намазы сидя» (Абу Давуд, Ибн Хузайма).
39. «Аллах любит того, кто, оставляя мягкую постель и красавицу жену, поднимается ночью для поклонения Аллаху» (Ат-Табарани).
40. «Пророку (мир ему и благословение) рассказали о человеке, который не поднимался всю ночь и до рассвета беспробудно спал. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Это человек, которому в оба уха мочились шайтаны» (Аль-Бухари, Муслим и Насаи).
41. «Когда раб Аллаха хочет подняться для поклонения ночью, к нему подходит ангел и говорит: «Поднимись, соверши намаз и поминай Господа своего, пока не рассвело». Затем подходит сатана и говорит: «Успокойся, ночь длинна, потом сможешь помолиться и совершить намаз» (Ат-Табрани).
Запомни! Пророк (мир ему и благословение) довёл до нас столько достоинств ночного поклонения, а большинство мусульман ленятся приобрести эти достоинства и милости Аллаха. Внук шейха Саадухаджиясул Мухаммада (да будет свята его душа!), имам Центральной мечети города Махачкалы, Мухаммадрасул-хаджи рассказал: «Мой дедушка часто вспоминал о женщинах, которые ранним утром подметают улицы города. Он говорил: «Только посмотрите, ради мизерной зарплаты они встают ещё до рассвета каждый день и в холодное, и в тёплое время года, в любую погоду они подметают улицы, а вы ленитесь встать вовремя на совершение утреннего намаза». И на самом деле, не удивительно ли, что в надежде получить в конце месяца маленькую зарплату эти бедные женщины могут встать рано утром, а мы, зная даже, что Всевышний Аллах вознаградит нас на том свете бесценными дарами, не можем встать ночью для поклонения. Мы даже не ходим утром в мечеть для совершения утреннего намаза коллективно, в джамаате мусульман.
Что поможет нам просыпаться ночью:
1. Умеренность в еде. Плотная еда утяжеляет желудок, требует употребления большого количества воды, клонит ко сну и затрудняет подъем.
2. Освобождение от чрезмерной тяжелой работы в течение дня, чтобы слишком не уставать. Тяжелый труд ослабляет суставы, от него болят мышцы, и он вызывает сонное состояние.
3. Отказ от греховного в течение всего дня. От грешных дел черствеет сердце, закрываются врата милостей Аллаха. Хасану аль- Басри (да смилуется над ним Аллах!) сказали: «О, Абу Саид, я и не болен, и хочу подняться ночью для поклонения и подготавливаю всё для этого, но не знаю почему, я не могу вставать ночью». Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах!) сказал: «Тебя сковывают грехи, которые ты совершил днём».
4. Отказ от запретной пищи.
Один из праведников сказал: «Нередко бывает так, что мы один раз употребляем в пищу запретное и целый год лишаем себя пробуждения ночью для поклонения».
5.Очищение сердца от скверного характера.
Тому, чьё сердце осквернено завистью, нововведениями, мыслями об обустройстве этой бренной жизни, нелегко подняться ночью и поклоняться Аллаху, если он и сможет, даже во время намазов он будет думать о мирских проблемах.
6. Размышления о жизни после смерти.
Человек, который размышляет о Судном дне и его допросе, о горьком наказании за грехи, не может спокойно спать, не просыпаясь для поклонения Аллаху, он старается заслужить довольство Всевышнего Аллаха.
7. Изучение ценностей ночного поклонения.
Если человек из Корана, хадисов и книг праведных учёных изучит и усвоит ценности ночного поклонения, блага потусторонней жизни, которые он может получить за это, то надежда на их приобретение заставит его легко вставать для ночного поклонения. Человеку свойственно стремление приобрести ценности, преодолевая лень и другие трудности.
8. Любовь к Всевышнему Аллаху.
Когда в сердце укрепляется настоящая любовь к Всевышнему Аллаху, его мечтой и желанием становятся уединение и духовная связь со Всевышним Аллахом в то время, когда никто не мешает, в полной тишине ночи. Али бин Баккар (да смилуется над ним Аллах!) сказал: «В течение сорока лет ничто меня не огорчало, кроме наступления времени рассвета». Другой спросил его: «Тебе нравится наступление ночи?». Он ответил: «Меня охватывает два разных чувства: радость наступления ночи и печаль её ухода».
Другой сказал: «Когда я стою, меня настигает ночь, не успеваю я сесть, как она проходит». Фузайл бин Ияз (да смилуется над ним Аллах!) говорил: «Если бы не было ночи, то я не захотел бы остаться в живых». Чем больше вы служите Аллаху, поклоняетесь Ему, тем лучше. Самая высокая оценка за поклонение, молитвы, намазы, за прошения об отпущении грехов и раскаяние – исполненные в последнюю треть ночи.
Если многое не получается, надо стремиться хотя бы совершить двухракаатный намаз, если и это не получается, то проснувшись, следует сесть лицом к Кибле и хоть немного упомянуть Аллаха, это тоже может принести неоценимую пользу. Да поможет нам Всевышний Аллах. Аминь!
Одним из современных факторов, затрудняющих ночное пробуждение и поклонение, является просмотр ночных телепередач или посиделки, где чаще всего злословят и бесцельно проводят время. Конечно, после этого при всем желании мы не сможем проснуться ночью и поклоняться Аллаху. Для истинных праведных учёных самое ценное времяпровождение – поклонение Аллаху, поминания Его и совершение намазов в ночной тишине. Среди них часто встречаются и такие, которым не хватает ночного времени, которые не насыщаются поминанием Аллаха. Когда одного из таких людей спросили: «Как ты проводишь ночное время?». Он ответил: «Я не могу проследить за ходом ночного времени, оно показывает мне лицо и быстро исчезает из виду».
Другой праведник говорил: «Меня и ночь, которую я провожу, можно сравнить с двумя конями, которые соревнуются в беге. Иногда я опережаю ночь, а иногда и ночь опережает меня».
Немало было и таких, которые выстаивали всю ночь. Были среди них и такие, которые в течение сорока лет с омовением для ночного намаза совершали и утренние намазы. Среди них Абу Ханифа, Саид бин Мусайиб, Сафван бин Салим – оба жители Медины, Фузайль бин Ияз, Вухайб бин Вард – оба мекканцы, Тавус, Вахб бин Мунаббах – оба йеменцы, Хакам, Раби бин Хайсам – оба куфийцы, Абу Сулайман Дарани, Али бин Баккар – оба из Шама, Хаввас и Абу Асим – оба убаданцы, Хабиб, Абу Джабир – персы, и многие другие, да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах.
Дай Аллах нам силу просыпаться и поклоняться Тебе так, чтобы Ты был доволен нами. Аминь!