Слова двуличного

26 Октябрь 2013
6282

Речь идёт о человеке, который будто бы имеет два языка и приходит то к одному из двух враждующих между собой людей, то к другому, каждому из них говоря слова хвалы, порицая того, с кем он враждует, и, обещая оказать помощь против другого, что является одним из признаков лицемерия. Если бы такой человек приходил к враждующим и каждому из них говорил хорошие слова, придерживаясь правдивости, то он не был бы ни двуличным, ни лицемером, ибо человек может поддерживать дружественные отношения с обеими враждующими сторонами. Если же он передаёт каждому из них слова другого, это значит, что у него два языка, а сам он является наихудшим из сплетников, ведь обычный сплетник передаёт слова только одной стороны, а этот добавляет и слова другой, украшая в глазах каждого то, что он проявляет вражду по отношению к другому.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Худший из людей в Судный день – человек с двумя лицами – сплетник, приходящий к одним с одним лицом, а к другим – с другим» (Ибн Аби ад-Дунья). «И тот, у кого было два лица в мирской жизни, будет наказан в Судный день двумя языками пламени» (Ибн Аби ад-Дунья).

 Однако подобное допустимо в тех случаях, когда человек вынужден мягко говорить с одной из сторон, опасаясь поступать иначе, так как опасаться дурного позволяется. Сообщается, что Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, мы улыбаемся людям в лицо, тогда как сердца наши проклинают их». Передают, что  Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Как-то раз один человек попросил разрешения войти к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение)  и он сказал: «Впустите его, (хотя) и плохой он соплеменник!» Когда же этот человек вошёл, Пророк (мир ему и благословение) стал мягко говорить с ним, а когда он вышел, я сказала: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), (сначала) ты сказал о нём то, что сказал, а потом так мягко говорил с ним!», - на что он ответил: «О ‘Аиша, поистине, худшим из людей является такие, которым оказывают уважение, опасаясь их зла!» (имамы аль-Бухари, Муслим).

Однако это касается такого случая, когда гостя принимает хозяин, который может либо хмуриться, либо улыбаться. В любых иных обстоятельствах нельзя ни хвалить, ни подтверждать, ни кивать головой в знак согласия с каждым ложным словом, а если человек делает это, значит, он является лицемером. Наоборот, этому следует выразить свое порицание, а если такой возможности у человека нет, пусть промолчит, но выразит этому порицание сердцем, ибо это самая низкая из степеней проявления веры.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.