Сегодня мы поговорим об одной из самых опасных болезней души, наших сердец после зависти – это рияъ. Рияъ – это тайный ширк, т.е. допущение соучастника в элементах поклонения Аллаху, поклонение другому или поклонение с другим иным намерением. Когда мусульманин в своих деяниях или поклонении (ибадате) допускает участие человека, т.е. он изучает ильму, совершает ибадат ради одобрения и уважения окружающих или преследует цель с помощью Ислама добиться религиозного сана или должности, материального благополучия или решения других жизненных проблем – это всё и есть рияъ.
Каждый может попасть в рияъ. Если внимательно проанализировать поклонение и деяния каждого из нас, то можно поймать себя на том, что знание, которое мы получаем, поклонение, которое мы делаем, часто делается для показухи, в надежде чьей-то похвалы. Надо всем твёрдо усвоить, что благодеяние, которое содержит в себе хоть малейший налёт рияъ, становится бесполезным! Подтверждением этому может служить известный пример с шахидом: Аллах говорит шахиду в Судный день: ''Ты иди в Ад!'' Шахид говорит: ''О мой Аллах! Я погиб на войне за веру, защищая путь, указанный Тобою!'' Аллах отвечает ему: ''Ты так старался, чтобы показать свою храбрость и мужество и ты получил награду ещё при жизни – назвали тебя храбрецом, героем, и от Меня тебе больше ничего нет''.
Всевышний Аллах говорит в священном Коране: ''Кто надеется встретить Аллаха своего, тот пусть делает дела добрые, поклоняясь Аллаху своему, пусть не признаёт никого соучастником Ему'', (сура «Аль-Кахф» аят 110).
Некоторые иногда приводят этот аят из Корана и говорят, мол, видите, никому, кроме Аллаха нельзя поклоняться, нельзя и обращаться. Но это очевидно каждому нормальному верующему!
Жундуб ибн Зухайр сказал Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение): ''О Посланник Аллаха! Я совершаю какое-нибудь хорошее деяние во имя Аллаха, при этом, когда об это узнаёт хоть один человек, я радуюсь, мне это нравится''. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: ''Аллах не принимает деяния, в которых имеется любой другой интерес, кроме Его довольства''. В подтверждение сказанному Пророком (мир ему и благословение) в адрес этого асхаба и ниспослан выше приведённый аят Корана.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: ''Остерегайтесь вы малого ширка''. Его спросили: ''Что такое малый ширк?' Он ответил: ''Это рияъ!''
Этот аят требует от нас следования приобретённым знаниям, совершать дела не ради популярности, видимости или облегчения своей жизни. Вот такое чистое, искреннее намерение называется «ихласом». Таким образом, деяния, совершённые только в ихласе Аллах и принимает у нас. Чтобы к этому прийти, без всякого сомнения, нужен духовный наставник, который научит искреннему поклонению.
Есть три уровня нашего поклонения (ибадата). Самый низкий уровень – поклонение и совершение деяний ради благополучия на этом свете, ради удачи, достатка, защиты от несчастий. Второй уровень – поклонение и совершение богоугодных деяний ради достижения рая на том свете и сохранения от огня Ада. Третий уровень наших поклонений – без всяких жизненных интересов поклоняться и совершать деяния только ради довольства Аллаха. Так вот, Аллах в том аяте требует от нас такого искреннего поклонения, в котором нет рияъ – сум‘ата, т.е. требует искреннего поклонения, поклонения третьего уровня.
В состоянии ли каждый из нас это обеспечить? Самостоятельно – конечно же, нет! И поэтому, от самого Пророка (мир ему и благословение) начиная, и по сей день, есть учителя, которые учат нас этому.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: ''В Судный день будет сказано: «В поклонении Аллаху, если кого вы сделали соучастником, то за вознаграждением тоже пусть идут к нему''. То есть, если кто-нибудь из нас совершил какое-нибудь деяние (доброе дело) или поклонение (совершил намаз, ездил в хадж, выдавал милостыню и т.д.) ради прославления, престижа и уважения, то пусть пойдёт к тому, перед кем он рисовался, и у него пусть берёт за это вознаграждение.
Один человек рано вставал и читал Коран, но как-то раз он услышал, что встал и сосед, тогда он, чтобы услышал сосед, что он читает Коран, повысил голос. Видит он сон, что ему дают вознаграждение за чтение Корана, но определённую часть не дают, и он говорит: ''Я ведь эту часть тоже читал!'' ''За эту часть ты проси вознаграждение у соседа!'' – ответил голос.
Также Пророк наш (мир ему и благословение) сказал: ''Того, кто поклоняется ради показухи и славы, его Аллах в Судный день показывает всему народу, обличив его, унизив его''.
Также Абу-Ибадуллахи Караши, великий шейх сказал: ''Праведными деяниями называют те деяния, в которых нет доли для удовольствия тела (нафса) и в которых нет каких-либо других интересов, связанных с поощрением, и совершённые только исключительно ради Аллаха, Его довольства и приближения к Нему''. Такой большой учёный говорит, что лучшее поклонение – это в явном и в тайном-духовном строго следовать за Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) и Его сунной.
Убадат сын Самата (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: ''Кто совершает намаз или соблюдает пост для показухи – это тот, у которого в поклонении имеется ширк (соучастник)'', – и затем он прочитал выше приведённый аят.
В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) сказал: ''Кто делает ибадат из-за рияъ, кто поклоняется из-за показухи, ему рай запрещён''.
В другом хадисе сказано: ''Внутри Ада есть одна пропасть и каждый день Ад в сотни раз просит у Аллаха беречь себя от этой пропасти. И эта пропасть уготована для обладателей рияъ''.
В другом хадисе сказано: ''Когда он сказал своим сподвижникам-асхабам: «То, из-за чего я больше всего беспокоюсь за умму – это тайный ширк». Они спросили: ''О Посланник Аллаха, что же это такое тайный ширк?'' Пророк (мир ему и благословение) ответил: ''Это рияъ!'' Это очень огорчило асхабов. Увидев их огорчение и видя грозящую опасность, Пророк (мир ему и благословение) сказал: ''Хотите, я вас научу тому, что может вам помочь, защитить вас от тайного ширка?» и прочитал следующее:
اللهم انى اعوذبك من ان اشرك بك شأوانااعلم واستغفرك لما لااعلم
т.е: ''О мой Аллах, я Тобой прошу: защити и сохрани меня от ширка к Тебе и ширка в моих поклонениях Тебе по знанию и незнанию, и я прошу простить меня''.
Да убережет Аллах нас и простит нам наши грехи и да поможет во всем! Амин.