Терпение – это качество сильного и морально устойчивого человека. Потому что сложно сдерживать себя в самые эмоциональные моменты жизни в период гнева, или нервного срыва. Но вознаграждение и степени терпеливых возвышены в соответствии со сложностями сдерживания себя, и Аллах говорит во многих местах о терпеливых людях, восхваляя их.
Имам Ахмад о количестве упоминаний терпеливых сказал:
الصبر في القرآن في نحو تسعين موضع
«[О достоинстве] Терпения в Коране упоминается в девяносто местах». Значит, девяносто раз Всевышний в Коране похвалил это качество. Вот один из многих аятов, где Аллах говорит:
إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ
Смысл: «Поистине, Аллах вместе с терпеливыми» («аль-Бакара», аят 153). Терпение, особенно при постижении бед, является вознаграждаемым делом. По этому поводу Аллах в другом аяте говорит:
فاصبر إن وعد الله حق
Смысл: «Прояви терпение (т.е. стойкость) и Аллах даст тебе обещанное (т.е. награду)».
Также Всевышний Аллах говорит:
وإن تصبروا وتتقوا لا يضركم كيدهم شيئاً
Смысл: «Если вы проявите терпение и набожность, вам не навредят их (лицемеров) козни» («Алу Имран», аят 120).
Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах) отмечал:
بالصبر واليقين تنال الإمامة في الدين
«Терпением и твёрдым знанием достигается предводительство в религии (преуспевает человек в этом мире и в мире вечном)».
Очень много хадисов о терпении и стойкости, и всех их привести невозможно.
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
والصبر ضياءً
«Терпение это есть свет (который будет освещать его могилу)» (привёл имам Мус-лим от Абу Малика аль-Ашари). Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
ومن يتصبر يصبره الله ، وما أعطى الله أحداً عطاءً هو خير وأوسع من الصبر
«Тому, кто старается проявлять терпение, Аллах даст его (терпение), и нет ничего лучшего из даров Аллаха, чем терпение».
Таких изречений очень много, и привести все нет необходимости.
Убеждение, которое должно быть у человека, которого постигло горе
Ни один человек, включая Посланников и Пророков (мир им и благословение), не застрахованы от бедствий и испытаний от Аллаха, парой, наоборот, последние бывают испытаны сильнее, как в пример для обычных людей.
Значит, у верующего должно быть убеждение, что Всевышний ниспосылает беды и трудности и только Он избавит его от них, как Сам Всемогущий Аллах сказал:
ما أصاب من مصيبة إلا بإذن الله
Смысл: «Не настигают беды, кроме как по воле Аллаха» («ат-Тагабун», аят 11). Что бы ни случилось, в первую очередь, человек обязан быть убеждённым, что всё от Аллаха и потому как только Аллах ниспосылает и удаляет беды, следовательно, и уповать тоже нужно только на Него.
Зная, что все беды – это решение Аллаха, нельзя быть недовольным Его решениями. От всех Его решений есть польза для рабов, ибо Аллах справедлив и не притесняет их, Он Сам для Себя запретил притеснять Своих рабов.
Одна и мудростей – Аллах, конечно, знает лучше – ниспослания бед в том, что беды ниспосылает Аллах для смывания грехов Cвоих рабов, а если же если рабы чисты, то беды ниспосылаются для возвышения степеней. Потому как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
إن الرجل لتكون له المنزلة عند الله فما يبلغها بعمل ، فما يزال يبتليه بما يكره حتى يبلغه ذلك
«Поистине, человек, на которого обрушились беды, и он проявил терпение, возвысится степенями, которых он не достигнет просто благими делами» (Ибн Хаббан № 2896 в своей книге «Сахих»).
Также сказал:
ما يصيب المؤمن من هم ولا غم ولا نصب ولا وصب ولا حزن ولا أذى حتى الشوكة يشاكها إلا كفر الله بها من خطاياه
«Не настигнет верующего беспокойство, забота, печаль, проблема, вред, вплоть до того, что даже колючка вонзится, и он почувствует боль, кроме как Аллах прощает грехи по причине этого» (имам аль-Бухари). Малейшая боль или любое испытание Аллах устанавли-вает причиной смывания грехов или возвеличивания степени.
Отсутствие бед – повод для беспокойства
Человек не должен беспокоиться, если беды часто ниспосылаются на него, однако беспокойство вызывает, то если беды вообще отсутствуют, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Нет блага в рабе, у которого не умаляется имущество и не испытывал телесные болезни, поистине, Аллах любит раба, которого испытывает и при испытании проявляющий терпения» (Ибн Аби Дунья). Так же Пророк (мир ему и благословение) сказал:
من يرد الله به خيراً يصب منه
«Кому Аллах желает добра, тому ниспосылает бедствия» (имам аль-Бухарий).
Как проявлять терпение
Когда человек проявляет терпение, он должен проявлять его искренне, ради Аллаха, а не по другим причинам, как Аллах сказал:
فَاصْبِرْ كَمَا صَبَرَ أُوْلُوا الْعَزْمِ
Смысл: «Прояви терпение (Мухаммад), как улуль-азми (как Пророки улуль-зам)» («аль-Ахкаф», аят 35). А как понять этот аят? Этот аят означает, что надо быть стойким не жаловаться никому, а обращаться к Аллаху с мольбой о даровании стойкости перед бедствиями, как поступали великие Пророки (мир ем и благословение).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
ما من عبد تصيبه مصيبة فيقول : إنا لله وإنا إليه راجعون . اللهم أجرني في مصيبتي واخلف لي خيراً منها إلا أجره الله في مصيبته وأخلف له خيراً منها
«Не настигнет беда раба, и он проявит стойкость и скажет: “Все мы от Аллаха и к Нему возвратимся. О, Аллах! Последуй за этой бедой благое для меня”, Аллах вознаградит этого раба» (имам Муслим). То есть, пусть тот, на кого пало горе и печаль обратится к Аллаху со словами, которые приведены в этом хадисе и Аллах воздаст сполна, за его терпение.
Чтобы человек получил полное воздаяние за терпение, он должен соблюдать следующие условия:
1) Быть убеждённым, что все происходит по воле Аллаха, и только Аллах избавит от бед.
2) Не жаловаться, кроме как Аллаху.
3) Переносить горе, только лишь уповая на Аллаха и ради Аллаха.
4) Быть убеждённым, что во всём есть мудрость Аллаха.
Это основные условия, которые человек, мусульманин, обязан соблюдать, иначе человек не получит ничего, кроме напрасных страданий. Тяжкий грех жаловаться и не благодарить Аллаха за любое Его решение.
Да ни лишит нас Аллах стойкости в ответственный и нужный момент. Амин!