Гнев – начало безумия

19 Октябрь 2015
32653

Сегодня я хочу остановиться на одном очень коротком хадисе Пророка (мир ему и благословение), который должен стать для нас лозунгом в повседневной жизни.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что некий мужчина пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и сказал: «О Посланник Аллаха, дай мне совет!». Спрашивающий не злился, просто попросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение) совета. Посланник Аллаха ему сказал коротко:

لا تغضب

«Не злись» (аль-Бухарий).

Человек, который видит Посланника Аллаха впервые, просит наставления, и Посланник Аллаха говорит ему: «Берегись зла». Человеку этого было недостаточно, он еще раз попросил у Посланника Аллаха наставления, и Посланник Аллаха несколько раз повторил: «Не злись».

И это очень важное наставление для нас всех. Потому что именно гнев, злость является причиной многих ошибок, многих причиняемых друг другу обид, многих разладов, расколов, семейных разводов, даже международных политических ошибок. Все это происходит из-за эмоций, амбиций, в основе которых находится злоба.

И ни о какой исламской нравственности не может быть речи, пока мы сначала не прислушаемся этому совету Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Мы знаем, сколько злобы и ненависти встречаем повсюду. Молодым людям вместо того, чтобы быть радушными, приветливыми, терпеливыми, с улыбкой на лице, кажется, что когда они ходят хмурые, злые без повода и причины, это для них защита. Как красиво, когда человек силен, он, может быть, и злится, но он улыбчив, придерживается нравов Ислама, а не диких нравов животного мира.

Все проблемы человек должен решать с улыбкой на лице, терпеливо, объективно и расставаться с людьми по-дружески, сохраняя отношения с ними. Все ошибки между людьми происходят именно по причине злости.

Кто может нас призывать к такому, как не Мухаммад (мир ему и благословение), о котором Всевышний Аллах сказал:

وإنك لعل خلق عظيم

«Воистину, ты обладаешь очень высоким нравом» (сура «аль-Калям», аят 4).

Он является наилучшим примером подражания для каждого, кто желает вечной жизни, вечного счастья. Мы очень нуждаемся в повторении этих слов друг другу. Высшая победа человека – это победа над самим собой. Тот, кто потерпит поражение перед самим собой, своим нафсом, ни в чём не сможет победить. Беда всей мусульманской уммы в том, что мусульмане сегодня терпят поражение в самом главном джихаде –  в джихаде над самим собой. Если мусульмане терпят поражение в этой битве, они никогда никого не победят.

Почему же Посланник Аллаха (мир ему и благословение) предостерегает нас от таких эмоций? Потому что злость, гнев – это когда в сердце начинается кипеть кровь, это то, что толкает человека на возмездие.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано:

اتَّقُوا الْغَضَبَ فَإِنَّهَا جَمْرَةٌ تُوقَدُ فِي قَلْبِ ابْنِ آدَمَ , أَلَمْ تَرَوْا إِلَى انْتِفَاخِ أَوْدَاجِهِ

 «Остерегайтесь гнева, воистину, это уголек, который раскаляется в сердце сына Адама. Разве вы не видите, как он краснеет во время гнева и как раздуваются его кровеносные сосуды?» (Ахмад, Абу Давуд).

Известный ученый Хамид, сын Абдурахмана, сказал, что когда поразмыслил о словах Посланника Аллаха (мир ему и благословение), то осознал, что именно гнев является причиной всякого зла. И именно это нам следует понимать, нужно вникать в каждое слово Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и понимать нашу нужду в этих наставлениях, хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Почему? Потому что, когда человек гневается, он не замечает, что произносит, что делает. В таком состоянии человек способен на любую глупость и даже преступление.

Поэтому настоящим героем в Исламе является, как сказано в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Человек, который владеет собой в порыве гнева». Если даже он вынужден показать характер, то не теряет рассудок, он контролирует себя и не позволяет сказать лишнего, нарушить нормы шариата.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение):

ليس الشديد بالصرعة ، إنما الشديد الذي يملك نفسه عند الغضب

 «Силен не тот, кто способен перебороть другого, а тот, кто совладает собой во время сильного гнева» (аль-Бухарий, Муслим).

В другой версии хадиса передается:

ليس الشديد من غلب الناس ولكن الشديد من غلب نفسه

 «Не силен тот, кто способен перебороть людей, воистину, сильным является тот, кто победил самого себя».

Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) часто призывал своих сподвижников к борьбе со своим нафсом.

Ибн Абас (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

ثلاث من كن فيه آواه الله في كنفه ، وستر عليه برحمته، وأدخله في محبته ‏:‏ من إذا أُعطي شكر ، وإذا قدر غفر ، وإذا غضب فتر

 «Если в человеке будут три качества, Всевышний Аллах обережет его, будет хранить под Своей заботой, скрывать его недостатки по Своей милости и введет раба под Свою любовь. Первое качество – благодарность; это когда человеку дается благо, и он воздает хвалу Всевышнему Аллаху. Второе качество – великодушие; это когда человек получает возможность мщения, но прощает. И третье качество – хладнокровие; когда он гневается, но быстро успокаивается» (аль-Байхакий).

Мне нагрубил один человек – не понял, кто я, и унизил, отозвался обо мне плохо. У меня очень высокое положение, я могу одним звонком сделать так, чтобы ему досталось за это, но ради Аллаха я прощаю. Прощение это именно тогда, когда ты бы мог бы ему отомстить, но ради Аллаха прощаешь его.

Также Анас (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

مَنْ دَفَعَ غَضَبَهُ دَفَعَ اللَّهُ عَنْهُ عَذَابَهُ ، وَمَنْ حَفِظَ لِسَانَهُ سَتَرَ اللَّهُ عَوْرَتَهُ

 «От того, кто будет отталкивать свой гнев, Всевышний Аллах будет отталкивать Свое наказание. А у того, кто будет беречь свой язык, Всевышний Аллах скроет недостатки» (Укайлий).

Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

ما من جرعة أعظم أجرا عند الله من جرعة غيظ كظمها عبد ابتغاء وجه الله

 «Нет ни одного глотка, который ценился бы выше Всевышним Аллахом, чем глоток гнева, который проглотил раб ради Аллаха» (Ахмад).

Это очень ценный глоток, это то, что доходит до Всевышнего Аллаха, если ты это делаешь именно ради Него.

В другом хадисе от Муаза ибн Анаса передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

قال من كظم غيظا وهو قادر على أن ينفذه دعاه الله عز وجل على رءوس الخلائق يوم القيامة حتى يخيره الله من الحور العين ما شاء

 «Того, кто проглотит свой гнев, будучи в состоянии выпустить его, в Судный день Всевышний Аллах назовет перед всеми народами…» (Абу Давуд). Вы представляете, какой великий почёт! Если здесь будет стоять глава страны, и одного из вас назовут по имени, этот человек от счастья от земли оторвется. И в Судный день среди всех народов Всевышний Аллах вызовет человека, который, имея возможность выпустить гнев, отказался от этого. И что еще Всевышний Аллах предлагает ему – Он предоставляет ему выбор любой из гурий. Гурии – это существа женского пола бесподобной красоты, с которыми нельзя сравнить ни одну самую красивую женщину в этом мире. Всевышний Аллах за глоток гнева предоставит своему рабу такой выбор. Разве не стоит ради этого проглотить гнев?

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был наилучшим примером для своих сподвижников, семьи и для всей уммы в кротости, терпеливости, сдержанности.

Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорит, что когда перед Посланником Аллаха (мир ему и благословение) стоял выбор между двумя делами, он выбирал легкое. Почему? Потому что он был милосерден к умме. Если бы он выбрал тяжкое, суровое, мы были бы в затруднении. Но посланник Аллаха (мир ему и благословение) всегда выбирал легкое дело.

Далее Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) никогда не мстил лично за себя. То есть все, что касалось его личности, он прощал. А сегодня мы твердо записываем ту обиду, которую кто-то нанес нам. Личные обиды доходят до того, что они отражаются даже на работе больших политиков.

Нам известно, сколько Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пережил унижений, оскорблений и физических притеснений.

Современный молодой человек, якобы следующий сунне Пророка (мир ему и благословение), призывающий людей к Исламу, желающий, чтобы весь мир стал Халифатом, полон гнева, готов отомстить за себя. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) никогда за себя не мстил, если только не попирались законы Аллаха. Когда происходило преступление, если кто-то совершал тяжкий грех, аморальный поступок, тогда, конечно, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) гневался и требовал возмездия ради Аллаха.

Давайте сравним свою жизнь с некоторыми примерами из жизни Пророка (мир ему и благословение). Анас (да будет доволен им Аллах) говорит: «Как-то раз я шел вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение), и на нем была накидка из грубой ткани. Один бедуин догнал Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и дернул его за эту накидку так сильно, что я (Анас), посмотрев на шею Пророка (мир ему и благословение), заметил, что накидка сильно поцарапала шею Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Бедуин сказал ему: «Почему ты мне не даешь из богатства Аллаха, которое у тебя есть? Дай мне что-нибудь!» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) посмотрел на него и рассмеялся. Он не стал нервничать, поучать его, а сказал: «Дайте ему». Пророк дал материальное вознаграждение этому бедному человеку.

Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) говорит: «Я смотрю на Посланника Аллаха (мир ему и благословение), он олицетворяет одного из пророков. Народ его избил, он окровавлен, а он вытирает кровь со своего лица и говорит: «О Аллах, прости моему народу, они не ведают».

Как-то раз Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сидел со своими сподвижниками, и некий грубиян подошел и ни с того ни сего несколько раз нагрубил сподвижнику Абу Бакру (да будет доволен им Аллах). Всевышний Аллах испытывает своих праведных рабов, Аллах и нас испытывает грубостью. Когда его задели в третий раз, Абу Бакр не сдержался и ответил ему. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение) покинул этот маджлис. Представьте, стоило Абу Бакру просто возразить этому человеку, как Посланник Аллаха покинул этот маджлис. Абу Бакр испугался, заметив недовольство Посланника Аллаха (мир ему и благословение), тут же побежал к Посланнику Аллаха и сказал: «О Посланник Аллаха, ты недоволен мною?!» Посланник Аллаха сказал: «Снизошел ангел с небес, который отвечал этому грубияну на все, что он говорил, и он тебя защищал и ограждал, пока ты не заступился сам за себя. Как только ты заступился за себя, ангел покинул этот маджлис, и я покинул за ним этот маджлис, вместо ангела сел шайтан, после этого я не смог сидеть рядом с шайтаном».

Таковы величайшие примеры из жизни Пророка (мир ему и благословение) и их сподвижников, призывающие нас к избавлению от болезни злости, гнева, который приводит нас к очень печальным последствиям.

Да одарит Всевышний Аллах нас силой и терпением победить свой нафс!

По материалам пятничной проповеди имама Центральной мечети г. Махачкалы Мухаммадрасула-хаджи Саадуева

Подготовил: Мухаммадрасул Загиров

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.