Вспомни тот час, когда ты совершил грех!

16 Сентябрь 2010
6277

Разъяснение понятия «Покаяние»

Разъяснение понятия «Покаяние»Поистине покаяние имеет три смысла и когда они объединяются, получается искреннее покаяние. Первый смысл - это знание, второе - состояние, третий смысл - действие. Какое знание? Осознание того, что мы рабы и будем стоять перед Аллахом в Судный день, смерть настигнет нас через короткое время, затем мы будем спрошены за нашу жизнь.

Каждый знает, что жизнь коротка и настанет час, когда он один предстанет перед Аллахом и будет отвечать без переводчика, без посредника. Ему скажут: раб мой, вспомни тот день, тот час, день, когда ты заперся и прятался от взора Моих рабов. Ты стыдишься их взоров, а по отношению ко мне делал то, чем Я недоволен. Как я относился к тебе? Раб мой, ты стыдишься людей, но не стыдишься Меня!

Когда нас представят перед Творцом и скажут: раб мой, Я сотворил тебя из ничего, ниспослал тебе милости, возвеличил тебя словами «Ля илляха илля ллах». Дал тебе мать, которая качала тебя, кормила, затем ты окреп, овладел милостями, Моими благами. Ты осмелился противоречить Мне, а как ты отнёсся к моим благам? Ты выполнил долг благодарности? Ты усердствовал в том, чем буду доволен Я? Ты искал приближения ко Мне за то время, которое дал Я тебе?

Настоящий верующий убеждён в том, что он придёт к этому. Владеть знанием значит знать, что каждое наше слово, каждый взгляд на запретное, каждое движение записываются. Некоторые, слыша это, удерживаются, чувствуя наблюдение за собой. Если посмотреть на это с другой стороны, то этим Аллах возвеличивает нас. Два ангела после совершеннолетия до смерти записывают каждое сказанное слово. Каждое, будь то в шутку или всерьёз, сказанное в гневе или в довольстве, в печали или в радости, каждое слово. Если мы осознаем, что все наши деяния записываются и будут представлены пред Всевышним, то это и есть знание. И другое знание в том, что после того как представят наши деяния пред Всевышним, нас отправят либо в ад либо в Рай. Мы не знаем, когда наступит смерть, которая не делает различия между взрослым и молодым, между здоровым и больным. Это знает только Аллах. Она придёт внезапно, предстанет пред нами и каждый поймет, что удобный случай завершился. Разве осознавший это не получит пользу от такого знания?

Некоторые праведники пришли к саляфу салихину и спросили его: «О шейх, прощает ли Аллах грехи, которые я совершил?». «Да, если ты раскаешься!». Он воздал Хвалу Аллаху и очень обрадовался, но, сделав несколько шагов и изменившись в лице, он вернулся. Шейх спросил его, что случилось? Он в ответ спросил: «Когда я грешил, Аллах видел меня?». Шейх ответил, да. И он издал громкий звук и умер на месте.

Вы знаете, что произошло с этим человеком? Он вначале думал: «Куда меня отправят - в ад или в Рай?». Каждый верующий об этом думает, и в нём утвердился страх, что он может оказаться в аду. Всевышний прощает грехи тому, кто раскаялся. Он задумался: «Аллах смотрел на меня, а я творил такое и такое».

Аллах прячет наши грехи. Он Всемогущ, Он мог бы разоблачить нас прилюдно, но всё же Он прячет наши грехи. Аллах не перестаёт давать нам блага. К примеру, когда сын постоянствует в грехе и делает зло, приходит время и родители говорят, хватит, мы больше тебе не отец и не мать. Машину, которую я тебе купил, ты не достоин её. Но Аллах не перестаёт нам оказывать милости, вместе с этим Аллах возвеличивает нас, даёт нам отсрочку, а мы? Перестаём грешить? Когда человек печалится за своё упущение, содеянное, это значит, в его сердце есть раскаяние.

Некоторые салафу салихины держали свою бороды и плакали, говоря: горе мне, горе, даже если простит меня Аллах! Они думали, как предстанут перед Аллахом, если Он даже простит. Сожаление о содеянном грехе, стеснение перед Аллахом, даже если Он простит. Такое сожаление влияет на человека и он выносит для себя решение удерживать себя от ослушания, намереваясь больше не возвращаться к грехам. Получив такое сожаление, осознав его, получив пользу от осознания предстоящего, перестав грешить, укрепляется в нафсе сожаление - это есть покаяние. Если есть грехи по отношению к людям (взяли чужое имущество, или притеснили, и.т.п.), то это нужно вернуть хозяину. Если вернуть тот простит за это не спросят в Судный день.

Грехи бывают трёх видов. Грехи, которые Аллах прощает, которые Он не прощает, и грехи, которые остаются.

Грехи, которые Аллах прощает - это все грехи которые между тобой и Аллахом, и если искренне раскаяться, сделать намерение больше не возвращаться к грехам, Аллах простит.

Грех, который не прощается - это ширк (да убережет нас Аллах от этого!). В достоверном хадисе от аль-Бухари говорится: «Я не боюсь, что вы после меня впадёте в ширк (многобожие), но я боюсь, что вы увлечетесь мирским». Большой ширк - это убеждение в том, что наравне с Аллахом есть ещё бог. Аллах не прощает грехи многобожника. В Коране говорится: «Аллах не прощает многобожие и прощает другие грехи, кому пожелает» (сура «ан-Ниса», аят 47).

Грехи, которые остаются - это долги перед людьми, следует проявить усердие вернуть чужое, отобранное и т.д.

Если кто либо решит раскаяться, нужно подумать, есть ли долги. Человек не сможет полноценно идти по пути Аллаха, если он у кого-то что-то отобрал или кому-то что-то не вернул. Долг отвергает человека от пути Аллаха до тех пор, пока не будет возвращён, или случится равноценная замена.

Однажды к ибн Масуду (да будет доволен им Аллах) пришли люди и рассказали о человеке, совершившем большой грех. И спросили его, есть ли покаяние в этом греха. Ибн Масуд изменился в лице, услышав, какой это большой грех. Он отрёкся от этого человека и отошёл. Сделав несколько шагов, ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) оглянулся и посмотрел на того человека. Тот горько плакал. Тогда ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) подошёл к нему и сказал: «Знай, что Аллах простил тебя, если ты будешь праведным. Аллах сотворил восемь ворот Рая, все они открываются и закрываются, кроме ворот покаяния, они никогда не закрываются.

Больших грехов четыре, некоторые сподвижники говорят, что семь, другие, что одиннадцать. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Да смилостивится Аллах над ибн Умаром (да будет доволен им Аллах), который сказал, что больших грехов 7, ведь их около семидесяти». Большинство учёных ахлу сунна валь джамаа единогласны в том, что каждый проступок, за который положено наказание, это большой грех. Каждый проступок, о котором гласит Коран, это харам и большой грех.

Алимы говорят, что постоянство в малом грехе - это большой грех. Недооценивание греха - это тоже большой грех. Бывают малые грехи, и если попросить прощения, обратиться к Аллаху, то они сразу же прощаются. Пятничный намаз смывает малые грехи. Но если Аллах посмотрит в сердце и увидит в нём малый грех, и если нет печали из-за этого, нет стыда, то каким бы малым он не был, он перерастает в большой. Не придавание значения малому греху есть большой грех.

Когда Аллах смотрит на Своего раба и видит, что Его раб клонится к греху, что не размышляет о том, что грех влияет на сердце, что ему не больно от греха, это есть большой грех и вступившему на путь Аллаха лучше не жить таким образом. Вступивший на путь Аллаха, совершив малый грех, чувствуют от этого боль. Раньше люди, вступившие на путь Аллаха, каялись, совершая дозволенное, каялись, потому что видели что в их стоянии перед Аллахом есть стремление к высокой степени. К примеру, при питье воды с намерением утолить жажду, сохранить доверенное Аллахом тело приближение к Аллаху - это считается поклонением. А забыв об этом, праведники потом каялись, говоря, что упустили случай приблизиться к Аллаху при питье воды, поминая Аллаха, воздавая Ему Хвалу. Некоторые праведные предки каялись в некоторых поклонениях из-за того, что появлялись ненужные мысли в поклонении, а совершив поклонение, порой каялись из-за того, что не почувствовали милость Аллаха, что Аллах дал им возможность поклоняться. Если появлялась гордость, а не радость от того, что совершили поклонение, то за это тоже каялись. Что касается радости, то это милость Аллаха. Рабия аль-Адавия говорила, что их покаяние нуждается в покаянии, она говорила, что когда она делает покаяние, она думает, что нуждается ещё в другом покаянии. Это слова познавших Аллаха.

Она говорила, что когда она говорит Астахфируллах и не было хузура (смиренности и искренности) в сердце, то она стесняется Аллаха просить простить её и принять её покаяние, ведь она не была в смиренности!

Мы будем на правильном пути, если начнём с этой минуты жизнь с оживления покаяния. Начнём и будем помнить, что степень покаяния не завершается. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) который ни разу не согрешил, каялся, сподвижники слышали, как он произносил слова истихфара на одном мажлисе 70 раз! Начнём наш путь к покаянию, ведь нет ему конца на пути Всевышнего! Обратим дорогие братья и сестры на предыдущие наши шаги, поступки и скажем Астахфируллах! Следует каяться Аллаху в том, что было раньше. Нужно каяться за каждый совершённый грех. Обратимся к Аллаху, и Аллах встретит нас, возвеличивая, давайте совершим ночью сунна два ракаата намаза покаяния (истихфар ). Кто совершит ночью намаз истихфар сможет приблизиться к Аллаху. Совершив намаз мы почувствуем, что согрешили и обратимся к Аллаху с мольбой о прощении. Какой человек является впереди идущим? Тот кто совершил покаяние, или тот, чьё покаяние принял Аллах? Некто сказал Рабие аль-Адавие: «Сделай мне дуа, чтоб я сделал покаяние Аллаху!». Она сказала: «Я сделаю дуа, чтоб Аллах принял твоё покаяние, чтоб ты сделал покаяние». Затем он сделал тавбу (покаяние).

Вспомним все наши грехи, раскаемся в них, вспомним благие дела, которые мы упустили, вспомним, что смерть ждёт нас, нас положат в могилу, о том, что предстанем перед Аллахом. Попросим искренно прощения. Кто сделает так тот, увидит как изменится состояние его сердца.

Нужно каждый день каяться говорить много раз «Астахфируллах ва атубу иляйхи». Или «Рабигъфирли атубу иляйка иннака анта таввабу рахим». Каждую ночь будем это произносить и почувствуем, что мы каемся Аллаху, будем постоянны в этом и увидим пользу, достигнем степени, которую алимы называют «Рутба махбубия», степень тех, кого Аллах возлюбил. Ведь Аллах любит кающихся. Хоть если согрешим ещё раз. Кто согрешил тот, должен вернуться и к покаянию. Не печалился тот, кто просил Аллаха хотя бы 70 раз в день, но нельзя играть с Аллахом! Когда нафс рассказывает о грехе, нужно напомнить ему, что Аллах видит все. Нафс говорит: я совершу грех, потом раскаюсь - это игра с Аллахом и такое не принимается. Обращайтесь к Аллаху во второй раз, в третий раз, в четвёртый, в десятый. Обратимся к Аллаху и не перестанем это делать.


Материалы по теме

  • Раскаяние – ключ к счастью
  • Видео: Али Джифри - Цикл лекций о суфизме. Лекция № 3. Разъяснение понятия "покаяние"
  • Видео: Покаяние - ключ к счастью
  • Видео: Лицом к истине. Покаяние - шанс начать новую жизнь
  • Аудио: Истина суфизма. Покаяние
  • Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.