Для нас порой не представляет особой трудности совершение множества благих деяний. Однако очень трудно сохранять эти дела. Ещё труднее совершить их таким образом, чтобы они были приняты Всевышним Аллахом.
Например, человек совершает добрые дела, но если он делал всё это напоказ, только ради того, чтобы люди видели его добродетель и говорили об этом, то такие деяния не принимаются Всевышним Аллахом.
Точно так же, если человек упорствует в совершении определённых грехов, его хорошие деяния, какими бы многочисленными они ни были, не принимаются Аллахом, пока он не совершит искреннее покаяние. О некоторых из этих грехов мы расскажем в этой статье. Всевышним Аллахом не будут приняты деяния тех, кто:
1. ослушается родителей
От Абу Умамы Аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
ثَلاثَةٌ لا يَقْبَلُ اللَّهُ لَهُمْ صَرْفًا وَلا عَدْلا : عَاقٌّ ، وَمَنَّانٌ ، وَمُكَذِّبٌ بِالْقَدَرِ
«От троих Всевышний Аллах не примет ни желательного (сарф), ни обязательного (‘адль): от того, кто ослушается родителей, от того, кто попрекает (других своими благодеяниями), и от того, кто отрицает предопределение Аллаха». (Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 7547)
Дети обязаны слушаться своих родителей во всём, если они не повелевают творить запретное; уважать их, быть снисходительными и признательными им. Ведь Всевышний обязал нас повиноваться родителям и искать их довольства.
В другом хадисе, который приводит Табарани и Аль-Хаким, сообщается, что Пророк ﷺ сказал:
ملعون من عق والديه . الحديث رواه الطبراني والحاكم وقال صحيح الإسناد
«Проклят тот, кто ослушается своих родителей».
2. попрекает других своими благодеяниями;
Всевышний Аллах категорически запретил нам попрекать людей оказанной им помощью и поддержкой. Об этом в Священном Коране говорится в нескольких местах.
В этих аятах Всевышний Аллах хвалит доброго человека, который расходует свое имущество ради Аллаха, не попрекая тех, кому он оказывает помощь, и порицает человека, который делает пожертвования, после чего попрекает людей оказанной им милостью и наносит при этом им оскорбления.
Если человек расходует своё имущество ради Аллаха, а затем попрекает людей оказанной им милостью, он уподобляется хозяину сада, который сгорел, оставив своего слабого и престарелого владельца с малолетними и беспомощными детьми. Такое положение действительно является ужасным, и разве захочет человек оказаться в таком положении?
Неожиданная гибель сада после того, как его деревья принесли плоды, является большой бедой. И если человек совершает благодеяния ради Аллаха, а затем разрушает их своими злодеяниями, то он уподобляется владельцу сада, которого постигла такая печальная судьба в тот момент, когда он больше всего нуждался в своем саде.
3. отрицает предопределение Аллаха;
Всевышний Аллах ещё до создания времени знал обо всём, что произойдёт. Предопределение (Аль-Кадар) – это тайна Аллаха, скрытая от Его творений, и ни один приближенный ангел, ни один пророк, ни посланник не получил знания об этом.
Углубление в это и чрезмерные размышления об этом ведут только к неудаче, лишениям и банкротству. Поэтому каждый должен быть предельно осторожен в мыслях и размышлениях об этом, не поддаваясь сомнениям, которые его обуревают, поскольку Аллах охраняет знание о предопределении от людей и запрещает им доискиваться до него.
Каждый человек должен понимать: Всевышний Аллах знал в Предвечности всё, что произойдёт с Его творениями. Предопределение Аллаха детализировано до мелочей и окончательно.
Нет ничего созданного Им на небесах или на земле, что могло бы пойти против этого, добавить что-либо к этому, стереть что-либо, изменить, уменьшить или увеличить его каким бы то ни было способом.
Вера в предопределение – это один из столпов имана, основополагающий аспект веры и необходимый элемент всего знания, включая Единство (Тавхид) Аллаха, поэтому Аллах не принимает деяния того, кто отрицает Его предопределение.
4. нарушает договор и не выполняет данное обещание;
Пророк ﷺ призывал своих сподвижников и, соответственно, всех мусульман быть верными, честными, надёжными. Эти качества, которые обозначаются одним словом «аманат», являются отличительными качествами верующего.
Человек, нарушивший обещание, заслуживает проклятия Всевышнего Аллаха, его ангелов и всех людей, Аллах также не примет у него благие деяния.
От Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
ذِمَّةُ المُسْلِمينَ وَاحِدَةٌ ، يَسْعَى بِهَا أَدْنَاهُمْ ، فَمَنْ أَخْفَرَ مُسْلِماً ، فَعَلَيْهِ لَعْنَةُ اللهِ وَالمَلائِكَةِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ ، لا يَقْبَلُ اللهُ مِنْهُ يَومَ القِيَامَةِ صَرْفاً وَلا عَدْلاً
«Защита, предоставляемая мусульманами, едина, даже если её предоставляет нижайший из них, а тот, кто подведёт мусульманина (в этом), будет проклят Аллахом, ангелами и всеми людьми, и не примет Аллах от него в День воскресения ни обязательных, ни желательных деяний». (Бухари; Муслим)
Нарушение договора, данного слова или предоставленной защиты считается одним из опаснейших путей, приводящих человека к лицемерию, от которого нас часто предостерегал Пророк ﷺ.
5. ругает сподвижников Пророка ﷺ.
Сподвижники Пророка ﷺ (да будет доволен ими всеми Аллах) были поколением, которое в первую очередь довело до нас эту религию, передав от Пророка ﷺ всё хорошее, что они видели или слышали от него. Кроме этого, они являются лучшими представителями нашей уммы, как это передаётся в многочисленных достоверных хадисах.
Всевышний Аллах и Его Посланник ﷺ в многочисленных аятах и хадисах очень лестно отзываются о сподвижниках (да будет доволен ими Аллах). Следовательно, тот, кто отвернулся от сподвижников и стал ругать и оскорблять их, несомненно, возводит поклёп на Всевышнего Аллаха и Его Посланника ﷺ, опровергает ясный смысл всех этих аятов и хадисов и противоречит общеизвестным хукмам (решениям) шариата.
Естественно, Всевышний Аллах не примет от такого человека совершённые им праведные деяния. В хадисе, переданном от Анаса (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Пророк ﷺ сказал:
مَنْ سَبَّ أَصْحَابِي ؛ فَعَلَيْهِ لَعْنَةُ اللَّهِ وَالْمَلائِكَةِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ لا يقبل الله له صرفاً، ولا عدلاً يوم القيامة
«На того, кто поносит моих сподвижников, низойдёт проклятие Аллаха, Его ангелов и всех людей. Не примет Аллах от такого человека в Судный День ни обязательные, ни желательные деяния». (Табарани)
По логике получится, что человек, ругающий сподвижников, которые передали последующим поколениям Священный Коран и Сунну Пророка ﷺ, считает их либо неверными, либо грешниками.
Следовательно, он считает худшей общину, которую Всевышний Аллах называет лучшей из всех общин, ибо лучших представителей этой общины по той же логике он считает неверными и грешниками. Да защитит Всевышний нас от такого!
Как было отмечено выше, сподвижники передали нашу религию следующим поколениям. Поэтому дискредитация сподвижников является порицанием той религии, которую они передали и донесли до нас. Потому Всевышний Аллах не примет деяния тех, кто ругает сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах).
Как видите, мы должны категорически отказаться от вышеперечисленных и других скверных грехов, которые могут стать причиной того, что Всевышний Аллах не примет даже наши искренне совершённые праведные поступки. Ведь за эти скверные деяния человеку не только запишутся грехи, но, вдобавок к этому, у него не будут приняты и благие деяния.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев