Что нужно сделать, чтобы Всевышний принял дуа?

19 Ноябрь 2020
26409

Дуа – это просьба к Господу о заботе, помощи. Сущностью дуа является выражение своей нужды перед Всевышним, очищение себя от силы и мощи (то есть признание в том, что человек бессилен совершить что-либо благое или оставить что-либо дурное), это признак рабства и признание в своей слабости, а также хвала Всевышнему и понимание Его щедрости и изобильности.

Если верующий обратится к Всевышнему с мольбой, выполнив все условия для принятия дуа и устранив причины, препятствующие его принятию, он должен быть уверен в том, что Всевышний Аллах примет его мольбы. Аллах рано или поздно примет такое дуа. То есть Всевышний отвечает на эти мольбы верующего сейчас, в этом мире, или откладывает это дуа про запас в качестве его благодеяний, или же благодаря этому дуа отводит от него беды.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ فَلْيَسْتَجِيبُوا لِي وَلْيُؤْمِنُوا بِي

(смысл): «А когда спрашивают тебя (о Пророк) рабы Мои обо Мне, то пусть знают, что, поистине, Я близок, слышу их мольбы, вижу их покорность и знаю их положение. Я отвечаю на дуа обращающегося с мольбой, когда он обращается ко Мне искренне и с верой в сердце. Пусть же они отвечают Моему призыву, повинуясь Мне, и пусть уверуют в Меня». «Сафват ат-Тафасир», (Сура Аль-Бакара: 186)

Также Всевышний Аллах сказал:

وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ

(смысл): «И сказал ваш Господь, Всевышний Аллах: "Взывайте ко Мне (обращайтесь с мольбой ко Мне), и Я отвечу вам (дам то, что вы просите)"». «Сафват ат-Тафасир»,  (сура Гафир, 60)

От Абу Саида (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк сказал:

مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَدْعُو، لَيْسَ بِإِثْمٍ وَلَا بِقَطِيعَةِ رَحِمٍ، إِلَّا أَعْطَاهُ إِحْدَى ثَلَاثٍ إِمَّا أَنْ يُعَجِّلَ لَهُ دَعْوَتَهُ، وَإِمَّا أَنْ يَدَّخِرَهَا لَهُ فِي الْآخِرَةِ، وَإِمَّا أَنْ يَدْفَعَ عَنْهُ مِنَ السُّوءِ مِثْلَهَا

«Кто бы из мусульман ни обратился к Аллаху с мольбой о том, в чём нет ничего греховного и что не повлечёт за собой разрыв родственных связей, Аллах непременно дарует ему одно из трёх: либо на его мольбу сразу же будет дан ответ (уже в этой жизни), либо Аллах отложит её про запас для него на том Свете, либо Он отвратит от него зло, равное по величине тому, о чём он просит». (Имам Ахмад, 11133; Бухари, «Аль- Адаб аль-муфрад», 710; Байхаки, «Шуаб аль-иман, 1090)

Исходя из этого хадиса и других источников шариата, учёные-богословы установили некоторые условия для принятия дуа. Они говорят, что есть определённые адабы и условия, выполнение которых влечёт за собой принятие дуа.

Человек, чьё дуа полностью соответствует требуемым условиям, становится одним из тех, кому Всевышний отвечает на мольбы. А тот, кто нарушает эти условия и адабы, преступает установленные Аллахом границы в мольбе.

О таких людях Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

ادْعُوا رَبَّكُمْ تَضَرُّعًا وَخُفْيَةً ۚ إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ

(смысл): «Обращайтесь с мольбами к вашему Господу со смирением и скрытно. Поистине, Он (Аллах) не любит преступающих установленные Им границы во время дуа». «Сафват ат-Тафасир», (сура Аль-Аʻраф: 55)

Аллах принимает дуа и отвечает на мольбы того, кто повиновался Всевышнему, уверовав в Него и, соблюдая Его предписания и запреты, выполнил все условия принятия дуа и отдалился от всего, что препятствует его принятию.

Также человек, обращающийся к Всевышнему с мольбой, не должен проявлять поспешность, торопить события, говоря, что он сделал дуа, но Аллах ему не отвечает.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

لا يَزالُ يُسْتَجَابُ لِلعَبْدِ مَا لَمْ يَدْعُ بإثْمٍ ، أَوْ قَطيعَةِ رحِمٍ ، مَا لَمْ يَسْتَعْجِلْ  قيل : يَا رسولَ اللهِ مَا الاستعجال ؟ قَالَ: يقول : قَدْ دَعوْتُ  وَقَدْ دَعَوْتُ ، فَلَمْ أرَ يسْتَجِبُ لي ، فَيَسْتحْسِرُ عِنْدَ ذَلِكَ وَيَدَعُ الدُّعَاءَ 

«Мольбам раба Аллаха будут внимать до тех пор, пока он не станет обращаться к Аллаху с мольбами о греховном или о разрыве родственных связей, при условии, что он не проявит поспешности».

Люди спросили его: «О Посланник Аллаха, а в чём проявляется поспешность?» Пророк сказал: «Это значит, что раб говорит: "Я обращался к Аллаху с мольбами, но не вижу, чтобы Он мне ответил", после чего обращения с мольбами становятся человеку в тягость, и он отказывается от дуа». (Бухари, 6340; Муслим, 2735)

Верующий должен повиноваться Всевышнему, полагаться на Него, верить в Его обещания, соблюдать условия, при которых принимается дуа, и не проявляет поспешность. Вот тогда его дуа будет принято. Помимо этого, желательно начинать дуа с восхваления Всевышнего Аллаха и салавата за Пророка и завершить тем же.

Имам Аль-Куртуби сказал:

«Если кто-то скажет: “Человек часто делает дуа, но на его мольбы нет ответа. Почему это так?”, ему отвечают следующим образом: “Слова Всевышнего Аллаха в обоих аятах: "Я отвечу вам" и "Я отвечаю на дуа" не подразумевают гарантированного ответа абсолютно каждому обратившемуся и на каждую мольбу. Ведь Всевышний Аллах сказал: "Обращайтесь с мольбами к вашему Господу со смирением и скрытно. Поистине, Он (Аллах) не любит преступающих установленные Им границы, когда делают дуа". «Сафват ат-Тафасир», (сура Аль-Аʻраф: 55)”».

Каждый, кто совершает большие грехи, вне зависимости от того, осознанно он их совершает или по невежеству, преступает границы. Ведь Всевышний говорит, что Он не любит преступающих, как же он ответит на их мольбы?

Также принятию дуа препятствует запретная (харам) еда и тому подобное (одежда и т. д). От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

ثُمَّ ذَكَرَ الرَّجُلَ يُطِيلُ السَّفَرَ أَشْعَثَ أَغْبَرَ، يَمُدُّ يَدَيْهِ إِلَى السَّمَاءِ، يَا رَبِّ، يَا رَبِّ، وَمَطْعَمُهُ حَرَامٌ، وَمَشْرَبُهُ حَرَامٌ، وَمَلْبَسُهُ حَرَامٌ، وَغُذِيَ بِالْحَرَامِ، فَأَنَّى يُسْتَجَابُ لِذَلِكَ

«Пророк упомянул покрытого пылью человека с растрёпанными волосами, который долгое время находится в пути и просит, воздев руки к небу: "О Господь, о Господь!", но при этом употребляет в еду запретное, пьёт запретное, носит запретное и был вскормлен запретным. "Разве дождётся такой человек ответа на свои мольбы?!"». (Муслим, 1015)

Этот вопрос Пророка подразумевает невозможность принятия дуа от такого человека. Ведь для принятия дуа необходимо выполнение определённых условий человеком, который обращается с мольбами, при совершении самого дуа, а также соответствие того, о чём он просит, определённым критериям.

Также одно из условий принятия дуа требует, чтобы обращающийся с мольбой знал, что никто, кроме Всевышнего Аллаха, не сможет исполнить его желание, и все средства достижения цели есть только у Него.

Также делающий дуа должен обращаться к Аллаху с искренним намерением и с присутствием сердца (хузуром), ведь Аллах не отвечает на дуа, которое исходит от беспечного и отвлечённого сердца. Также он должен стараться не употреблять в пищу запретное, и ему не должно надоесть частое совершение дуа.

По условию человек должен просить в своём дуа о том, что дозволено шариатом, как сказал Пророк: «…пока он не станет обращаться к Аллаху с мольбами о греховном или о разрыве родственных связей».

Сахль ибн Абдуллах Ат-Тустари сказал: «Условий принятия дуа семь: смирение, страх, надежда, настойчивость (усердие), покорность, распространение на всех, и употребление в еду дозволенного».

Также Ибн ‘Атаъ сказал: «У дуа имеются основы, крылья, причины и определённые периоды времени. Если мольба соответствует основам дуа, оно будет стоять, если будет соответствовать его крыльям, оно улетит в небеса, если будет сделано в моменты принятия дуа, оно будет принято, а если будет соответствовать причинам, то принесёт успех.

Основами дуа являются хузур сердца, сострадание, безропотность, смирение и покорность. Крыльями дуа является искренность, периодом его принятия – рассвет, а причиной – салават за Пророка Мухаммада . (Аль-Куртуби, «Аль-Джами‘ ли-ахкам Аль-Куръан»)

Пусть Всевышний Аллах примет дуа каждого из нас, вознаградит нас за это и внушит нашим сердцам именно те слова, которые Он желает от нас услышать. Так давайте же возьмём дуа на вооружение и защитим нас и нашу религию от недругов Ислама и от их покровителя – иблиса.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Нурмухаммад Изудинов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.