Центральный территориальный округ Дагестана – это шесть районов и пять городов. С недавних пор полномочным представителем Муфтията в этом округе назначен Хабибула Магомедов.
Интервью с ним прошло в офисе портала ISLAMDAG.RU. Родом Хабибула из селения Доронуб. Вырос и окончил среднюю школу в Цурибе Чародинского района, приехал в Махачкалу, поступил в Дагестанский государственный аграрный университет.
В дальнейшем круглый отличник, участник множества межшкольных олимпиад планировал поступить в Московский государственный университет. Спустя год всё изменилось, и целью молодого человека стало исламское образование.
- Почему вы решили отказаться от престижного образования в одном из лучших вузов Москвы, ведь ваша академическая подготовка позволяла набрать проходные баллы для поступления в любой из них?
- В тот период мой дедушка, который жил в селении Доронуб, находился при смерти, и родители отправили меня ухаживать за ним. Я находился рядом с дедушкой последние месяцы его жизни. Мы с ним были вдвоём всего лишь несколько месяцев, но я сильно привязался к дедушке. Воды, газа не было, утром встать и принести воды, согреть её, помочь дедушке совершить омовение должен был я.
А незадолго до месяца Рамадан дядя решил перевезти дедушку в Махачкалу. Через несколько дней после того, как его привезли сюда, он умер. Его смерть сильно повлияла на меня. Я понял, как скоротечна жизнь, и в любой момент нас ожидает смерть, тогда и появилось желание изучать ильму.
Меня отговаривали. В аграрном уговаривали взять академический отпуск или перевестись, но я сказал, что ни в МГУ, ни в Оксфорд, ни в Гарвард не хочу. Только в исламский вуз…
- В какой исламский вуз вы поступили?
- В Чиркее в исламский вуз Нур-уль-Иршад имени Саида Афанди (к. с.). Было тогда мне уже 19, считаю, что поздно начал обучаться ильму, хоть в детстве ходил обучаться Корану.
- Уже поступив, больше не испытывали сомнений в выборе?
- Ни секунды не сомневался. Тот год, что я учился в светском вузе, я наблюдал, как живут студенты, видел их жизненный уклад, как они относятся к старшим, к преподавателям, к девушкам, видел и то, как девушки себя ведут. И я благодарен Богу за то, что этот год я провёл в светском вузе, наблюдал и мог сравнивать.
- А у тех, кто не имел возможности сравнить, была такая же убеждённость, как у вас?
- Их было очень мало, но были те, кому казалось, что они что-то упускают, им хотелось узнать какую-то другую сторону жизни. Студенты ведь разные попадаются, кого-то родители определили в исламские вузы, кто-то сам захотел. Конечно, тех, кто горел желанием учиться в исламском вузе, было больше.
- Вы осознанно проделали путь к духовности, вас никто не подталкивал, не убеждал, вы сами обретали истину, а такие люди бывают строги к окружающим. Им хочется сократить путь к истине для других?
- Да нет. Наоборот, я даже чрезмерно мягок. И к детям своим тоже. Саид Афанди говорил: «Тот, кто чересчур строг, быстро ломается». Умеренность. Во всём нужна умеренность.
- По окончании исламского вуза где и кем вы работали?
- После Чиркея меня направили в Чародинский район, в одно маленькое село. А в 2010 году меня отправили в Южно-Сухокумск работать имамом. Там я работал 10 лет.
- Расскажите о тех годах, которые вы провели в Южно-Сухокумске, каково было там служить имамом?
- Там много мусульман. Практически все мусульмане.
- А там какие проблемы были распространены?
- Там было много ваххабитов. На проповедях я их критиковал, и до них доводили мои слова. Это был период, когда имамов убивали, и тех, кто в милиции служил, убивали. Мне тоже поступали угрозы, они угрожали смертью, подошёл как-то на заправке один, даже не подошёл, издалека мне кричал, что они со мной расправятся. Я ответил: «Проблем нету». И ожидал, что сегодня-завтра меня убьют.
- Супруга ваша, наверное, была напугана такой ситуацией?
- Она не знала ничего об этом. До семьи я не доводил эту информацию. Это рабочие моменты.
- А чем занимается супруга?
- Семьёй. В первый год женитьбы я её отправил учиться в ДИУ на женское отделение, тогда оно находилось на ул. Хуршилова (А. Юсупова). Один год отучилась она там, но моя мама приболела, и ей пришлось отправиться в селение ухаживать за моей мамой.
- Сейчас вы живете в Махачкале вместе с семьёй, но что если придётся отправиться куда-то далеко?
- Сразу же поеду. Куда скажут, туда и поеду. Супруге тоже сказал: «В любой момент куда отправят, туда и поедем. Если надо, дом продадим».
- Что бы вы пожелали нынешней молодёжи, тем, кто сейчас, как вы когда-то, выбирает свой путь в жизни, вуз?
- Будьте мусульманами, где бы вы ни были. Не враждуйте ни на какой почве. Держитесь пути Муфтията – хоть вы бухгалтер, хоть вы агроном. В любой точке мира, где бы вы ни находились – будьте полезны людям. И если не получается строго, то хоть как-нибудь держитесь за религию Аллаха.
Сейчас родители невнимательны к детям. Дети не учатся, каждый год одно и то же им преподают – «Муаллиму-сани», к примеру. Не учат. Родители на это смотрят сквозь пальцы, и очень зря. Надо знать свою религию, изучать её, просто знать – недостаточно, надо проявлять уважение. Сейчас у людей в Инстаграме свои авторитеты, но надо слушаться имамов своего села, района, уважать их так же, как наши предки уважали имамов.
- За что вы благодарны Аллаху?
- Я благодарен Аллаху за то, что Он наставил меня на истинный путь, Он направил меня к исламской учёбе, в правильный исламский вуз. Сейчас, когда я думаю об этом, понимаю, что это от наших предков, их усердие в Исламе принесло плоды потомкам – нам.
Мои дедушки были очень искренними мюридами, а баракат предков, пусть через пятое-седьмое поколение, но дойдёт. И даже не просто за учёбу благодарен Аллаху, а за этот путь, к которому Аллах меня привёл. Ведь чего стоит эта учёба, если человек не следует истинном пути, если нет любви к праведникам, к нашим шейхам, устазам?
Пусть человек двадцать лет будет учиться и находиться в мечети, а сердцем любить неправильных людей в Судный день он с ними будет. Где бы он ни был, если человек любит тех, кто идёт по истинному пути, он для меня ближе, чем тот, кто всё соблюдает, но не любит наших шейхов, устазов и праведников.
Беседовала Айша Тухаева