Выбор за тобой!

17 Март 2021
3348

Чтобы жизнь человека имела смысл, у него должна быть цель. Но какая цель приоритетна, к чему именно нужно стремиться, чтобы провести жизнь с пользой и смыслом?

Однозначно можно сказать, что истинную гармонию человеку могут подарить высокие цели, которые будут окрылять его и раскрывать творческие возможности, сокрытые в глубине его души. Но как убедиться в том, что твоя цель действительно достойна того, чтобы ради неё потратить бесценные минуты твоей жизни?

Каждый может дать совет, будь то врач, психолог, строитель. Но лучший совет нам может дать только тот, кто сотворил нас с вами. Это наш Создатель – Всевышний Аллах. Он сотворил нас и дал нам Священный Коран как руководство для нашей повседневной жизни, Он отправил своего любимца, нашего Пророка , с великой миссией – довести Своё слово до людей. Так давайте посмотрим, чему же нас учит Всевышний Аллах и Его Посланник Мухаммад .

Всевышний Аллах сказал:

 وَسَارِعُوا إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَاوَاتُ وَالْأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ

(смысл): «И стремитесь своим повиновением Аллаху к прощению от вашего Господа и к Раю, ширина которого равна ширине небес и земли, уготованному для богобоязненных». («Сафват ат-тафасир», сура Алю Имран: 133)

Обратим внимание на то, что Всевышний Аллах призвал своих рабов спешить совершать благие деяния и приближаться к Нему. А это не что иное, как повеление стремиться к высоким целям.

Всевышний Аллах сказал:

فَاصْبِرْ كَمَا صَبَرَ أُولُو الْعَزْمِ مِنَ الرُّسُلِ

(смысл): «Терпи же, о Мух'аммад, когда тебе причиняют страдания мушрики, как терпели обладатели решительности и упорства из числа посланников (Улуль-‘Азм), а именно Нух, Ибрахим, Муса и ‘Иса (мир им)». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Ахкаф: 35)

В этом аяте восхваляются обладатели высоких целей, в их числе пророки и посланники (мир им). И первыми в этом ряду находятся посланники, которых называют Улюль-‘Азм (обладатели решительности и упорства), во главе которых стоит Посланник Аллаха Мух'аммад . Их усердие проявилось в их настойчивости, старании и призыве на пути Аллаха.

Всевышний Аллах сказал:

رِجَالٌ لَّا تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلَا بَيْعٌ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلَاةِ وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ يَخَافُونَ يَوْمًا تَتَقَلَّبُ فِيهِ الْقُلُوبُ وَالْأَبْصَارُ

(смысл): «Мужчины, которых ни торговля, ни продажа, ни мирские красоты не отвлекают от поминания Аллаха, своевременного совершения молитвы, выплаты закята нуждающимся. Они боятся дня (Дня Суда), когда от великого страха перевернутся и сердца, и взоры». («Сафват ат-тафасир», сура ан-Нур: 37)

Эти мужчины имеют высокие устремления. Они не из тех, кто предпочёл этот мир, их не отвлекает торговля, а под торговлей подразумевается любая работа, которая даёт заработок. Этих мужчин, даже если они и занимаются торговлей, ничто не отвлекает от поклонения и покорности Аллаху.

Посланник Аллаха сказал своим сподвижникам:

إنَّ الله تعالى يحبُّ معاليَ الأمور، ويكره سَفسَافها

«Поистине, Аллах любит высокие устремления и не любит занятие пустяками». (Табарани, «Аль-Муджам аль-кабир», 2794/181/6)

Посланник Аллаха учит нас быть в числе тех людей, которые стремятся к высоким целям, и не быть в числе тех, кто ленится поднять свою голову и не смотрит дальше своих ног.

Посланник Аллаха сказал:

اليدُ العُلْيا خير من اليد السُّفلى، وابدأْ بمن تعول، وخيرُ الصَّدقة عن ظهر غِنى، ومن يَستعفف يُعفَّهُ الله، ومن يستغن يُغْنِه الله

«Дающая рука лучше, чем берущая. И начинай расходовать с тех, кого ты обязан содержать. Наилучшей милостыней является та, которая подаётся от достатка. Тому, кто сам стремится к отказу от просьб, Аллах даст возможность ни о чём не просить других, а того, кто обходится дарованным ему Аллахом, Он избавит от необходимости во всём прочем». (Бухари», 1427/518/2)

Ибн Баттал (да смилуется над ним Аллах) сказал: «В этом хадисе заключается побуждение воздерживаться от попрошайничества, стремиться к высоким целям и оставить все низменные. Аллах любит высокие устремления».

Посланник Аллаха разъяснил, что верующий занимает лучшую позицию в том случае, когда его устремления направлены на подготовку к потусторонней жизни, сказав:

مَنْ كَانَتِ الآخِرَةُ هَمَّهُ جَعَلَ اللَّهُ غِنَاهُ فِي قَلْبِهِ وَجَمَعَ لَهُ شَمْلَهُ، وَأَتَتْهُ الدُّنْيَا وَهِيَ رَاغِمَةٌ، وَمَنْ كَانَتِ الدُّنْيَا هَمَّهُ جَعَلَ اللَّهُ فَقْرَهُ بَيْنَ عَيْنَيْهِ، وَفَرَّقَ عَلَيْهِ شَمْلَهُ، وَلَمْ يَأْتِهِ مِنَ الدُّنْيَا إِلاَّ مَا قُدِّرَ لَهُ

«Кто устремится к следующей жизни, тому Аллах обогатит сердце и наладит дела, и мирская жизнь придёт к нему смиренно. А кто устремится к мирской жизни, тому Аллах сделает так, что нужда всегда будет перед его глазами, Он внесёт разлад в его дела, а из мирских благ он получит лишь то, что ему предопределено». (Тирмизи, 2465/642/4)

Слова сподвижников Пророка и учёных Ислама

Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) в предсмертном состоянии говорил о вещах, которые свидетельствуют о его высоких устремлениях в поклонении и отшельничестве. Передают, что он сказал:

«О Аллах, Ты знаешь, что я не желал остаться жить на этом свете и долго находиться здесь для того, чтобы прокладывать водные каналы, сажать деревья. Я хотел остаться на этом свете для того, чтобы бодрствовать ночами, соблюдать пост в полуденный зной и сидеть с учёными в кругах зикра». (Абу Ну‘айм, «Хильят аль-авлия», 239/1)

Саид ибн ‘Амр Ибн Аль-‘Ас (да будет доволен им Аллах) был человеком очень смелым и усердным. Когда он заболел, ему сказали: «Больной ощущает покой, когда стонет и рассказывает о своей болезни врачу». На что он ответил:

«Стоны – это проявление нетерпения и позор. Клянусь Всевышним Аллахом, Он не услышит от меня стонов, я не покажусь перед ним нетерпеливым. Что касается того, чтобы рассказать о своих болях врачу, клянусь Всевышним Аллахом, только Аллах будет решать, забрать мою душу или оставить».

‘Абдуллах ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Клянусь Всевышним Аллахом, я перенял напрямую от Пророка , без посредников, семьдесят с лишним сур.  И если бы я знал, что на расстоянии, на которое сможет довезти меня верблюд, есть человек, более знающий Священный Коран, чем я, то я отправился бы к нему».

Имам Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ты обязан иметь высокие и почтенные устремления. И бойся низких. Поистине, Всевышний Аллах любит высокие устремления и не любит низкие».

Абдулькадир Аль-Джиляни (да будет доволен им Аллах) сказал: «О юноша! Пусть не будут твоими устремлениями лишь женитьба и то, что ты ешь, пьёшь, надеваешь, проживаешь, собираешь. Всё это – устремления нафса и природного естества. А где же устремления сердца? Твоё устремление — это то, что тебя беспокоит. Так пусть твоим устремлением будет Господь».

У каждого есть выбор поставить для себя цель и воплощать её в жизнь. Кто-то выберет приказы Всевышнего Аллаха и Его Посланника , а кто-то выберет… Выбирайте Господа.

P. S.

Определите свои цели, стремитесь к знаниям, владейте волей изменить себя, не сдавайтесь и не отчаивайтесь, не смотрите на ошибки, допущенные в прошлом, считайте их уроком. Знайте, что победа впереди!

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Муханнад Джамаль ас-Сакка,

преподаватель аспирантуры при ДИУ

 

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.