Оно погубило многих

18 Декабрь 2021
1992

С именем Аллаха, милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – в День суда. Вечная хвала Аллаху, обладателю величия, подчинившему себе все творения, самодостаточному, нет Ему равных, и нет у Него соперника в Его царстве.

Благословение и приветствие Аллаха Мухаммаду, обладателю прекрасного нрава, посланному со светом истины, что озарил мир от запада до востока, а также его семье и всем сподвижникам.

Гордыня, высокомерие – это чувство собственного достоинства, уверенность в превосходстве в чём-либо, её синонимы — кичливость, надменность. Это черта характера, погубившая многих. Её опасность настолько велика, что её обладатель может превознестись в своих мыслях даже над Творцом, как это случилось с Намрудом, который объявил войну Аллаху, и Фараоном, который объявил себя богом, сказав: «Я ваш Господь!» Конец их был унизителен и стал назиданием для всех.

Также её обладатель может превознестись над посланниками, как это произошло с курайшитами, сказавшими о Пророке : «Как мог Аллах сделать посланником этого юношу, сироту? Ведь мы богаче, и последователей у нас больше…» Они посчитали себя более достойными нести бремя посланничества, и это стало причиной их унизительного поражения в битве при Бадре. Не говоря уже о прежних уничтоженных народах.

Гордость может привести его обладателя к надменности по отношению к остальным рабам Аллаха. Из-за кичливости он превозносится над ними и смотрит на них высокомерно. Гордыня не позволяет ему подчиниться им или даже стоять на одном уровне с ними. Она мешает принять истину и наставление.

Он не понимает, что все творения — это рабы Аллаха и только Ему принадлежит величие над ними, а кто превозносится над Его творениями, тот соревнуется в величии с Творцом.

Так как нет человека, в котором не было бы этой губительной черты, то избавление от неё является обязательным для каждого. А для этого достаточно поразмыслить над несколькими аятами Корана, они были посланы в отношении того, кто слишком возгордился, чтобы принять истину без основания и знаний.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

قُتِلَ ٱلۡإِنسَٰنُ مَآ أَكۡفَرَهُۥ مِنۡ أَيِّ شَيۡءٍ خَلَقَهُۥ مِن نُّطۡفَةٍ خَلَقَهُۥ فَقَدَّرَهُۥ ثُمَّ ٱلسَّبِيلَ يَسَّرَهُۥ ثُمَّ أَمَاتَهُۥ فَأَقۡبَرَهُۥ ثُمَّ إِذَا شَآءَ أَنشَرَهُۥ

(смысл): «Да погибнет (будет проклят и отдалён от милости Аллаха неверующий) человек, как он неверен Своему Господу (неблагодарен за многочисленные блага). Разве он не знает, из чего Аллах создал его (неверующего), дабы он не возгордился? Из капли (семенной жидкости) создал Он его и затем определил стадии его развития в утробе матери, потом облегчил ему путь (выхода из утробы матери). Потом Он (Аллах) умертвил его и оставил его погребённым в могиле, которая скрывает его, тем самым Он оказал ему почтение, скрыв умершее тело, а не оставив на съедение хищным животным. Потом, когда Аллах пожелает оживить его, Он воскресит его для отчёта и возмездия». («Сафват ат-тафасир», сура Абаса: 17-22)

Пусть же обладатель гордости поразмыслит о своём начале, о том, что Аллах извлёк его из небытия, сотворив из того, что топчут ногами – из земли, затем – из семенной жидкости, затем – из сгустка крови, затем – из куска плоти. Находясь в утробе, он ещё не достоин называться человеком, у него даже нет души, он на одном уровне с мёртвыми, он ничего не слышит, не видит и не осознаёт.

Его жизни предшествует смерть, силе – слабость, знанию – невежество, слуху – глухота, зрению – слепота, речи – немота, наставлению – заблуждение, достатку – нужда, а могуществу – немощь. Аллах вселил в него душу, придал ему образ, и только после этого он стал называться человеком.

Затем Аллах предопределил его срок, пропитание, деяния и удел.

«Затем Аллах облегчил ему путь» из утробы матери на этот свет. Аллах наделил его жизнью, речью, слухом, зрением, силой и знаниями, указал ему правильный путь и одарил многочисленными благами после того, как он был ничем, чтобы человек познал своего Творца и его величие.

Затем в течение жизни человека постигают болезни, опасности и бедствия. Если его касается болезнь, то всё его тело лихорадит от жара, и он слабеет. Он испытывает голод, жажду, болеет и умирает, даже если не желает этого. Он не в силах ни защитить себя от вреда, ни принести себе пользу.

Если человек пожелает что-то изучить, то не сможет без соизволения Аллаха, если захочет что-то вспомнить или забыть, отвлечься от посторонних мыслей, то и этого не сможет. В любое время суток он может лишиться всего в одно мгновение.

«Затем умертвил его и оставил погребённым в могиле». Смерть означает, что человека лишат души, слуха, зрения, знаний, силы, и он вернётся в своё изначальное состояние. Не останется ничего, кроме воспоминаний о нём. Его уложат в сырую могилу. От него пойдёт зловонный запах, черви будут есть его тело – сначала глаза, затем щёки, затем они заполнят его изнутри. Если живые увидят его, то отшатнутся.

«Потом, когда Аллах пожелает оживить его, Он воскресит его». Его выведут из могилы и погонят навстречу ужасам Судного дня. Человек увидит, что небо расколото, звёзды погасли, а солнце исчезло. Он увидит суровых ангелов и бурлящий огонь Ада. Увидит Рай, и от взирания на него печаль грешника будет усиливаться.

Он откроет свою книгу деяний, и ему скажут: «Читай!» Он будет её читать и увидит в ней каждую совершённую им мелочь. Он забыл обо всём этом, но Аллах всё записал и подсчитал. В страхе и печали он скажет: «Что это за книга?! В ней не пропущено ни малого, ни большого деяния, в ней всё перечислено!»

Таким будет положение грешника, если только Аллах по Своей милости не простит его, относительно чего он находится в абсолютном неведении.

Как же человеку проявлять гордыню? Ведь нет раба, не совершающего грехов и не заслуживающего наказания. А надежда на прощение осуществится только по милости Аллаха. Положение такого раба подобно положению того, кто ослушался султана, приговорён к тысяче ударам плети и находится в ожидании, когда же его выведут для исполнения приговора на глазах народа, и пребывает в полном неведении – простят его или нет?

Так будет ли он гордым перед своими сожителями по темнице?

Далее пусть человек поразмыслит над образом жизни лучшего из творений Аллаха, Его Посланника , и начнёт следовать его примеру.

Посланник Аллаха занимался домашними делами, поил, кормил и привязывал верблюда, доил овец, подметал дом, лично чинил свою одежду и обувь. Он ел со слугой и сам молол зерно в его отсутствие.

Он сам совершал покупки на рынке и не стеснялся нести их домой. Пожимал руку богатому и бедному, старому и молодому. Кого бы он ни встретил, он всегда приветствовал его первым – младший он или старший, чёрный или белый, свободный или раб.

Он не стеснялся принимать приглашение в гости даже после долгой тяжёлой дороги, не хулил угощение, даже если это были низкосортные финики. Он был приятным сожителем, был малотребователен, обладал открытым лицом, мягким характером.

Он был улыбчив без громкого смеха, печален без хмурости, строг без грубости, смирен без унижения. Он был красиво и просто одет – без лишнего, милосерден к каждому – близкому и далёкому, был мягкосердечен и часто опускал взор. Он никогда не переедал от голода и не протягивал руки к далеко стоящей еде, даже если хотел её, и ел то, что находилось перед ним.

В общем, подытоживая, лечение от гордости заключается в познании собственной низости и величия Аллаха, а также в следовании примеру Посланника Аллаха , его сподвижников и праведников нашей общины (да будет доволен ими всеми Аллах).

Да вселит Аллах в наши сердца любовь к его любимцам. Благословение и приветствие Аллаха Его Посланнику.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Мухаммад Шихмагомедов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.