2022 год. Дагестан. Месяц Рамадан.
По всей республике ежедневно практически во всех мечетях проводятся ифтары, а после ночного намаза совершают коллективные таравих-намазы, которые с каждым годом собирают всё большее число прихожан. В воздухе чувствуется атмосфера поста, а окружающие, как на подбор, один милее другого.
Что же ты делаешь с людьми, Рамадан?
Шаг назад
А ведь каких-то пятнадцать-двадцать лет назад о подобном не приходилось даже мечтать. То есть мечтать-то никто не запрещал, однако лично я не мог тогда даже в самых смелых прогнозах предположить, что Ислам в нашей республике поднимется на такой высокий уровень.
Те, кто моложе меня, едва ли поймут, о чём я, но те, кто постарше, не дадут соврать – сегодня в Дагестане Ислам на реально высоких позициях, кто бы что ни говорил.
Безусловно, в этом заслуга каждого активного мусульманина, однако в большей степени этот корабль даавата с тех пор и до сегодняшнего дня плывёт на неиссякаемой энергии Муфтията РД. Это сугубо моё мнение, и вы имеете полное право не согласиться.
Ренессанс
От Сахля ибн Са‘да (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
إِنَّ فِي الجَنَّةِ بَابًا يُقَالُ لَهُ الرَّيَّانُ، يَدْخُلُ مِنْهُ الصَّائِمُونَ يَوْمَ القِيَامَةِ، لاَ يَدْخُلُ مِنْهُ أَحَدٌ غَيْرُهُمْ، يُقَالُ: أَيْنَ الصَّائِمُونَ؟ فَيَقُومُونَ لاَ يَدْخُلُ مِنْهُ أَحَدٌ غَيْرُهُمْ، فَإِذَا دَخَلُوا أُغْلِقَ فَلَمْ يَدْخُلْ مِنْهُ أَحَدٌ
«Поистине, у Рая есть врата, которые называются "Ар-Райян". А Судный день в них войдут соблюдавшие пост, и не войдёт в них никто другой. Спросят: "Где постящиеся?" И они встанут и войдут через них, и не войдёт в них никто другой. А когда они зайдут, эти врата закроются, и не войдёт в них больше никто». (Бухари, 1896; Муслим, 1156)
Помимо таравих-намазов и воздержания от еды и питья, Рамадан привносит в жизнь нашей республики немало других «презентов», а также возможность обновить всё лучшее из действий Пророка Мухаммада ﷺ. И одним из самых крутых «обновлений» сунны, связанных непосредственно с Рамаданом, можно с уверенностью назвать коллективные ифтары, ставшие у нас уже традицией.
Совместное разговение в месяц Рамадан стало в Дагестане настоящим мейнстримом, и это очень радует. Скажу больше: именно это больше всего на сегодняшний день символизирует наше братство и общность всей мусульманской уммы.
Не знаю, мне кажется, есть нечто скрепляющее в том, что братья по вере собираются, чтобы разделить еду для разговения.
По сути, в этом и заключается одна из мудростей ифтара: люди разного социального положения, разной национальной принадлежности объединяются, чтобы вместе отпустить пост.
В Священном Коране о братстве говорится следующее:
مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللَّهِ ۚ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاءُ بَيْنَهُمْ
(смысл): «Мухаммад – истинный Посланник Аллаха, и те, которые с ним, его благочестивые и добрые сподвижники, – суровы по отношению к неверным, милостивы между собой». («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Фатх: 29)
‘Абдуллах Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах), комментируя этот аят, сказал: «Это один из признаков уммы Мухаммада: когда тот, кто похуже, видит того, кто лучше него, он молится за него: "О Аллах, благослови то благое, чем Ты его одарил, укрепи его в этом, и не лиши нас пользы от него!" Когда же тот, кто лучше, видит того, кто хуже него, то и он молится за него: "О Аллах, веди его к покаянию и прости ему грехи его!"».
Именно так – искренне и тепло – братья по вере должны относится друг к другу. Это отношение и делает мусульман всего мира одним целым, о чём любимец Аллаха в хадисе, который передаётся со слов Ан-Ну’мана бин Башира (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал так:
مَثَلُ المُؤْمِنينَ في تَوَادِّهِمْ وتَرَاحُمهمْ وَتَعَاطُفِهم، مَثَلُ الجَسَدِ إِذَا اشْتَكَى مِنْهُ عُضْوٌ تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ الجَسَدِ بِالسَّهَرِ والحُمَّى
«В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие (муъмины) подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой». (Бухари, 6011; Муслим, 2586)
И где, как не на совместных ифтарах, братья по вере могут спокойно посидеть в обществе других братьев? На пятничном намазе? Нет. Оттуда в наше время люди порой убегают так, как будто опаздывают на авиарейс. Может тогда, на похоронах? Тоже нет, оттуда люди убегают ещё быстрее. Ходить по гостям тоже так себе вариант, у всех свои семьи, свои проблемы.
Остаётся только месяц Рамадан. Период, когда, как мне кажется, мусульмане всего мира бывают максимально сплочёнными и спокойными. И именно поэтому необходимо использовать этот отрезок времени по максимуму и, находясь в обществе таких же, как ты, пытаться укрепить узы братства.
А атмосфера разговения, как известно, сама к этому предрасполагает: люди поели, расслабились и могут адекватно размышлять, не отвлекаясь на мысли о еде и урчание желудка.
Естественно, за ифтаром не стоит перемывать кому-то кости или нести всякую околёсицу. Этим вы только испортите как вознаграждение за пост, так и мнение о себе.
Намного лучше будет на таких тёплых посиделках вспомнить что-то из жизни Пророка Мухаммада ﷺ и его сахабов или из жизни таби‘инов и саляфов и т. д.
Колодец времени
Кому-то может показаться, что я пишу о тривиальных моментах и изображаю из себя Капитана Очевидность. Однако в современном мире именно этих простых вещей нам сегодня ужасно не хватает. Посудите сами. Где те времена, когда мусульмане собирались в мечетях, чтобы что-то решить или кому-то помочь? Где те времена, когда мусульмане не пропускали коллективную утреннюю молитву в мечетях? Эти славные времена канули в Лету, а то, что осталось от нашего единства сегодня, больше напоминает китайский контрафакт, нежели братство мусульман.
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَحَبُّ النَّاسِ إِلَى اللَّهِ أَنْفَعَهُمْ لِلنَّاسِ، وَأَحَبُّ الْأَعْمَالِ إِلَى اللَّهِ سُرُورٍ تُدْخِلُهُ عَلَى مُسْلِمٍ، أَوْ تَكْشِفُ عَنْهُ كُرْبَةً، أَوْ تَقْضِي عَنْهُ دِينًا، أَوْ تُطْرَدُ عَنْهُ جُوعًا، وَلِأَنْ أَمْشِيَ مَعَ أَخٍ لِي فِي حَاجَةٍ أَحَبُّ إِلَيَّ مِنْ أَنْ أَعْتَكِفَ فِي هَذَا الْمَسْجِدِ، يَعْنِي مَسْجِدَ الْمَدِينَةِ شَهْرًا، وَمَنْ كَفَّ غَضَبَهُ سَتَرَ اللَّهُ عَوْرَتَهُ، وَمَنْ كَظَمَ غَيْظَهُ، وَلَوْ شَاءَ أَنْ يُمْضِيَهُ أَمْضَاهُ، مَلَأَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ قَلْبَهُ أَمْنًا يَوْمَ الْقِيَامَةِ، وَمَنْ مَشَى مَعَ أَخِيهِ فِي حَاجَةٍ حَتَّى أَثْبَتَهَا لَهُ أَثْبَتَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ قَدَمَهُ عَلَى الصِّرَاطِ يَوْمَ تَزِلُّ فِيهِ الْأَقْدَامُ
«Больше всех Аллах любит тех людей, которые приносят людям больше пользы. А среди деяний Великий и Всемогущий Аллах больше всего любит, когда приносят радость мусульманину, избавляют его от печали, выплачивают за него долг или утоляют его голод. И пойти вместе со своим братом по его делам для меня любимее, чем уединиться (для поклонения) в этой мечети (мечети Медины) на месяц. Кто сдержит свой гнев, у того Аллах скроет недостатки. Если кто-то подавит свою ярость, имея возможность проявить её, Аллах заполнит его сердце надеждой в день воскрешения. И если кто-то отправится вместе со своим братом по его делам, пока не приведёт их в порядок, Аллах укрепит его стопы на мосте Сират в день, когда стопы будут скользить». (Табарани, «Аль-Му‘джам аль-Авсат», 6026)
Поэтому, уважаемые братья, если у вас появится возможность поифтарить в обществе братьев по вере, накормить кого-то на ифтар или угостить кого-то на сухур, то ни в коем случае не упускайте этот шанс.
Камаль Магомедов