Как Пророк Мухаммад ﷺ решал проблему экстремизма

10 Июнь 2024
2975

Всевышний Аллах послал Пророка Мухаммада ﷺ, чтобы вывести людей из тьмы невежества и направить их на истинный путь. Посланник Аллаха ﷺ был лучшим предводителем, проповедником и наставником.

Пророк Мухаммад ﷺ был человеком, который не только решает проблемы, возникающие в обществе, но и устраняет факторы, которые приводят к их появлению. Посредством введения строгих законов он контролировал всех, кто пытался навредить обществу.

В этой статье мы расскажем о некоторых методах, которые использовал Посланник Аллаха ﷺ для решения проблем, которые в то время часто возникали в обществе. Гениальность этих методов указывает на истинность его пророческого статуса, ибо всё, что он делал, он делал по указанию Всевышнего Аллаха.

Ислам уделяет особое внимание обеспечению абсолютной безопасности в обществе и борьбе с любыми видами экстремизма, потому что он не соответствует тем высоким ценностям морали и этики, которые проповедует Ислам.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

ادْفَعْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ فَإِذَا الَّذِي بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ عَدَاوَةٌ كَأَنَّهُ وَلِيٌّ حَمِيمٌ

(смысл): «Оттолкни же плохое (ответь на плохие поступки) тем, что лучше: терпением на гнев; мягкостью на невежество; прощением на глупость; и тогда тот, с которым у тебя была вражда, станет для тебя ближайшим другом, который искренне расположен к тебе и проявляет симпатию». («Сафват ат-тафасир», сура Фуссилят, 41:34)

То общество, в котором жил Посланник Аллаха ﷺ, в плане экстремизма не слишком отличалось от сегодняшнего общества. Проблема экстремизма и в те времена была очень актуальна, и множество людей из того общества придерживались этих идей.

Посмотрите, как Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) рассказывает правителю Эфиопии Ан-Наджаши о положении немусульманского общества курайшитов того времени:

أَيُّهَا ‌الْمَلِكُ ‌كُنَّا ‌قَوْمًا ‌عَلَى ‌الشِّرْكِ نَعْبُدُ الْأَوْثَانَ وَنَأْكُلُ الْمَيْتَةُ وَنُسِيءُ الْجِوَارَ وَنَسْتَحِلُّ الْمَحَارِمَ بَعْضُنَا مِنْ بَعْضٍ فِي سَفْكِ الدِّمَاءِ

«Уважаемый правитель, мы были невежественным народом, поклоняющимися идолам, мы употребляли в еду мертвечину, заживо закапывали в землю девочек, портили добрососедские отношения, дозволяли запретное, проливали кровь друг друга…» (Байхаки, «Далаиль ан-Нубувва»; Ибн Касир, «Ас-Сира ан-Набавийя»)

Если посмотреть на традицию закапывания дочерей заживо, которая была распространена в том обществе, то мы увидим глубину проблемы экстремизма и жестокости мекканского общества того времени. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ в хадисе, который передаётся от Мугиры (да будет доволен им Аллах), сообщил о строгом запрете этой традиции:

إِنَّ اللهَ حَرَّمَ عَلَيْكُمْ: عُقُوقَ الْأُمَّهَاتِ ‌وَوَأْدَ ‌الْبَنَاتِ

«Поистине, Всевышний Аллах запретил вам проявлять непочтительность по отношению к вашим матерям, закапывать заживо девочек...» (Бухари, 2408)

Посланник Аллаха ﷺ начал решать проблему экстремизма, внушая своим сподвижникам необходимость такого качества, как самоконтроль (при котором они всегда помнят, что Всевышний наблюдает за ними).

Человек, обладающий этим качеством, всегда будет стараться соблюдать права Господа и людей, он не будет проявлять экстремизм, потому что осознаёт, что Всевышний Аллах знает всё о нём, и помнит, что Он всегда наблюдает за его явными и тайными поступками.

От Му’аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

اعْبُدِ ‌اللهَ ‌كَأَنَّكَ ‌تَرَاهُ، فَإِنْ كُنْتَ لَا تَرَاهُ فَإِنَّهُ يَرَاكَ، وَاعْدُدْ نَفْسَكَ فِي الْمَوْتَى، وَإِيَّاكَ وَدَعْوَةَ الْمَظْلُومِ فَإِنَّهَا مُسْتَجَابَةٌ

«Поклоняйся Аллаху, не придавая Ему в сотоварищи ничего, совершай деяния ради Аллаха, как будто ты видишь Его, а если ты и не видишь его, то, поистине, Он видит тебя. Причисляй себя к умершим и остерегайся мольбы притеснённого, ибо, поистине, она не остаётся без ответа». (Байхаки, «Шу’аб аль-иман», 10060; Табарани, «Аль-Му’джам аль-Кабир», 374)

В решении проблемы экстремизма Посланник Аллаха ﷺ не ограничился этим методом, он предпринял и другие шаги. Формулируя положения общества, в котором должен жить человек, он пришёл к выводу, что у него должны быть определённые ценности, которыми руководствуются его члены:

 

1. распространение духа доброты и справедливости среди членов общества без разделения по национальному, религиозному или расовому признаку;

От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

يَا عَائِشَةُ إِنَّ اللهَ رَفِيقٌ يُحِبُّ الرِّفْقَ، وَيُعْطِي عَلَى الرِّفْقِ مَا لَا يُعْطِي عَلَى الْعُنْفِ، وَمَا لَا يُعْطِي عَلَى مَا سِوَاهُ

«О Аиша! Поистине, Аллах добр, и Он любит проявления доброты во всём. Он позволяет добиться добротой того, чего не добиться суровостью или чем бы то ни было иным». (Имам Ахмад, 902; Бухари, 6927; Муслим, 2593; Абу Давуд, 4807; Ибн Маджах, 3688; Ибн Хиббан, 549)

В другой версии этого хадиса, которую передаёт имам Бухари от Аиши (да будет доволен ею Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَهْلًا يَا عَائِشَةُ، عَلَيْكِ بِالرِّفْقِ، وَإِيَّاكِ وَالْعُنْفَ وَالْفُحْشَ

«Не спеши, Аиша! Придерживайся доброты и остерегайся суровости (экстремизма) и непристойности». (Бухари, 6030)

 

2. милосердие к ошибающимся;

Это одна из величайших ценностей, которых должно придерживаться мусульманское сообщество, потому что это создаёт в обществе взаимоотношения на основе милосердия, которые далеки от экстремизма и терроризма.

Давайте посмотрим на жизнеописание Посланника Аллаха ﷺ, чтобы осознать, какое значение он придавал этой ценности. От Исхака ибн Абу Талхата передаётся, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал:

بَيْنَمَا نَحْنُ فِي الْمَسْجِدِ مَعَ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. إِذْ جَاءَ أَعْرَابِيٌّ فَقَامَ يَبُولُ فِي الْمَسْجِدِ، فَقَالَ أَصْحَابُ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَهْ مَهْ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: لَا تُزْرِمُوهُ دَعُوهُ فَتَرَكُوهُ حَتَّى بَالَ، ثُمَّ إِنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ دَعَاهُ فَقَالَ لَهُ: إِنَّ هَذِهِ الْمَسَاجِدَ لَا تَصْلُحُ لِشَيْءٍ مِنْ هَذَا الْبَوْلِ، وَلَا الْقَذَرِ إِنَّمَا هِيَ لِذِكْرِ اللهِ عَزَّ وَجَلَّ، وَالصَّلَاةِ وَقِرَاءَةِ الْقُرْآنِ

«Однажды, когда мы были с Посланником Аллаха ﷺ в мечети, вошёл один бедуин и начал стоя справлять малую нужду в мечети. Сподвижники Пророка ﷺ крикнули ему: "Эй, эй!", но Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Не останавливайте его. Оставьте". И они не вмешивались, пока тот не завершил своё дело. Потом Посланник Аллаха ﷺ подозвал бедуина и сказал ему: "Не положено загрязнять мечети ни мочой, ни нечистотами. Мечети лишь для поминания Аллаха, намаза и чтения Корана"». (Муслим, 285)

Смотрите, как мягко и мудро Посланник Аллаха ﷺ разрешил этот конфликт. Он запретил сподвижникам проявлять по отношению к тому, кто ошибся, суровость, что по сути и является экстремизмом, а того, кто ошибся, он красиво наставил и спокойно обучил поведению в мечети, не запугав его упрёками и строгими запретами.

 

3. умеренность и отсутствие чрезмерности в религии;

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

إِنَّ الدِّينَ يُسْرٌ، وَلَنْ يُشَادَّ الدِّينَ أَحَدٌ إِلَّا غَلَبَهُ، فَسَدِّدُوا وَقَارِبُوا، وَأَبْشِرُوا، وَاسْتَعِينُوا بِالْغَدْوَةِ وَالرَّوْحَةِ، وَشَيْءٍ مِنَ الدُّلْجَةِ

«Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она непременно побеждает его, так придерживайтесь же правильного и приближайтесь, радуйтесь и обращайтесь к Аллаху за помощью утром, вечером и некоторое время ночью». (Бухари, 39; Ибн Хиббан, 351)

То есть эта религия очень легка, и если кто-нибудь начинает бороться с ней, пытаясь делать нечто непосильное для себя, например, молиться днём и ночью до полного изнеможения или поститься ежедневно, это приводит к нежелательным последствиям, так как рано или поздно человек теряет силы и оказывается не в состоянии делать даже то, на что способны все остальные.

Поэтому чрезмерность в религии является дверью, которая ведёт к крайности и экстремизму по отношению к тем, кто имеет иное мнение, и принудительному навязыванию своего мнения.

 

4. мир и согласие среди членов общества;

Пророк Мухаммад ﷺ связывал превосходство и достоинство человека перед Господом и в обществе с его способностью жить в обществе, не причиняя вреда его членам.

От Абу Бурды передаётся, что Абу Муса (да будет доволен им Аллах) сказал:

قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللهِ أَيُّ الْإِسْلَامِ أَفْضَلُ؟ قَالَ: مَنْ سَلِمَ الْمُسْلِمُونَ مِنْ لِسَانِهِ وَيَدِهِ

«Однажды я спросил: “О Посланник Аллаха, кто из мусульман является достойнейшим?” Пророк ﷺ ответил: “Тот, кто не причиняет другим мусульманам вреда своим языком и своими руками”». (Бухари, 11; Муслим, 42)

 

5. запрет проливать кровь.

Посланник Аллаха ﷺ категорически запретил убийство живой души и пролитие крови невинного человека, посчитав это одним из самых тяжких грехов. В своих хадисах он особо подчеркнул тяжесть этого преступления, чтобы оттолкнуть людей от этого греха.

От Абу Са’ида Аль-Худри и Абу Хурайры (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَوْ أَنَّ أَهْلَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ اشْتَرَكُوا فِي دَمِ مُؤْمِنٍ لَأَكَبَّهُمُ اللَّهُ فِي النَّارِ

«Если бы обитатели небес и земли все вместе были повинны в пролитии крови одного верующего, Аллах непременно вверг бы их всех в Огонь Ада». (Тирмизи, 1398)

Запрещается не только проливать кровь, но даже пугать человека. Верующий должен остерегаться делать всё, что пугает или приводит к страху, ибо жизнь человека неприкосновенна.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Абу-ль-Касим (Пророк) ﷺ сказал:

مَنْ أَشَارَ إِلَى أَخِيهِ بِحَدِيدَةٍ، فَإِنَّ الْمَلَائِكَةَ تَلْعَنُهُ، حَتَّى يَدَعَهُ وَإِنْ كَانَ أَخَاهُ لِأَبِيهِ وَأُمِّهِ

«Поистине, ангелы будут проклинать того, кто направит на своего брата остриё оружия, пока он не отведёт его, даже если этот человек будет его родным братом». (Бухари, 7072; Муслим, 2616)

Таким образом, Посланник Аллаха ﷺ решал эту проблему, старался обеспечить безопасность в обществе, запрещал и боролся со всем, что могло даже испугать человека, вне зависимости от того, как это называется: экстремизм, террор, насилие или притеснение.

Все эти явления распространяют страх и ужас в обществе, пугают людей и мешают безопасной и спокойной жизни, а спокойствие в обществе является гарантом его развития и прогресса.

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.