Каждое явление в этом мире подчинено воле Всевышнего Аллаха и свидетельствует о Его величии и могуществе. Всё происходит только по воле Всевышнего, даже лист падает лишь с его волеизъявления. Следовательно, гром и грозы подчиняются Господу. Более того, гром восславляет Аллаха, испытывая перед Ним почтенный страх.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
وَيُسَبِّحُ الرَّعْدُ بِحَمْدِهِ وَالْمَلَائِكَةُ مِنْ خِيفَتِهِ
(смысл): «И восславляет гром, вознося хвалу Ему (Аллаху), и ангелы (восславляют Его) из страха пред Ним (Восславление от грома – истина, на это указывает текст Корана, а мы должны уверовать в это несмотря на то, что мы не понимаем эти звуки. Ведь Всевышний Аллах сообщает только то, что является истиной)». («Сафват ат-Тафасир», сура Ар-Ра‘д: 13)
Однако Всевышний Создатель назначает ангелов для исполнения тех или иных задач. В некоторых случаях Он назначает старших ангелов, например, ангела смерти, и даёт им множество помощников. Точно так же Всевышний назначил ангела Микаила ответственным за дождь и растения и дал ему помощников, которые в том числе ответственны за гром и передвижение облаков.
Хафиз Ибн Касир в своей книге «Аль-Бидая ва ан-Нихая» пишет об этом следующее:
«Ангел Микаил ответственен за дождь и растения, из которых формируется удел рабов в этом мире. Он также имеет помощников, которые выполняют всё, что он велит им исполнить с дозволения Аллаха. Они управляют ветрами и облаками так, как это угодно Всевышнему Господу. Также передаётся, что с каждой каплей дождя с неба спускается ангел, который ставит её точно на предопределённое ей место на Земле».
От Са‘ида ибн Джубайра передаётся, что ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал:
أَقْبَلَتْ يَهُودُ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالُوا: يَا أَبَا القَاسِمِ، أَخْبِرْنَا عَنِ الرَّعْدِ مَا هُوَ؟ قَالَ: مَلَكٌ مِنَ المَلَائِكَةِ مُوَكَّلٌ بِالسَّحَابِ مَعَهُ مَخَارِيقُ مِنْ نَارٍ يَسُوقُ بِهَا السَّحَابَ حَيْثُ شَاءَ اللَّهُ فَقَالُوا: فَمَا هَذَا الصَّوْتُ الَّذِي نَسْمَعُ؟ قَالَ: زَجْرَةٌ بِالسَّحَابِ إِذَا زَجَرَهُ حَتَّى يَنْتَهِيَ إِلَى حَيْثُ أُمِرَ قَالُوا: صَدَقْتَ
«Однажды к Пророку ﷺ пришли иудеи и сказали: "О Абу аль-Касим! Поведай нам о громе – что это такое?" Он ответил: "Это один из ангелов Аллаха, который отвечает за облака. У него огненные орудия, которыми он гонит облака, куда пожелает Аллах".
Иудеи спросили: "А что это за звук, который мы слышим?", а он ответил: "Это звук, который издают облака, когда ангел гонит их, пока не пригонит туда, куда ему было приказано". Они сказали: "Ты сказал правду"». (Имам Ахмад, 2483; Тирмизи, 3117; Ан-Насаи, «Сунан аль-Кубра, 9024; Табарани, «Му’джам аль-Кабир», 12429)
Всевышний Аллах уполномочил этого ангела следить за всеми процессами, происходящими в облаках. Этот ангел по воле Аллаха двигает облака, перемещает их с одного места на другое, сгущает тучи и проливает дожди.
От ‘Икримы передаётся, что обычно, когда ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) слышал звук грома, он говорил:
سبحَانَ الَّذِي سَبَّحْتَ لَهُ ، قَالَ : إِنَّ الرَّعْدَ مَلَكٌ يَنْعِقُ بِالْغَيْثِ ، كَمَا يَنْعِقُ الرَّاعِي بِغَنَمِهِ
«Субх'ана-Ллязи саббах'та ля-hу (Пречист Тот, кого ты восхваляешь). Поистине, гром – это ангел, кричащий на дождь, подобно пастуху, окрикивающему своих овец». (Бухари, «Аль-Адаб аль-Муфрад», 722)
При звуках грома верующему желательно прославлять Всевышнего Аллаха и читать молитвы, которые читал сам Пророк ﷺ и рекомендовал читать своим сподвижникам.
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что, услышав раскаты грома, Посланник Аллаха ﷺ обычно говорил:
اللَّهُمَّ لَا تَقْتُلْنَا بِغَضَبِكَ، وَلَا تُهْلِكْنَا بِعَذَابِكَ، وَعَافِنَا قَبْلَ ذَلِكَ
«Аллаhумма, ля тактуль-на би-газаби-ка, ва ля туhлик-на би-‘азаби-ка, ва ‘афи-на кабля заликаи (О Аллах, не убивай нас, проявляя гнев Свой, и не губи нас, подвергая каре Своей, и избавь нас [от бедствий и защити от грехов], прежде чем это случится)». (Имам Ахмад, 5763; Бухари, «Аль-Адаб аль-муфрад», 721; Тирмизи, 3450; Ан-Насаи, «‘Амаль аль-Явм ва аль-Ляйля», 928)
От ‘Амира ибн ‘Абдуллаха ибн Аз-Зубайра передаётся, что, услышав раскаты грома, ‘Абдуллах ибн Аз-Зубайр (да будет доволен ими обоими Аллах) прерывал разговор и говорил:
سُبْحَانَ الَّذِي يُسَبِّحُ الرَّعْدُ بِحَمْدِهِ، وَالْمَلَائِكَةُ مِنْ خِيفَتِهِ، ثُمَّ يَقُولُ: إِنَّ هَذَا لَوَعِيدٌ لأَهْلِ الأَرْضِ شَدِيدٌ
«Субх'ана-Ллязи юсаббих'у-р-ра‘ду би-х'амди-hи ва-ль-маляъикяту мин хифати-hи (Слава Тому, Кого славят гром и ангелы, вознося Ему хвалу из страха перед Ним). Поистине, это суровое предупреждение обитателям земли». (Имам Малик, 2094; Бухари, «Аль-Адаб аль-Муфрад», 723)
Также от ‘Али ибн ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса передаётся, что его дед ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал:
كُنَّا مَعَ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ فِي سَفَرٍ فَأَصَابَنَا رَعْدٌ وَبَرْقٌ وَبَرْدٌ فَقَالَ لَنَا كَعْبٌ : مَنْ قَالَ حِينَ يَسْمَعُ الرَّعْدَ: سُبْحَانَ مَنْ يُسَبِّحُ الرَّعْدُ بِحَمْدِهِ وَالْمَلَائِكَةُ مِنْ خِيفَتِهِ ثَلَاثًا عُوفِيَ مِمَّا يَكُونُ فِي ذَلِكَ الرَّعْدِ قَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا: فَقُلْنَا فَعُوفِينَا
«Однажды, когда мы находились в пути вместе с ‘Умаром ибн Аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах), раздались раскаты грома, засверкали молнии и пошёл град. Ка‘б (да будет доволен им Аллах) сказал нам: "Человек, который трижды произнесёт слова: “Субх'ана-Ллязи юсаббих'у-р-ра‘ду би-х'амди-hи ва-ль-маляъикяту мин хифати-hи (Слава Тому, Кого славят гром и ангелы, вознося Ему хвалу из страха перед Ним)”, услышав раскаты грома, будет избавлен от вреда этого грома". Мы произнесли эти слова и были избавлены от этого». (Табарани, «Ад-Ду’аъ», 985)
Из всего вышеприведённого вытекает, что гром, молния, движения туч, дождь, гроза и прочие природные явления происходят только с дозволения Всевышнего Создателя и по Его воле. Однако Аллах уполномочил отвечать за все эти явления ангела Микаила и дал ему помощников, в том числе ангела грома, который управляет ветрами и облаками, а также ангелов, которые доставляют каждую каплю дождя на Землю.
Муслим Абдулаев