О мёртвых либо хорошо, либо ничего

8 Январь 2021
26881

Эта старинная пословица означает, что об умерших людях принято говорить или хорошее, или, если даже вы думаете о них плохо, не говорить ничего. Ислам также запрещает поносить покойных и побуждает упоминать только их достоинства.

Человек, покидая этот мир, теряет возможность совершать благие деяния, исправить свои проступки и ошибки, а также больше не может покаяться. Многие думают, что в ближайшее время смерть их не коснётся, но ангел смерти, исполняя свои обязанности, не берет в расчёт их мнение и не откладывает свою работу ни на миг.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَأَنْفِقُوا مِنْ مَّا رَزَقْنَاكُمْ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَأْتِيَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِي إِلَىٰ أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُنْ مِنَ الصَّالِحِينَ وَلَنْ يُؤَخِّرَ اللَّهُ نَفْسًا إِذَا جَاءَ أَجَلُهَا ۚ وَاللَّهُ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ

(смысл): «И расходуйте ради довольства Аллаха из того, чем Мы наделили вас, до того, как придёт к кому-нибудь из вас смерть, и тогда он скажет: "Господи! Если бы Ты дал мне бы небольшую отсрочку, то я стал бы давать милостыню, совершать благие деяния и вошёл бы в число праведников". Но никогда Аллах не даст отсрочки душе, когда придёт время её смерти. И Аллах сведущ в том, что вы делаете». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Мунафикун: 10-11)

У того, кто умер, нет больше шансов совершать благие деяния и вести праведный образ жизни. А те, кто поносит умерших, хулит их и говорит о них плохо, находятся в ещё более худшем положении, чем умершие, ведь они не смогут попросить прощения у умерших, и этот грех останется с ними навечно. Что может быть страшнее этого?

По этим и другим причинам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) во многих своих высказываниях запрещал поносить покойных, говорить о них плохо и указывал воздерживаться от упоминания их недостатков.

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لَا تَسُبُّوا الأَمْوَاتَ، فَإِنَّهُمْ قَدْ أَفْضَوْا إِلَى مَا قَدَّمُوا

«Не подвергайте поношению покойных, ибо они уже пришли к тому, что творили прежде (уже получили соответствующее воздаяние за свои добрые или дурные дела)». (Имам Ахмад, 2540; Бухари, 1393; Ан-Насаи, 1936)

Ибн ‘Аллян ас-Сиддики в своей книге «Далиль аль-фалихин», комментируя этот хадис, пишет следующее:

«Они уже пришли к завершению того, что творили прежде из своих добрых или дурных деяний, и поэтому в их порицании нет пользы. В этом хадисе подразумевается порицание умерших мусульман. Что касается умерших неверных, то в целом их можно порицать. А что касается конкретного умершего из числа неверных, то и его нельзя порицать, потому что, возможно, он умер мусульманином. Но это не касается конкретных умерших, на которых Всевышний Аллах или Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прямо указал как на умерших неверующими, например, Абу Ляхаба и Абу Джахля».

(فإنهم قد أفضوا) أي: وصلوا (إلى ما قدّموا) من عملهم خيرًا كان أو شرًّا، إذ لا فائدة في سبّهم. والحديث في سبّ أموات المسلمين. أمّا أموات الكفّار فيجوز سبّهم عموماً، وأمّا المعيَّن منهم، فلا يجوز سبّه؛ لاحتمال أنّه مات مسلماً، إلا أن يكون ممّن نصّ الشارع على موته كافراً، كأبي لهب وأبي جهل

Также от ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

اذْكُرُوا مَحاسنَ مَوْتاكُمْ، وكُفُّوا عَنْ مَساوِيهمْ

«Упоминайте достоинства ваших покойных и воздерживайтесь от (упоминания) их недостатков». (Абу Дауд, 4900; Тирмизи, 1019; Ибн Хиббан, 3020; Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 6252)

Учёные-богословы указывали, что категорически запрещается подвергать поношению умершего мусульманина, если он не был известен своим нечестием. Однако наши праведные предшественники разошлись во мнениях относительно дозволенности поношения даже неверных и общеизвестных нечестивцев.

Что касается поношения дурных людей, то передаётся множество хадисов, в которых есть указания на дозволенность этого. К таковым относятся достоверные хадисы, в которых сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поносил конкретных людей.

Одним из таких указаний также является хадис, в котором сообщается, что когда мимо собравшихся прошла похоронная процессия и люди стали отзываться о покойном плохо, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не выразил своё порицание, а только сказал: «Это обязательно».

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:

مَرُّوا بِجَنَازَةٍ، فَأَثْنَوْا عَلَيْهَا خَيْرًا، فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: وَجَبَتْ، ثُمَّ مَرُّوا بِأُخْرَى فَأَثْنَوْا عَلَيْهَا شَرًّا، فَقَالَ: وَجَبَتْ فَقَالَ عُمَرُ بْنُ الخَطَّابِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ: مَا وَجَبَتْ؟ قَالَ: هَذَا أَثْنَيْتُمْ عَلَيْهِ خَيْرًا، فَوَجَبَتْ لَهُ الجَنَّةُ، وَهَذَا أَثْنَيْتُمْ عَلَيْهِ شَرًّا، فَوَجَبَتْ لَهُ النَّارُ، أَنْتُمْ شُهَدَاءُ اللَّهِ فِي الأَرْضِ

«Однажды, когда мимо нас прошла похоронная процессия и люди стали восхвалять покойного, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Это обязательно". Затем прошла ещё одна похоронная процессия, и на этот раз люди стали отзываться о покойном плохо, однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха) снова сказал: "Это обязательно". Тогда ‘Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) спросил: "Что обязательно?" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: "Вы воздали хвалу этому, и теперь он обязательно окажется в Раю, а о другом вы отозвались плохо, и теперь он обязательно окажется в огне, ведь вы − свидетели Аллаха на земле"». (Бухари, 1367; Муслим, 949; Тирмизи, 1058)

Учёные-богословы разошлись во мнениях относительно того, как совмещать друг с другом вышеупомянутые указания. Наиболее верным и очевидным представляется то мнение, согласно которому упоминать о пороках неверных разрешается.

Что же касается мусульман, которые были известны как нечестивцы или приверженцы нововведений, то говорить об их пороках можно в том случае, если это необходимо для того, чтобы предостеречь других людей и уберечь их от согласия с тем, что говорили эти нечестивцы, и повторения того, что они делали. Если же в этом нет необходимости, то поносить таких людей не разрешается, в чём и состоит смысл вышеупомянутых указаний.

Понравилась статья?

Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

Муслим Абдулаев

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

 

Смотрите также:

Смерть непременно настигнет вас

Что такое смерть с точки зрения Ислама?

 Смерть это только начало…

Часто вспоминайте смерть!

Каково это – смерть?

Смерть уже не учит нас

Научные доказательства бессмертия души

Признаки благого и плохого конца

Можно ли желать для себя смерти?

Человек… внезапно смертен

А смерть нечаянно нагрянет

Какие душевные наказания ожидают грешников после смерти

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.