Как провести месяц Рамадан

25 Май 2017 995

Религия есть реальное прикосновение личности к Высшим силам бытия, подключение к трансцендентным, то есть потусторонним явлениям, существующим на уровне души. Монотеистические верования позволяют войти в мистический мир, где господствуют не законы земной логики, а высшие, божественные закономерности. Они исходят от Всевышнего Аллаха, утверждающего свои правила, принципиально отличающиеся от человеческих.

Речь идет о том, что многие события земного бытия, кажущиеся для атеиста просто парадоксальными и лишенными всякой логики, для истинно верующего человека вполне обоснованы. В данном случае мы ведем речь о священном месяце Рамадан, во время которого мусульмане держат пост.

Удивительными для неверующего человека кажутся те чувства и мысли, с которыми мусульмане ждут и встречают этот особый месяц. Для «нормальной» личности просто покажется сумасшествием то, что верующие пост встречают не как время лишений и страданий, а как период счастья и радости. Автор статьи только в прошлом году смог почувствовать всё величие и счастье уразы. Долгое время он не мог понять внутреннюю радость лишения себя еды и удовольствий в месяц Рамадан. Способность выдержать пост, особенно в конце июня в 30-градусную жару россиянину, не привыкшему такой температуре – дело совсем непростое. Здесь необходимо отметить, что ценность поста в месяц Рамадан и в другое время не заключается только в отказе от еды и сексуальных наслаждений. Ибо сказано в хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах):

مَنْ لَمْ يَدَعْ قَوْلَ الزُّورِ وَالعَمَلَ بِهِ فَلَيْسَ للهِ حَاجَةٌ فِي أَنْ يَدَعَ طَعَامَهُ وَشَرَابَهُ

«Если во время поста человек не прекратит лгать и поступать по лжи, то Всевышнему Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от еды и воды». (Аль-Бухари)

Поэтому необходимо понимать комплексный характер поста во все времена. Это означает, что Всевышний дал указание мусульманам держать пост прежде всего с целью душевного оздоровления, то есть сочетать телесное ограничение с психологическим. Поэтому тезисом правоверных выступает принцип несотворения зла всем окружающим: людям, обществу и природе во время поста. В хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сказано:

 إِذَا كَانَ يَوْمُ صَوْمِ أَحَدِكُمْ، فَلاَ يَرْفُثْ وَلاَ يَصْخَبْ، فَإنْ سَابَّهُ أحَدٌ أَوْ قَاتَلَهُ، فَلْيَقُلْ: إنِّي صَائِمٌ

«В тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть не сквернословит и не повышает голоса, а если кто-то станет ругать его или попытается завязать с ним ссору, пусть скажет (такому): «Поистине, я держу пост». (Бухари, Муслим)

Однако здесь необходимо обратить внимание на серьезную проблему, которая исходит от отсутствия диалектического мышления у многих верующих. Дело в том, что часть мусульманок однозначно понимает данный хадис.

Действительно, встретив любое негативное воздействие, они говорят: «Я держу пост!» и стремятся избегать конфликта. Это вполне соответствует смыслу Ислама, в данном случае изложенного в Сунне. Однако при этом наши уважаемые сестры допускают переход в другую крайность, заключающуюся в праве самим творить не совсем праведные дела. Они заключаются в проявлении контроля над поведением мужа и детей, в указании того, что можно делать, что нельзя, в управлении за финансовой сферой семьи.

Здесь проявляется одно из самых опасных последствий выполнения непростых требований ибады, и в особенности – безупречного выполнения поста. Оно заключается в формировании гордыни за то, что мусульмане способны выдержать такие нелегкие испытания, которые возложены на них Аллахом.

Гордыня – одна из самых опасных черт характера, что может быть у человека. Такая оценка исходит от того, что она связана с состоянием «забывчивости». Человек «забывает» об абсолютной природе и воле Всевышнего Аллаха. Сумев выполнить все столпы и каноны ислама, мусульманин увлекается гордыней, смотря свысока на «падших» людей, страдающих чревоугодием, алкоголизмом, совершающих зина (прелюбодеяние), больных и не сумевших сдержать свой нафс.

Человек в своей гордыне «забывает», что всё на свете от нашего Творца, в том числе эти несчастные люди, о которых в Коране написано как о «заблудших». Они пошли по пути шайтана, воспользовавшись свободой, данной Всевышним. Он и спросит их за их дела, а постящиеся мусульмане, идущие по пути нравственного развития смотрят, на них с сожалением, прося Аллаха вернуть их на путь истинный, но никак не судят. Ибо самое дорогое, что может быть у верующего – это любовь, которая предохраняет от осуждения и агрессивности.

Когда человек забывает своего Творца, происходит опаснейшее явление – это принципиальная трансформация личности многих верующих. Ее сущность – переход от смысла религии, заключающегося в выполнении нравственных норм и ценностей, к приоритету ибады. То есть происходит формирование глубокого заблуждения – мысли о том, что выполнение пяти столпов ислама дает право мусульманам осуждать, критиковать и относиться с презрением к «падшим», по их мнению, людям: пьяницам, преступникам, прелюбодеям и в общем, ко всем плохим людям. При этом трагедия заключается в том, что многие, в том числе и автор статьи, «забывают» сущность Ислама, заключённую в прекрасных именах Всевышнего Аллаха – Рахман, Рахим, Вадуд, Латыйф, Сабур и Гафур.

Поэтому и Коран, и Сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) указывают, что главный смысл поста – это сдерживание своих негативных черт характера, прежде всего, негативного отношения к окружающим, в том числе и к немусульманам. Мысли, слова и реальные действия ни в каких формах не должны иметь негативно-разрушительный характер.

Великий смысл поста заключается не только в отказе от телесных радостей, удовольствий и негативного отношения ко всем и всему. Он заключается в получении информации о своей сущности в этом мире и в оценке Всевышнего. Такая мысль возникла у автора тогда, когда у него невероятно сильно разболелась голова, и он вынужден был прервать пост. Тогда в душе возникло озарение, что Аллах пока не разрешает ему выполнить эту миссию, так как пока не заслужил Его милости. Значит, необходимо отрешиться от своих запретных мыслей, слов и поступков – такова была следующая мысль.

Таким образом, зародилась новая идея – пост представляет собой критерий веры во Всевышнего. Если она истинна – тебе разрешат держать пост и выполнять другие требования ибады (поклонения), чтобы очистить душу от скверных, запретных мыслей и поступков.

Через год автор с великой радостью смог перетерпеть долгий день и выполнить свою задачу перед своим Создателем. Таким образом, пост выступает оценкой поступков мусульманина между двумя месяцами Рамадан. Великое право держать пост получает тот, кто сумел содержать свою душу и тело в чистоте, творя только дозволенные Всевышним дела. Поэтому этот волшебный месяц имеет двоякое значение – проверка силы нашей веры, нравственности и ее оценка Всевышним Аллахом. Ин шаа-Ллах, Он даст нам всем возможность выполнить пост и в этом году!

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.