Часть 1
Один из любимых нами героев гайдаевской комедии латинское выражение «Mеmento mori» перевёл как «Моментально – в море!», что было, конечно же, неправильно. Правильный перевод предлагает нам помнить о нашем неотвратимом будущем – смерти. Мудрости древних римлян надо отдать должное, они, несмотря на языческие традиции, поняли одно из самых главных требований человека – подготовиться к переходу в мир иной.
Такая позиция исходит из понимания всей иллюзорности нашего бытия, того, что самые главные события, как ни странно, начнутся после нашей смерти. Уверенность в этом основывалась на знании людей древних обществ о первичности души. Самые первые религиозные представления настраивали их на предстоящую встречу со Всевышним и на ответ перед Ним за свои деяния. Например, древние египтяне, несмотря на языческий характер своей религии, чётко знали о главнейшей встрече после смерти и готовились к ответу перед богами.
Поэтому анализ жизнедеятельности современной личности и общества заставляет нас считать их отсталыми по сравнению с жителями Древнего мира. Как ни удивительно, но в сфере духовности современный человек показывает себя «сумасшедшим». Материалистическая наука, родившаяся как протест европейцев против сребролюбивого католичества, подтолкнула человека Запада к мысли о том, что в этом мире надо жить, наслаждаясь радостями тела.
В течение последних веков атеизм стал основой мировоззрения миллионов людей, а середина прошлого столетия ознаменовалась полным торжеством безверия. Так, что власти Англии запретили ношение крестов как «негигиеничный» атрибут человека. Мысль о загробной жизни исчезла, западное общество посвятило себя обслуживанию своего тела, считая его смыслом жизнедеятельности. Информация о том, что человек смертен, а душа будет отвечать за свои деяния, игнорировалась как проявление религиозного мракобесия.
Только представители монотеистических верований, не утратившие связь со своим Творцом, знают о самом важном переходе – от этого иллюзорного мира к бытию реальному после смерти. Отношение к кончине, возведённое в основополагающий статус жизнедеятельности мусульман, явствует из Писания правоверных. Коранические аяты и хадисы Сунны Посланника Аллаха ﷺ целенаправленно воспитывают особое отношение к нашему будущему, ко встрече с Творцом. Об этом в суре «Али-Имран» говорится:
كُلُّ نَفْسٍ ذَآئِقَةُ الْمَوْتِ وَإِنَّمَا تُوَفَّوْنَ أُجُورَكُمْ يَوْمَ الْقِيَـامَةِ فَمَن زُحْزِحَ عَنِ النَّارِ وَأُدْخِلَ الْجَنَّةَ فَقَدْ فَاز
(смысл): «Всякая душа вкушает смерть, и вам сполна будут даны ваши награды в день воскресения. И кто будет удалён от огня и введён в Рай, тот добился успеха. А земная жизнь является только обманчивым наслаждением» (сура Али Имран, 185).
Итак, именно смерть реализует переход наших душ к высшей реальности – в мир Всевышнего, ибо и верующие, и атеисты согласны с тем, что все мы смертны. Принципиальное различие только в том, что у мусульманина смерть – это всего лишь переход души во владения Аллаха, а для неверующих – окончательный финал существования. Именно после смерти и Судного дня начинается самое главное – переселение в благоухающие сады Рая, наше вечное бытие в радости и счастье.
А для тех, кто усердствовал в своём упрямстве, упорно отрицал бессмертие души и предстоящую её ответственность перед Творцом, есть иной сценарий. В суре «Аль-Анʻам» о судьбе язычников после смерти повествуется следующем образом:
قَدْ خَسِرَ الَّذِينَ كَذَّبُواْ بِلِقَآءِ اللَّهِ حَتَّى إِذَا جَآءَتْهُمُ السَّاعَةُ بَغْتَةً قَالُواْ ياحَسْرَتَنَا عَلَى مَا فَرَّطْنَا فِيهَا
(смысл): «В убытке остались те, которые считали ложью встречу с Аллахом, а когда пришёл внезапно к ним час Суда, они сказали: "О горе нам за то, что мы упустили там!"» (сура Аль-Анʻам, 31).
Итак, неотвратимое случилось, несмотря на многотысячные траты на врачей, специалистов и пластических хирургов – человек умер. И он оказался в убытке, то есть понял всю ложность прижизненных заблуждений. Атеисты скажут: «О горе нам за то, что мы упустили там!». А упустили они в этой жизни самую великую истину – то, что наша душа бессмертна и обязательно предстанет перед Своим Творцом.
Причём не будет душа ожидать Судного дня, ответ будет дан уже в момент смерти. Тысячи случаев клинической смерти, когда человек временно «побыл в мире ином», показывают истинность ответа за деяния души. Вся жизнь проходит перед сознанием человека, и до него доходит понимание своего упущения. Оно заключается в том, что жизнь была посвящена, по сути, совершенно бессмысленной гонке за властью, карьерой, деньгами, автомобилями, домами и женщинами. Всё это совершенно не нужно, ибо Аллаха интересует Поклонение души своему Творцу, то есть выполнение пяти столпов Ислама и норм нравственности.
«Сумасшествие» мирской жизни уходит, и остаётся одна-единственная проблема: посвятил ли человек свою жизнь Всевышнему или «забыл» Его. Причём следующий аят этой же суры даёт чёткий ответ на вопрос, почему же с людьми происходит такая трагедия – забывание своего Творца:
وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَآ إِلاَّ لَعِبٌ وَلَهْوٌ وَلَلدَّارُ الآخِرَةُ خَيْرٌ لِّلَّذِينَ يَتَّقُونَ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ
(смысл): «Земная жизнь есть не что иное, как только игра и забава, а Обитель Вечности (Ахират) лучше для богобоязненных. Разве вы не разумеете этой явной истины и не понимаете, что для вас – добро и что для вас – зло?» (сура Аль-Анам, 32)
Вот он – источник величайшей трагедии современности: считать этот иллюзорный мир реальным и посвятить жизнь накоплению совершенно бесполезного для души материального богатства. Всевышний указывает, что то, что мы признаем истинной действительностью, на самом деле «… игра и забава…». Причём современная квантовая физика и другие науки доказывают иллюзорность мира.
Однако миллионы людей, которым Всевышний «закрыл глаза, уши и разум», так как они очень хотели этого, уверены в совершенной иной картине мира. 37 аят суры «Аль-Муъминун» чётко выражает мнение атеистов, упорствующих в своих заблуждениях:
إِنْ هِيَ إِلَّا حَيَاتُنَا الدُّنْيَا نَمُوتُ وَنَحْيَا وَمَا نَحْنُ بِمَبْعُوثِينَ
(смысл): «Есть только наша земная жизнь; мы умираем [одно поколение из нас умирает] и живём [а другое поколение из нас живёт], и не будем мы воскрешены» (сура Аль-Муъминун).
Опираясь на законы материалистической науки, язычники уверены, что жизнь даётся только раз, и необходимо прожить её в радости и удовольствии. В советской литературе один из главных героев говорил о том, что самое главное у человека – это жизнь, и надо её прожить достойно. К сожалению, автор не понимал, что жизнь – это просто иллюзия мгновения между моментом рождения и смерти. Жизнь просто не реальна, потому что она есть изменение, как и всё в этом мире. Всё течёт, всё меняется, настоящего времени нет, так как время СТОЯТЬ не может. Таким образом, всё, что мы видим и чувствуем – это просто оптический обман и иллюзия.
Поэтому в Священном Коране наша так называемая «реальная жизнь» ассоциируется со следующим выражением: «Пена морская, исчезающая под дуновением ветра…». Истинно, это так: наше земное бытие хрупкое и зыбкое, малейшее изменение температуры воздуха или самого тела, даже небольшой удар от того, что человек споткнулся, могут привести к потере жизни.
Однако гордый нафс ведёт людей вперёд – к власти, славе и богатству, внедряя в сознание мысль о том, что есть только наша земная жизнь… И только болезни, неприятности, провалы планов напоминают личности, что бытие земное – это всего лишь мимолётная иллюзия.
Смотрите также:
Что такое смерть и что происходит с душой после смерти?