Принцип «Memento mori» («Помни о смерти») как средство воспитания мусульман

14 Апрель 2017
4810

Часть 1

Один из любимых нами героев гайдаевской комедии латинское выражение «Mеmento mori» перевёл как «Моментально – в море!», что было, конечно же, неправильно. Правильный перевод предлагает нам помнить о нашем неотвратимом будущем – смерти. Мудрости древних римлян надо отдать должное, они, несмотря на языческие традиции, поняли одно из самых главных требований человека – подготовиться к переходу в мир иной.

Такая позиция исходит из понимания всей иллюзорности нашего бытия, того, что самые главные события, как ни странно, начнутся после нашей смерти. Уверенность в этом основывалась на знании людей древних обществ о первичности души. Самые первые религиозные представления настраивали их на предстоящую встречу со Всевышним и на ответ перед Ним за свои деяния. Например, древние египтяне, несмотря на языческий характер своей религии, чётко знали о главнейшей встрече после смерти и готовились к ответу перед богами.

Поэтому анализ жизнедеятельности современной личности и общества заставляет нас считать их отсталыми по сравнению с жителями Древнего мира. Как ни удивительно, но в сфере духовности современный человек показывает себя «сумасшедшим». Материалистическая наука, родившаяся как протест европейцев против сребролюбивого католичества, подтолкнула человека Запада к мысли о том, что в этом мире надо жить, наслаждаясь радостями тела.

В течение последних веков атеизм стал основой мировоззрения миллионов людей, а середина прошлого столетия ознаменовалась полным торжеством безверия. Так, что власти Англии запретили ношение крестов как «негигиеничный» атрибут человека. Мысль о загробной жизни исчезла, западное общество посвятило себя обслуживанию своего тела, считая его смыслом жизнедеятельности. Информация о том, что человек смертен, а душа будет отвечать за свои деяния, игнорировалась как проявление религиозного мракобесия.

Только представители монотеистических верований, не утратившие связь со своим Творцом, знают о самом важном переходе – от этого иллюзорного мира к бытию реальному после смерти. Отношение к кончине, возведённое в основополагающий статус жизнедеятельности мусульман, явствует из Писания правоверных. Коранические аяты и хадисы Сунны Посланника Аллаха  целенаправленно воспитывают особое отношение к нашему будущему, ко встрече с Творцом. Об этом в суре «Али-Имран» говорится:

كُلُّ نَفْسٍ ذَآئِقَةُ الْمَوْتِ وَإِنَّمَا تُوَفَّوْنَ أُجُورَكُمْ يَوْمَ الْقِيَـامَةِ فَمَن زُحْزِحَ عَنِ النَّارِ وَأُدْخِلَ الْجَنَّةَ فَقَدْ فَاز

(смысл): «Всякая душа вкушает смерть, и вам сполна будут даны ваши награды в день воскресения. И кто будет удалён от огня и введён в Рай, тот добился успеха. А земная жизнь является только обманчивым наслаждением» (сура Али Имран, 185).

Итак, именно смерть реализует переход наших душ к высшей реальности – в мир Всевышнего, ибо и верующие, и атеисты согласны с тем, что все мы смертны. Принципиальное различие только в том, что у мусульманина смерть – это всего лишь переход души во владения Аллаха, а для неверующих – окончательный финал существования. Именно после смерти и Судного дня начинается самое главное – переселение в благоухающие сады Рая, наше вечное бытие в радости и счастье.

А для тех, кто усердствовал в своём упрямстве, упорно отрицал бессмертие души и предстоящую её ответственность перед Творцом, есть иной сценарий. В суре «Аль-Анʻам» о судьбе язычников после смерти повествуется следующем образом:

قَدْ خَسِرَ الَّذِينَ كَذَّبُواْ بِلِقَآءِ اللَّهِ حَتَّى إِذَا جَآءَتْهُمُ السَّاعَةُ بَغْتَةً قَالُواْ ياحَسْرَتَنَا عَلَى مَا فَرَّطْنَا فِيهَا

(смысл): «В убытке остались те, которые считали ложью встречу с Аллахом, а когда пришёл внезапно к ним час Суда, они сказали: "О горе нам за то, что мы упустили там!"» (сура Аль-Анʻам, 31).

Итак, неотвратимое случилось, несмотря на многотысячные траты на врачей, специалистов и пластических хирургов – человек умер. И он оказался в убытке, то есть понял всю ложность прижизненных заблуждений. Атеисты скажут: «О горе нам за то, что мы упустили там!». А упустили они в этой жизни самую великую истину – то, что наша душа бессмертна и обязательно предстанет перед Своим Творцом.

Причём не будет душа ожидать Судного дня, ответ будет дан уже в момент смерти. Тысячи случаев клинической смерти, когда человек временно «побыл в мире ином», показывают истинность ответа за деяния души. Вся жизнь проходит перед сознанием человека, и до него доходит понимание своего упущения. Оно заключается в том, что жизнь была посвящена, по сути, совершенно бессмысленной гонке за властью, карьерой, деньгами, автомобилями, домами и женщинами. Всё это совершенно не нужно, ибо Аллаха интересует Поклонение души своему Творцу, то есть выполнение пяти столпов Ислама и норм нравственности.

«Сумасшествие» мирской жизни уходит, и остаётся одна-единственная проблема: посвятил ли человек свою жизнь Всевышнему или «забыл» Его. Причём следующий аят этой же суры даёт чёткий ответ на вопрос, почему же с людьми происходит такая трагедия – забывание своего Творца:

وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَآ إِلاَّ لَعِبٌ وَلَهْوٌ وَلَلدَّارُ الآخِرَةُ خَيْرٌ لِّلَّذِينَ يَتَّقُونَ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ

(смысл): «Земная жизнь есть не что иное, как только игра и забава, а Обитель Вечности (Ахират) лучше для богобоязненных. Разве вы не разумеете этой явной истины и не понимаете, что для вас – добро и что для вас – зло?» (сура Аль-Анам, 32)

Вот он – источник величайшей трагедии современности: считать этот иллюзорный мир реальным и посвятить жизнь накоплению совершенно бесполезного для души материального богатства. Всевышний указывает, что то, что мы признаем истинной действительностью, на самом деле «… игра и забава…». Причём современная квантовая физика и другие науки доказывают иллюзорность мира.

Однако миллионы людей, которым Всевышний «закрыл глаза, уши и разум», так как они очень хотели этого, уверены в совершенной иной картине мира. 37 аят суры «Аль-Муъминун» чётко выражает мнение атеистов, упорствующих в своих заблуждениях:

إِنْ هِيَ إِلَّا حَيَاتُنَا الدُّنْيَا نَمُوتُ وَنَحْيَا وَمَا نَحْنُ بِمَبْعُوثِينَ

(смысл): «Есть только наша земная жизнь; мы умираем [одно поколение из нас умирает] и живём [а другое поколение из нас живёт], и не будем мы воскрешены» (сура Аль-Муъминун).

Опираясь на законы материалистической науки, язычники уверены, что жизнь даётся только раз, и необходимо прожить её в радости и удовольствии. В советской литературе один из главных героев говорил о том, что самое главное у человека – это жизнь, и надо её прожить достойно. К сожалению, автор не понимал, что жизнь – это просто иллюзия мгновения между моментом рождения и смерти. Жизнь просто не реальна, потому что она есть изменение, как и всё в этом мире. Всё течёт, всё меняется, настоящего времени нет, так как время СТОЯТЬ не может. Таким образом, всё, что мы видим и чувствуем – это просто оптический обман и иллюзия.

Поэтому в Священном Коране наша так называемая «реальная жизнь» ассоциируется со следующим выражением: «Пена морская, исчезающая под дуновением ветра…». Истинно, это так: наше земное бытие хрупкое и зыбкое, малейшее изменение температуры воздуха или самого тела, даже небольшой удар от того, что человек споткнулся, могут привести к потере жизни.

Однако гордый нафс ведёт людей вперёд – к власти, славе и богатству, внедряя в сознание мысль о том, что есть только наша земная жизнь… И только болезни, неприятности, провалы планов напоминают личности, что бытие земное – это всего лишь мимолётная иллюзия.

Смотрите также:

Что такое смерть и что происходит с душой после смерти?

Часто вспоминайте смерть!

Ангел смерти. Кто он?

Смерть непременно настигнет вас

Смерть уже не учит нас

Предшественники смерти

Смерть это только начало…

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.