От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا أَكْرَمَ شَابٌّ شَيْخًا لِسِنِّهِ إِلَّا قَيَّضَ اللَّهُ لَهُ مَنْ يُكْرِمُهُ عِنْدَ سِنِّهِ
«Если молодой человек будет относиться с почтением к старцу (пожилому человеку) из-за его возраста, то Всевышний Аллах обязательно ниспошлёт ему того, кто проявит почтение к нему, когда он сам достигнет преклонного возраста». (Тирмизи, 2022)
Дым без огня
Хотите перестать чему-то удивляться и не садиться плотно на успокоительные – прекратите смотреть новости! Вероятно, именно такой лозунг станет знаковым в 2022 году.
И если задуматься, то это даже не стёб на злобу дня, а констатация факта. Новости со знаком минус прилетают к нам в последнее время со всех сторон, и остановить этот сумасшедший вихрь пока не представляется возможным.
Не ударил в грязь лицом в плане трэшовых вестей и наш родной Дагестан. Не успел толком закончится месяц Рамадан, как под нами вновь развернулась бездна информационного Ада, и силы зла бурным потоком хлынули в нашу жизнь.
Не так давно наши паблики потрясла ужасающая своей жестокостью и циничностью новость об убийстве пожилого человека. Причём убийством (для которого была использована катана) всё не ограничилось. После того как старик от нанесённых ударов умер, убийца, желая замести следы, решил сжечь труп. Ну а после по классике героев боевиков запрыгнул в авто и попытался скрыться.
Далеко скрыться, однако, не удалось и по горячим следам молодой злодей был пойман, и тут начался настоящий форшмак.
Возможно, эта история мало чем отличалась бы от сотен тысяч подобных убийств, если бы не одно НО. Убийцей, жестоко расправившимся с пожилым человеком, оказался родной внук убитого. Ну а мотив преступления был поистине убийственным и куда более весомым, чем вам могло бы показаться: дед сделал внуку замечание, которое сентиментальный юноша принял слишком близко к сердцу.
На видео оперативной съёмки после задержания молодой человек с лохматой шевелюрой пытается объяснить, почему пошёл на такой шаг и как его до этого «довели». Оправдание, прямо скажем, рассчитано на людей с синдромом Дауна или тех, кто смотрит на мир сквозь те же очки, что и главный антигерой этого тарантиновского боевика. Каким бы сварливым и вредным стариком ни был ваш отец, дед или, скажем, дядя, проявлять в отношении них агрессию – последнее дело.
Цепь поколений
Если упоминать в контексте этого прецедента связь поколений, то, что у нас осталось и что мы потеряли, то стоит признать, что когда-то отличающее нас от всего мира уважение к старшим давно разрушено в хлам нашей же молодёжью и их недалёкими родителями.
Складывается впечатление, что о том, что есть такие вещи, как разница в возрасте и уважение к старшим, сегодняшний молодняк не знает от слова «совсем». А ведь когда-то это было настолько важным в воспитании подрастающего поколения, что сам факт того, что молодой человек может проявить неуважение к старшим, было нонсенсом. Но время этики давно прошло, как проходит всё на свете, и миру явилась новая, «усовершенствованная» модель молодых людей.
Если рассматривать новое поколение с точки зрения физиологии и внешнего антуража, то оно, несомненно, даже с виду краше своих предшественников. Однако если в качестве критерия взять за основу морально-этическую комплектацию, то тут однозначно можно увидеть откат назад и заводской брак. То есть если наши предки в этом плане были качественным оригиналом, то мы – средний по цене контрафакт.
И в этой парадигме первыми из строя вышли как раз таки правильные взаимоотношения между возрастами.
Подростки перестали считать взрослых людей авторитетными и прислушиваться к их мнению. Вернее, они перестали вообще ставить во что-то их мнение. И самое главное, что их родители плевать хотели на это с высокой колокольни и никто не горит желанием что-то кому-то разъяснять.
Отсюда на наших улицах и появляется малолетнее хамло, не умеющие себя вести с теми, кто взрослее.
Тут стоит обратиться за помощью к словам лучшего из лучших как к железобетонному аргументу.
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَيْسَ مِنَّا مَنْ لَمْ يَرْحَمْ صَغِيرَنَا وَيَعْرِفْ شَرَفَ كَبِيرِنَا
«Не из нас тот, кто не снисходителен (не проявляет милосердие) к младшим среди нас и не знает о достоинстве (не уважает) тех, кто старше нас (по возрасту и знаниям)». (Тирмизи, 1920)
К сожалению, этот случай далеко не единственный подобный. Периодически подобные эпизоды, где ребёнок поднимает руку на одного из родителей, всплывают в тех или иных пабликах и замести их под ковёр, делая вид, что всё это нам подкинули, уже не вариант.
Складывается такое ощущение, что все приняли этот факт как нечто нормальное, и никто особо не парится, что будет с этим поколением завтра, когда нас будет оставаться все меньше, а детей, воспитанных невоспитанной молодёжью, будет становится все больше.
От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
ثَلَاثَةٌ لَا يَسْتَخِفُّ بِحَقِّهِمْ إِلَّا مُنَافِقٌ: ذُو الشَّيْبَةِ فِي الْإِسْلَامِ، وَذُو الْعِلْمِ، وَإِمَامٌ مُقْسِطٌ
«Правами троих пренебрегает только лицемер: обладателя седины в Исламе (седого мусульманина), обладателя знаний и справедливого имама (правителя)». (Табарани, «Аль-Му‘джам аль-Кабир», 7819)
Пренебрежением можно назвать такие действия, как грубое обращение, насмешки, рукоприкладство, оскорбление и неподобающее поведении в присутствии взрослого человека. Даже писать подобное неприятно, но, к огромному стыду, в нашей республики подобные случаи происходят с регулярностью электрички, работающей по графику.
То есть никого уже не удивляет и не напрягает то, что, находясь рядом со старшими, молодые люди могут позволить себе подобные закидоны.
В нашей же религии отношению к старшим придаётся особое значение, что, в принципе, и выделяет мусульманина из когорты прочих.
От Бушайра ибн Ясара передаётся, что Сахль ибн Хасма (да будет доволен им Аллах) рассказал:
انْطَلَقَ عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ سَهْلٍ وَمُحَيِّصَةُ وَحُوَيِّصَةُ ابْنَا مَسْعُودٍ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَذَهَبَ عَبْدُ الرَّحْمَنِ يَتَكَلَّمُ، فَقَالَ: كَبِّرْ كَبِّرْ وَهُوَ أَحْدَثُ الْقَوْمِ، فَسَكَتَ فَتَكَلَّمَا
«‘Абд ар-Рахман ибн Сахль, Мухаййиса ибн Мас‘уд и Хуваййиса ибн Мас‘уд отправились (по одному делу) к Пророку ﷺ, и ‘Абд ар-Рахман хотел заговорить с ним, но он сказал: “Каббир, каббир (Пусть говорит старший, пусть говорит старший)!” Тогда он (‘Абд ар-Рахман, который был самым молодым из них) замолчал, а двое других стали говорить». (Бухари, 3173; Муслим, 1669)
Всем мира, терпения и разума.
Камаль Магомедов