Воздух свободы

9 Ноябрь 2022
1353

«Даже будучи совершенно свободной и невидимой, всё же и в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной». (Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»)

Свобода. Как же много интерпретаций можно напихать в это, казалось бы, простое и знакомое слово, чтобы при желании усложнить себе и другим жизнь. Особенно если ты молод, наивен, как пасхальный кулич, и горишь желанием менять мир.

Парадоксально, но сегодня наше молодое поколение советы и наказы со стороны взрослых принимают почему-то за тиранию и посягательство на личное пространство, в то время как всякого рода ахинею и высосанные из пальца догмы из интернета – исключительно как принципы свободы и истину в последней инстанции.

Но так ли всё это на самом деле, или в нашем многополярном мире в очередной раз меняются полюса и расшатываются основы?

Попробуем разобраться.

Верхний Ларс

Не так давно паблики республики пополнились свежачком, одномоментно поднявшим активность в группах. Речь идёт о той самой мутной истории о четырёх беглянках из Дагестана, которые, наломав дров, всё же совершили побег.

История изначально отдавала душком и при небольшом зумировании напоминала обычный театр, рассчитанный на зрителей с отрицательным IQ. Таких, к неудивлению, оказалось немало, и девушки в одночасье из непослушных детей превратились в героев новостей и антирекламу республики.

Если не углубляться, то случай довольно прост и давно не нов. Четыре молодые особы, две из которых являлись родными сёстрами и две – их троюродными сёстрами, запарившись от того, что им приходится «жить по средневековым обычаям» и вдобавок слушаться родителей (которые с какой-то стати имели наглость им что-то запрещать), решили вдруг стать взрослыми и положить этому «беспределу» конец.

Для этого выросшие среди «навоза и варваров» беглянки выдвинулись сначала в Moscow и, отсидевшись там в центре для жертв домашнего насилия, попали на границу с Грузией. И уже оттуда, став попутно героинями новостей, девушки сумели-таки сбежать на родину чурхчелы и хачапури, где их, по всей видимости, кто-то уже ждал.

В общем, побег из Шоушенка удалось провернуть, благодаря чему наш Дагестан получил очередное сомнительное пятно на имидже и репутацию региона с устоями времён итальянской инквизиции. Девочки же, в свою очередь, получили Геростатову славу, попав в скором времени на одно из ток-шоу – монетизировать свою историю, пока она не остыла и о них в свете последних событий попросту не забыли.

Где-то далеко-далеко, измученная славой и судами, грустно вздохнула Нина Церетилова.

 

Кодекс чести

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَقَضَىٰ رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا ۚ إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِندَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلَاهُمَا فَلَا تَقُل لَّهُمَا أُفٍّ وَلَا تَنْهَرْهُمَا وَقُل لَّهُمَا قَوْلًا كَرِيمًا

(смысл): «И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям относились с почтением. Если достигнет рядом с тобой старости один из них или оба, то не говори им даже “Уф!”, не кричи на них и говори им благородные слова». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Исраъ: 23)

Родителей, как и внешность, расу, национальность и пол, не выбирают. Однако, в отличие от родителей, всё остальное при желании и достаточном количестве бабла можно без труда изменить. Но делает ли человеку честь попытка как можно дальше и быстрее улететь из-под родительского крыла и жить вопреки их наставлениям?

Думаю, нет.

Даже если мы с родителями не сходимся в каких-то вопросах или взглядах, это далеко не повод сжигать все мосты и обрывать все связи с ними. В конце концов сидеть возле больной матери или отца и менять им подгузники тоже неприятно, однако бросать их в таком положении – самое худшее.

 

Не такие, как все

Никому не хочется быть такими, как все. Это вполне нормально, и если человек хочет чем-то выделиться из серой массы, это даже приветствуется. Однако прежде чем это делать, стоит остановиться и взвесить все риски. Стоит ли совершать какие-то радикальные шаги, если они не гарантируют, что после них вы окажетесь в более выгодном положении?

Вопрос риторический. Будет ли в таком случае игра стоить свеч? Однозначно нет!

На своей памяти я помню немало молодых и не очень ребят, которые грезили сменить вектор своей молодости и выдвигались, например, в Москву, по их словам, навстречу «новой жизни и перспективам».

Там они собирались «навести суету» и «подняться», чтобы доказать невидимым скептикам, чего они стоят на самом деле. В итоге многие из них доказали уже известную аксиому, что когда заканчиваются деньги, то на обратный билет приходится клянчить у «ничего не понимающих» родных.

К сожалению, таких примеров я повидал немало и теперь могу с уверенностью сказать, что не каждый ребёнок, обвиняющий родителей в чрезмерной жёсткости, на самом деле сталкивался именно с этим. Просто потому, что сегодня мы живём в удивительное время, когда яйца начали на серьёзных щщах учить курицу их высиживать, а дети стали считать себя более «понимающими» в плане воспитания, нежели родители.

Отсюда и немалое количество прецедентов, когда дети, находящиеся на родительской шее, стали вдобавок ко всему обвинять своих родителей в строгости и непонимании.

Ни в коем случае не хочу акцентировать внимание на героинях последних дней, однако считаю, что в большинстве случаев рассказы детей в подобных историях притянуты за уши.

От Абу Са‘ида Аль-Худри передаётся, что Пророка ﷺ спросили о людях, которые находятся на преграде А’раф (между Раем и Адом), на что он ответил:

قَوْمٌ قُتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَهُمْ عُصَاةٌ لِآبَائِهِمْ، فَمَنَعَتْهُمُ الشَّهَادَةُ أَنْ يَدْخُلُوا النَّارَ، ومَنَعَتْهُمُ الْمَعْصِيَةُ أَنْ يَدْخُلُوا الْجَنَّةَ

«Это люди, погибшие на пути Аллаха, но они не повиновались своим родителям. Мученическая смерть на пути Аллаха (шахада) не пускает их в Ад, а неповиновение родителям не даёт им попасть в Рай». (Табарани, «Аль-Му‘джам аль-Авсат», 3053)

Ну, а далее пусть каждый делает выводы сам.

Камаль Магомедов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.