«Язык мой – враг мой». Или друг?

4 Июнь 2011
1413

Арабский – язык любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), язык Благородного Корана, язык Рая.

«Язык мой – враг мой». Или друг?Аллах создал нас разными, наделил разными дарами и обязал поклоняться Ему. Одним из даров является возможность общения, приобретения знаний и использования этих знаний в поклонении Творцу.

Язык, посредством которого приобретается такая возможность, становится особенно значимым. К тому же, старая аксиома гласит, что «язык – это основной носитель культуры». Он открывает новый мир, новую для общества и каждого человека культуру, он приобщает к ценностям, носителями которых является народ.

Саййидмухаммад-хаджи Абубакаров (рахимауллах) – Муфтий Дагестана любил повторять хадис, в котором говорится: арабский – язык любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), язык Благородного Корана, язык Рая. При этом, ничуть не умаляя достоинства различных народов и их языков, говорилось об особой значимости арабского языка, о том мире, к которому тянется сердце мусульманина.

Саййидмухаммад-хаджи настойчиво старался довести до людей необходимость изучения арабского языка. Результатом его усилий стало разрешение официальных властей на преподавание арабского языка в качестве иностранного в 5-11 классах школ Республики.

Тогда филологические факультеты вузов Республики начали готовить преподавателей арабского языка, в некоторых школах ввели факультативный курс, специалисты разработали учебные и методические пособия для полного курса изучения языка. Эта тема тогда немного оживилась, но опять затихла в результате бездействия одних и особого усердия других.

Каковы же реальные результаты обучения иностранному языку в школе? Мы опросили сотни людей, изучавших английский, французский, немецкий языки в течение пяти-шести лет в школе (тех, кто с пятого класса изучал), и обнаружили, что никто из них не умеет изъясняться на этом языке, и только некоторые умеют с трудом читать, и ещё меньше таких, кто способен перевести простейший текст с помощью словаря.

Единицы когда-то хорошо овладевших школьным курсом иностранного языка, да и те никогда не использовали своих знаний, и очень скоро забыли его. Когда как дети, возможно, не совсем успешно обучавшиеся в школе, начиная с «алифа», изучают арабский, и буквально со второго-третьего года обучения готовы самостоятельно изучать на этом языке достаточно сложные науки не только религиозного, но и философского, исторического и лингвистического характера.

Почему такие различные результаты? Да всего лишь потому, что трудно плыть против течения. Сердце мусульманина тянется к арабо-мусульманской культуре, на Восток, что вполне естественно, а его пытаются увести в противоположную западную сторону.

Можно ли научить медвежонка ездить на велосипеде? Конечно же, можно. А сколько таких медвежат нам нужно? А есть ли необходимость обучать медвежонка лазанию по деревьям? Понятно ведь, что естественное легко приобретается в соответствующих условиях.

Давайте обратимся к целям и задачам образовательной системы, которые заключаются в приобретении учащимися знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни. Сколько молодых дагестанцев ежегодно оканчивают школы? В среднем, около двадцати тысяч. Сколько из них поступает на факультеты иностранных языков всех вузов в Республике, т.е. выбирают профессии переводчика или преподавателя иностранного языка? Две-три сотни, не больше.

Сколько преподавателей иностранных языков используют знание этого языка в своей жизни, кроме обучения других, и сколько раз за всю жизнь это может произойти? Нетрудно посчитать, что таковых – меньше одного процента. А остальным никогда в жизни не пришлось даже вспоминать английский, французский или немецкий.

Понятно, что изучение различных языков необходимо, что это достаточно серьёзная проблема. Но ведь этот запрос вполне можно удовлетворить специализированной подготовкой в вузах необходимого количества переводчиков, преподавателей и других нужных специалистов.

А школьное образование всё-таки призвано выполнить другую задачу – обеспечить гармоничное развитие личности воспитанием правильного мировоззрения, привитием духовно-нравственных ценностей и закреплением необходимых в дальнейшей жизни знаний, умений и навыков. Эту задачу в школах, в которых обучаются дети-мусульмане, можно полностью выполнить посредством изучения арабского языка.

Когда-то в советскую эпоху поэт восклицал: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин». А как должен восклицать мусульманин, любящий своего Пророка (мир ему и благословение)?

Действительно, мы привыкаем к тому, что будто бы без английского языка и доллара не существует другой жизни. Но это всего лишь результат внушения образа жизни, далёкого от Ислама. И он сегодня привёл к различным кризисам, основой которых является кризис совести, и ничего больше.

Но есть и другая жизнь, с арабским языком и исламской культурой. Пора осознать это, и, если не видно других перспектив, хотя бы для того, чтобы решить насущные проблемы дагестанского общества.

Во-первых. Мы говорим о проблемах, связанных с ваххабитами, «салафитами» и им подобными амбициозными радикальными течениями. Ни один из их полуграмотных «деятелей», с трудом выучивших несколько хадисов, не сможет «загрузить» молодых людей, знающих арабский язык, способных самостоятельно прочитать необходимое из первоисточников, а не из каких-то брошюрок их недоразвитых «алимов».

Во-вторых. Мы говорим о проблемах наркомании среди молодёжи. Среди тех, кто знает арабский язык и вместе с этим приобщён к исламской культуре, в нашей Республике нет ни одного наркомана. Это наглядный пример, не требующий доказательства.

В-третьих, и в-четвёртых, и в-пятых, и так далее. можно говорить о любой проблеме сегодняшнего общества – о нравственности или, скорее, безнравственности, о культуре общения и поведения, об одежде и ценностях быта, о коррупции и кризисе власти, да о чём угодно.

И для лечения любой из этих болезней есть только одно лекарство – искреннее и сознательное выполнение повелений Аллаха, ведь Он особенно любит и оберегает того, кто сознательно и с любовью выполняет Его предписания, с любовью к Благородному Корану, к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) и всем его последователям.

И для этого пока нужно выбрать для изучения в качестве иностранного арабский язык, чтобы ребёнок-мусульманин впитывал близкую ему арабо-мусульманскую культуру, морально-нравственные ценности Ислама, и мог познавать те науки, которые необходимы каждому и в этой жизни, и в мире вечном.

P.S.

В ходе подготовки этой статьи прошла трансляция телепередачи на РГВК «Дагестан» о значимости французского и немецкого языков. В тот же день прошла съёмка телепередачи «Лицом к истине» в студии ДУМД о значимости изучения различных иностранных языков. Участники и зрители высказывали своё мнение, прозвучало много вопросов. Некоторые из них мы решили рассмотреть отдельно.

- Мнение некоторых алимов заключается в том, что английский нам необходим хотя бы в качестве языка даавата при общении в интернет-пространстве.

Необходимо понимать, что это говорят люди, сами свободно владеющие арабским языком, т.е. не чувствующие собственной потребности в знании этого языка. Они, действительно, лучше осознают необходимость изучения другого иностранного языка, и как самый популярный язык интернет-пространства называют английский.

Их точка зрения понятна, но религиозное просвещение (даават) в нашей же Республике сейчас более необходим, чем где-то в другом месте и в другое время. Для нас языками общения являются родной и русский языки. Уроков родного языка в школах намного меньше, чем уроков иностранного, и русский язык мы знаем намного хуже, чем когда-либо.

Разве можно привить ветку с не совсем свойственной природой (английский язык) дереву, у которого целенаправленно высушивают корни (уничтожают родной язык) и совсем ослабшим стволом (с недостаточным знанием русского языка)? И это при том, что лексика родного языка, например, аварского, больше чем наполовину состоит из арабских слов.

- Некоторые люди, называющие себя политиками, говорят, что нам нужно знать английский, французский, немецкий языки в политических целях. И при этом называют языки чуть ли не всех западных стран.

Если человек говорит, что он хочет заниматься политикой, он должен сначала изучить среду своей предполагаемой деятельности. Дагестанский народ таков, что для него родная культура и исламская религия намного ближе, чем кажется каким-то «гениям», их патриотическое и даже националистическое сознание ближе, чем любой глобализм.

А учитывая политику руководства России, давно определившего своими стратегическими партнёрами арабские страны, мы обязаны двигаться по курсу, т.е. знать арабский язык самим и обучать ему детей.

- Для директоров школ станет проблемой, что делать с учителями иностранных языков, которые могут остаться без работы.

Хороший лингвист сможет запросто за короткий срок изучить арабский, к тому же для многих он был вторым языком при обучении. Не очень хороший лингвист, но опытный и хороший педагог может вести любой гуманитарный предмет. А плохому лингвисту и никудышнему педагогу нечего делать в школе.

Омар Нухов.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.