Первый Исламский историк – Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах)

18 Апрель 2016
2171

После переселения Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медину этот город изменился больше, чем все другие города, которые позже стали исламскими. Такое величие Медина получила, потому что стала местом ниспослания Корана, первой колыбелью Исламской цивилизации и местом проживания целого поколения сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Ни один другой город, однозначно, не может похвастать такими заслугами.

Поистине, это поколение жителей Медины стало свидетелем великих исторических событий, происходивших в начале распространения Ислама на Аравийском полуострове. И в дальнейшем они передали рассказы об этих событиях следующему поколению (тем, кто пришёл после них) так, как они сами видели, ничего не добавляя и не убавляя. При этом они следовали словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«Того (человека), который утаил знания, в День воскрешения Аллах взнуздает огненной уздой». (Ибн Хаббан, Хаким)

Также они руководствовались в этом другим хадисом Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

«Тот, кто намерено возведёт на меня ложь и клевету на меня, пусть готовит себе место в Аду». (Бухари)

Этим поколением сподвижников (да будет доволен ими Аллах) была заложена основа первой исторической школы в Медине. И во главе сподвижников, которые внесли свой вклад в становление Исламской истории, стоял Абдуллах Ибн Аббас Ибн Абдульмутталиб (да будет доволен им Аллах). Он владел обширными знаниями в таких науках, как тафсир, хадис, языкознание, тарих (история) и другие. Из-за обширности знаний его называли морем наук.

Атаъ (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я не видел собрания благородней, чем маджлис Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах). Учёные фикха сидели у него, учёные Корана тоже сидели у него, и сочинители стихов также сидели у него. Как будто он сидел в большой долине, а они приходили и приходили к нему. Его положение было столь высоким, что оба халифа – 'Умар Ибн Аль-Хаттаб и 'Усман Ибн 'Аффан (да будет доволен ими Аллах), – несмотря на молодой возраст, приглашали его для обсуждения важных государственных вопросов вместе с большими сподвижниками, участвовавшими в битве при Бадре».

О том, что Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) внёс самый большой вклад и в становление Исламской истории, свидетельствуют слова Абдуллаха Ибн 'Утба (да будет доволен им Аллах): «В один день Ибн Аббас сидел на собрании, на котором говорили только о фикхе, на другой день – о таъвиле, на третий день – о газаватах, на четвёртый день – о поэзии, на пятый день – об истории арабов».

Также об этом свидетельствуют слова Аль-Вакиди: «Мне рассказал 'Убайдуллах Ибн Абдуллах Ибн 'Утба, что он слышал, как его бабушка рассказывала: «Я видела Абдуллаха Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) с дощечками, на которых он писал всё, что делал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)».

Сам Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) тоже говорил: «Я часто ходил к большим сподвижникам пророка (мир ему и благословение Аллаха) из числа Мухаджиров и Ансаров и спрашивал у них о газаватах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и об аятах Корана, ниспосланных об этих газаватах.

Действительно, от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся большое количество преданий, связанных с историей. Эти предания приводят в своих книгах Ибн Исхак, Аль-Вакиди, Ибн Саад и Ат-Табари.

Эти предания охватывают: создание Вселенной; жизнь нашей земли; создание ночи и дня; начало создания людей; господство Иблиса (дьявола) на нашей земле до появления людей (Адама (мир ему)); историю создания Адама (мир ему) и Хавы и их прибытия на землю; начало поклонения идолам; историю пророка Нуха (мир ему) (как он призывал свой народ, как начинался потоп, кто спасся после потопа и куда разошлись потомки Нуха (мир ему)); историю Ибрахима (мир ему) (как с ним поступил его народ и царь Намруд, как он отвёл свою жену Хаджар в Мекку, как он потом построил Каабу вместе со своим сыном Исмаилом (мир ему), как он призывал людей на хадж и как взял на себя обет заколоть Исмаила (мир ему)); историю Лута (мир ему) и его народа; историю Юсуфа (мир ему); историю Мусы (мир ему) и Хызыра (как народ Мусы спасся, пройдя через море, а фараон утонул); историю Сулаймана (мир ему); историю о том, как Марьям родила Пророка Ису (мир ему); историю пророка Яхьи Ибн Закрийя (мир ему) и его народа (бану Исраил); историю о людях пещеры.

Все эти истории Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал не отдельно, а приводил, когда толковал тот или иной аят Корана, связанный с каждым из этих событий.

Также он рассказывал предания об истории арабов до принятия Ислама, о том, как эфиопские племена победили йеменцев или как они хотели переманить арабов к себе на хадж к новой церкви, которую они построили с этой целью. Также от него передаются рассказы о сире Пророка (мир ему и благословение Аллаха), о том, как Он родился, как Абу Талиб опекал Его после смерти Абдульмутталиба, как он женился на Хадидже (да будет доволен ею Аллах), как началось откровение, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) впервые начал открытый призыв, как Его дядя Абу Лахаб мешал этому призыву, как Он собрал хашимитов у себя дома на трапезу с целью призвать их к Исламу, как курейшиты предлагали Пророку (мир ему и благословение Аллаха) большое имущество в обмен на Его отказ от призыва, как много вреда стерпел Он от мушриков Мекки, и историю его Хиджры (переселения из Мекки в Лучезарную Медину.

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) в его комментариях к тем или иным аятам Корана или хадисам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) также передаётся, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принимал участие в разных газаватах и отправлял сподвижников в походы, начиная от сражения при Бадре, кончая завоеванием Мекки и газавата Хунайн. Также от него передаются предания о событиях, которые происходили во времена праведных халифов. Вместе со всем этим Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), имея обширные знание в науке тафсира, подробно разъясняет причину ниспослания аятов, связанных с тем или иным историческим событием.

С ранних времён появления Ислама Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) утверждал, что наука тариха (история) является составной частью исламской культуры, поэтому тем, кто изучает исламские науки, не следует отдаляться от неё. Этого мнения придерживались и все те, кто в дальнейшем писал о сире Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и об истории Ислама.

У Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) училось большое количество табиинов (последователей сподвижников), которые в дальнейшем сыграли ключевую роль в развитии и процветании Исламской истории. Самыми известными из его учеников являются два человека, которые уделяли особое внимание изучению газаватов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и событий, которые происходили во времена праведных халифов: Саид Ибн Аль-Мусаййаб и Зубайр Ибн Аль-Аввам (да будет доволен ими Аллах).

Таким образом, Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) считается основоположником Исламской истории и первым учителем всех учёных, которые занимались изучением этой науки.

Да воздаст Аллах им за все их старания на пути изучения исламских наук!

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.