Взятие Александрии

20 Апрель 2017
1784

Покорение Египта. Часть 2.

После капитуляции Вавилона будущее Египта решалось в боях за его главный форпост, город исторического значения – Александрию. Александрия ещё до нашей эры была основана Александром Македонским и, как видно по названию, носила его имя. Этот город, под чьим бы влиянием ни находился, всегда имел видное политическое положение. Уже один тот факт, что Александрия считалась вторым по значимости городом Римской империи, говорит о многом.

Благодаря протяжённости вдоль побережья Средиземного моря этот город имел важное стратегическое значение, а средоточие торговли привлекало купцов из стран Азии и Европы. В период затяжного Византийско-Сасанидского противостояния Александрия успела побывать как в составе Персии, так и в составе Византии. К моменту военной экспансии мусульманских войск в Египет Александрия контролировалась со стороны Византии.

Главнокомандующий всего египетского фронта 'Амр ибн Аль-'Ас (да будет доволен им Аллах), заручившись своевременной поддержкой коптов, двинулся в сторону Александрии. Византийцы, в свою очередь, попытались отбросить линию соприкосновения как можно дальше от столицы, вступить в бой с мусульманами на дальних подступах от неё. Этим подступом был город Кирюн, который стал последним препятствием на пути в Александрию. Кирюн, как и предполагалось, не смог долго сдерживать натиск мусульман и через некоторое время сдался на милость победителя. Но главная победа была ещё впереди.

Высшее военно-политическое руководство Византии, понимая, что падение Александрии перечеркнёт их надежды на дальнейшее овладение Египтом, бросило на её укрепление большие силы. С учетом прибывшей из Константинополя помощи на защиту Александрии встало 50 тысяч воинов. Кроме людских ресурсов, Александрия была укреплена двумя мощными стенами с рядом укрепительных башен и трёхслойными железными дверями.

С севера Александрия имела выход к морскому порту, куда поступало снаряжение, провизия и военные отряды. В этом отношении византийцы, наглухо закрывшиеся в крепостных стенах, могли чувствовать себя достаточно комфортно. Сложно рассчитывать на конечный успех при постоянном обновлении резервов противника. Поэтому осада Александрии затягивалась.

Тем временем вестей с египетского фронта с нетерпением ждала Медина. Халиф Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) считал, что подобное промедление не может быть к добру. Обратившись к своему окружению, он сказал: «Проблемы с завоеванием Египта могли возникнуть лишь по причине их грехов». Другого объяснения у него не было, ведь посильную помощь он им оказал.

Умар опасался, что красоты Египта могут сыграть с мусульманами злую шутку, сбить их с намеченной цели, дезориентировать. В своём письме 'Амру ибн Аль-'Асу он делал акцент именно на этом: «Я поражён вашей медлительностью в овладении Египтом. Вы сражаетесь на этом фронте уже два года. Это может быть следствием лишь ваших прегрешений и тягой к мирскому. Всевышний Аллах оказывает поддержку в зависимости от чистоты намерений. Я направлял к тебе четырёх людей (сподвижников) и подчёркивал, что один из них равноценен тысяче людей. Если только они не изменились, как изменились другие.

Когда до тебя дойдёт моё письмо, обратись к людям с проповедью, побуди их на сражение с врагом, говори о важности терпения и искренности намерений. И тех четырёх (сподвижников) поставь во главе войска, и пусть остальные будут им помощниками. Начни военные действия в обеденное время пятницы, тогда ниспосылается милость Аллаха и на мольбы отвечают. Пусть мусульмане попросят у Аллаха победы над врагом».

Как только 'Амр получил это письмо, он собрал всех участников египетского похода и процитировал им содержание письма халифа. Как и было поручено Умаром, он поставил во главе войска тех четырёх сподвижников. Затем он велел совершить двухракаатный намаз и обратиться к Аллаху с просьбой даровать им победу над врагом.

В конечном счете, Александрия после упорной обороны была взята. И этому способствовала не только решительность и сила веры мусульман, но и раскол, возникший в византийском дворе в связи со смертью императора Ираклия. В империи возник период смутного времени, и, как следствие, Александрия была брошена на произвол судьбы, Константинополю явно было не до неё. Это и стало одним из определяющих факторов поражения.

После падения Александрии весь Египет перешёл под контроль исламского государства, а спустя века Египет практически полностью был мусульманским регионом, причем египтяне принимали Ислам не под нажимом, а по доброй воле. Следует отметить, что религиозные права других конфессий были сохранены, они защищались государством. Непозволительность ущемления коптов была прописана в договоре, заключённом между 'Амром ибн Аль-'Асом и Мукавкисом.

Хаджимурат Алиев

Смотрите также:

Покорение Египта. Часть 1

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.