Политическая модель правления Умара ибн Аль-Хаттаба. Часть 1.

19 Июнь 2017
5108

Второго праведного халифа Умара ибн Аль-Хаттаба история запомнит, как справедливого правителя, бескомпромиссного борца за правое дело. К его имени навсегда будет приписано определение «Аль-Фарук» – отделяющий истину ото лжи, его решения будут вызывать восхищение даже вне исламской среды.

Но как ему удалось достигнуть таких результатов перед Всевышним и людьми? На что он опирался в первую очередь и как расставлял приоритеты в построении справедливого общества?

Ответ кроется в двух факторах, которые стали жизненным кредо Умара – вера и мудрость. Вера помогала ему даже теоретически убить в себе тирана и вела его стезёй истинного пути. А мудрость позволяла ему выносить точечные решения, порой непопулярные, но эффективные. И это проверено временем – уже более чем 14 веками.

Все под личным контролем

Получив бразды правления в свои руки, Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) принялся воплощать исламскую модель государства и общества в реальность. Как и всякий строящийся дом, халифат нуждался в сбалансированном построении. Нужен был идеальный менеджмент, который, с одной стороны, учитывал бы интересы и потребности людей, а с другой, контролировал должное исполнение шариатских норм в социуме. Это и есть две основные функции теократического государства мусульман в его исконном и подлинном понимании.

Стремительное расширение границ халифата и присоединение к нему новых земель делало реализацию этого глобального исламского проекта проблематичным. Но у Умара нашёлся ответ на это. Он укрепил связь между централизованной властью и регионами, между столицей и провинцией.

Халифат стал единым организмом, где нет своих и чужих, далёких и близких, привилегированных и отчуждённых. Это открывало перед халифом большие возможности, он имел неограниченный круг полномочий, которые позволяли ему реагировать на те или иные обстоятельства.

Требовательность к себе и своим наместникам

Дисциплина – главный двигатель прогресса. Именно этот принцип наблюдался на всём протяжении срока правления Умара. Он был достаточно строг со своими назначенцами, неустанно требовал от них должного выполнения своих обязанностей.

Он считал, что власть имущие и руководящие звенья являются ключом к исправлению всего общества, а также и упадок общества напрямую зависит от чиновников и руководителей. Поэтому он делал основной акцент на своих назначенцах, призывая их быть справедливыми в своей деятельности. Но прежде всего требовательность халифа была адресована к самому себе.

Понимая всю ответственность, возложенную на него, и отдавая себя целиком во благо исламской уммы, халиф так сильно был поглощён работой, что у него даже не было времени на сон. Он чаще всего находился в состоянии дремоты, причём в сидячем положении.

Свой невиданный доселе альтруизм он объяснял так: «Если я буду спать днём, то нанесу ущерб мусульманам, а если буду спать ночью, то ущерб будет нанесен моему загробному миру».

Халиф также рассказывал о методе, который помогает всегда быть в тонусе и заряжает на работу – не откладывать дела одного дня на другой, выполнять всё своевременно. В наши дни это называется педантичностью, которая сегодня, к сожалению, более развита на Западе, чем в исламском мире.

Халиф управленец

Халиф Умар скрупулёзно подходил к выбору и назначению руководителей на местах. Для него прежде всего были важны управленческие способности. Он не останавливал свой выбор на том или ином кандидате лишь из соображений богобоязненности и праведности его деяний. Всё это было по умолчанию, само собой разумеющимся, но на первый план выходил менеджмент.

Свою управленческую философию халиф передал в одном из своих высказываний: «Мне нужен человек, который, даже не являясь главой, ведёт себя, как глава (то есть обладает лидерскими качествами), но при этом не выделяется из общей массы».

Умар назначал на должности таких сподвижников Пророка , как Муавия, Амр ибн Аль-'Ас, Мугиру (да будет доволен ими Аллах), но в то же время в стороне оставались более достойные сподвижники, такие как Усман, Али, Абдурахман ибн 'Авф. Хотя есть тут и обратная сторона медали. Указанные выше сподвижники входили в совет старейшин мусульман, и их пребывание в Медине Умар считал более целесообразным.

Что касается обращения за советом, то оно занимало краеугольное положение в правлении Умара. Он не считал ниже своего достоинства обратиться за советом к женщине. В частности, он пользовался советами женщины по имени Шифаъ аль-'Адавия, которую он, кстати, назначил контролёршей на рынке.

После назначения того или иного наместника халиф не оставался равнодушным наблюдателем за всем происходящем в регионе, а лично разузнавал и интересовался положением дел. Особое внимание он уделял образу жизни и поведению своего наместника.

Один из главных его лозунгов звучал так: «Мне лучше ежедневно смещать своих назначенцев, чем оставаться тираном хотя бы на час».

Всю вину за неправильные действия или бездействия своего назначенца он брал на себя, считал себя виновным в этом. Он говорил: «Если мой наместник ущемит кого-либо, и я оставлю это без внимания, то я буду считать себя ущемившим его (подданного)».

Как-то раз, обратившись к своему окружению, он сказал: «Как вы думаете, если я назначу над вами хорошего в моём понимании человека и повелю ему быть справедливым, то снимется ли с меня ответственность?».

Окружение ответило утвердительно. Но Умар им возразил: «Нет, с меня ответственность не снимется до тех пор, пока я не проконтролирую его работу, пока не проверю, выполняет он мои поручения или нет».

Продолжение следует…

По материалам сайта Islamstory.com

Подготовил Хаджимурад Алиев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.