Мусульманские учёные времён сахабов и первых веков сыграли значительную роль в обучении и воспитании следующих поколений учёных, и это стало традицией и для последующих поколений.
Для этого они применяли различные пути и методы: непосредственную передачу знаний, покровительство и опеку одарённых учеников, разъяснение достоинства знаний и его значения. Однако самым полезным, результативным и эффективным методом является передача учёными своих знаний следующему поколению.
Посредством этого метода до нас и дошли знания, ин-шаа-Лааh, они так же дойдут до следующих поколений. Самыми величайшими являются деяния, польза от которых не заканчивается на том, кто его совершает, а распространяется и на других.
Передача знаний и их разъяснение людям является наиглавнейшей задачей праведных учёных-богословов. Посредством этого невежда обретает знания и заблуждающийся приходит к истине.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
وَإِذْ أَخَذَ اللَّهُ مِيثَاقَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ لَتُبَيِّنُنَّهُ لِلنَّاسِ وَلَا تَكْتُمُونَهُ
(смысл): «И напомни, о Мух'аммад, как взял Аллах завет (договор, подкреплённый клятвой) с тех, кому даровано Писание: "Непременно и обязательно вы будете разъяснять то, что написано в Писании людям, и не будете скрывать его"». («Сафват ат-тафасир», сура Али ‘Имран: 187)
Из этого следует, что главной целью учёных на пути обучения следующего поколения является принесение пользы другим людям своими знаниями и их передача последующему поколению, чтобы их посредством пользу получила вся мусульманская умма.
Одним из первых в мусульманской умме важность передачи знаний понял Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах). От Аль-А’раджа передаётся, что он слышал, как Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:
إِنَّكُمْ تَزْعُمُونَ أَنَّ أَبَا هُرَيْرَةَ، يُكْثِرُ الْحَدِيثَ عَنْ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَاللهُ الْمَوْعِدُ، كُنْتُ رَجُلًا مِسْكِينًا، أَخْدُمُ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى مِلْءِ بَطْنِي، وَكَانَ الْمُهَاجِرُونَ يَشْغَلُهُمُ الصَّفْقُ بِالْأَسْوَاقِ وَكَانَتِ الْأَنْصَارُ يَشْغَلُهُمُ الْقِيَامُ عَلَى أَمْوَالِهِمْ
«Поистине, вы утверждаете, что Абу Хурайра передал много хадисов от Посланника Аллаха ﷺ. Пусть Всевышний Аллах потребует отчёта от меня, если я вознамерился лгать, и пусть потребует отчёта от того, кто строил про меня всякого рода предположения, я был бедным человеком, и я прислуживал Посланнику Аллаха ﷺ, чтобы наполнить свой живот пищей. Мухаджиры были заняты торговыми сделками на рынках, а ансары были заняты своими делами, связанными с их имуществом». (Бухари, 7354; Муслим, 2492)
В одной из версий этого хадиса, которую передаёт Бухари, сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:
إن إخواننا من المهاجرين كان يشغلهم الصفق في الأسواق، وَإِنَّ أَبَا هُرَيْرَةَ كَانَ يَلْزَمُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِشِبَعِ بَطْنِهِ، وَيَحْضُرُ مَا لَا يَحْضُرُونَ، وَيَحْفَظُ مَا لَا يَحْفَظُونَ
«Поистине, наши братья из числа мухаджиров были заняты торговыми сделками, а наших братьев из числа ансаров занимали дела, связанные с их имуществом, тогда как Абу Хурайра, довольствовавшийся лишь тем, что могло насытить его живот, неотступно следовал за Посланником Аллаха ﷺ, присутствуя там, где отсутствовали они, и запоминая то, чего не запомнили они». (Бухари, 118)
Также от Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
نَضَّرَ اللَّهُ امْرَأً سَمِعَ مِنَّا حَدِيثًا، فَحَفِظَهُ حَتَّى يُبَلِّغَهُ، فَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ إِلَى مَنْ هُوَ أَفْقَهُ مِنْهُ، وَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ لَيْسَ بِفَقِيهٍ
«Да порадует Аллах человека, который, услышав от нас хадис, запомнит его и передаст другому. Возможно, тот, кому он передаст это знание, поймёт и усвоит его лучше него самого. Бывает, что носитель знания не понимает его должным образом». (Имам Ахмад, 4157; Абу Давуд, 3660; Трмизи, 2656; Ибн Маджах, 232)
Посланник Аллаха ﷺ таким образом призывал своих последователей к обучению других людей и строго предостерегал от утаивания знаний если к знающему человеку обратились с просьбой разъяснить тот или иной вопрос религии.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ سُئِلَ عَنْ عِلْمٍ فَكَتَمَهُ أَلْجَمَهُ اللَّهُ بِلِجَامٍ مِنْ نَارٍ يَوْمَ الْقِيَامَةِ
«Того человека, у которого просили о знании и который его утаил, в День воскрешения взнуздают огненной уздой». (Имам Ахмад, 7930; Тирмизи, 2649; Абу Дауд, 3658; Ибн Маджах, 266)
Мы видим, как знания имама Малика настолько распространились, что он стал основателем отдельного мазхаба, и как знания имама Аль-Ляйса не получили распространения, несмотря на то, что он был факихом своего времени и выдающимся имамом. Что же стало причиной этого?
У имама Малика было очень много учеников, которые передавали полученные от него знания другим, а у имама Аль-Ляйса не оказалось учеников, способных взять на себя дело распространения его мазхаба. На это указывает и высказывание имама Аш-Шафи‘и: «Аль-Ляйс ибн Са‘д лучше знал фикх, чем Малик, но его последователи не взялись за его дело».
Таким же образом весь мир получил пользу от знаний Ар-Рази, потому что у него было медресе, в котором студентов обучали медицине, он сам писал книги, проводил исследования и опыты вместе с студентами, сам водил студентов к больным, чтобы справляться об их здоровье.
Ар-Рази оставил в наследство большие знания, которыми воспользовалась не только исламская умма, но и всё человечество. И в других науках были у мусульман выдающиеся учёные, которые оставили всему человечеству множество полезных знаний.
Помимо передачи знаний следующим поколениям у мусульманских учёных были и другие методы воспитания учёных. Одним из таких методов было написание книг, которые побуждают к учёбе и разъясняют достоинства знаний. Книг, написанных на эту тему, так много, что их невозможно сосчитать.
Ещё одним не менее важным методом, которым пользовались учёные и проповедники в этом деле, была опека и покровительство над одарёнными студентами. Поэтому не только учёные и проповедники, но и мусульманские правители и государственные деятели покровительствовали таким студентам. Ведь одарённые молодые люди считаются богатством уммы и её опорой.
Именно с такой целью халиф ‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) любил и опекал ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), сажал его рядом на собраниях, советовался с ним во многих важных делах, часто предпочитал его мнение мнению других видных сахабов, несмотря на его юный возраст, за что некоторые мухаджиры даже начали порицать ‘Умара.
Описывая имама Абу Х'айяна ибн Юсуфа Аль-Гарнати, Ас-Сафади сказал: «Я видел его только слушающим или пишущим что-то, или читающим книгу. В другом положении я его не видел. У него был особый подход к способным студентам, он уважал и восхвалял их».
Когда Малик ибн Анас начал учиться, он испытывал трудности, и учёный из Египта Аль-Ляйс ибн Са‘д отправлял ему подарки и деньги, пока его положение не улучшилось. Благодаря этому он и стал имамом Маликом. А когда Всевышний даровал имаму Малику имущество, он приглашал своих учеников в гости к себе домой, оказывал им почёт и сам обслуживал их.
Абдуллах ибн ‘Абд Аль-Хаким рассказал: «Однажды имам Малик приготовил студентам трапезу, и я был в числе приглашённых. Мы пришли к нему, и когда мы заходили, он сказал нам: "Здесь клозет, здесь вода". Потом мы зашли в дом, а он нет. Он зашёл потом и сам принёс нам еду».
Однажды халиф Харун Ар-Рашид отправил в подарок имаму Малику верблюдов, а он раздал их всех своим ученикам, одного из которых отдал и имаму Аш-Шафи‘и, который в то время учился у него.
Зафир ибн Аль-Хузайль рассказал, что Абу Ханифа сидел на маджлисах своего учителя Хаммада, слушал всё, что он рассказывал, и запоминал. А когда на следующий день учитель спрашивал урок, он исправлял ошибки других учеников. И тогда учитель похвалил его и сказал: «В моём кругу в первом ряду напротив меня будет сидеть только Абу Ханифа!».
С того дня Абу Ханифа сопровождал Хаммада на протяжении десяти лет, пока тот не повелел ему сесть на своё место. И сам Абу Ханифа следовал этому курсу и так же заботился о своих одарённых учениках.
Рассказывают, что Хасан ибн Зияд был бедным человеком. Он учился у имама Абу Ханифы и неотступно следовал за ним. Отец Хасана часто говорил ему: «У нас только дочери, и у нас нет больше никого, кроме тебя, ты занимайся ими!» Когда об этом узнал имам Абу Ханифа, он помог ему средствами к существованию и сказал ему: «Ты усердствуй в фикхе. Я не видел ни одного бедного факиха».
Таков был путь учёных, которые следовали своим знаниям, и истинных проповедников.
Понравилась статья?
Будем благодарны за репост!
Мухаммад Султанов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».