‘Абдуллах Ибн ‘Умар ибн Аль-Хаттаб

20 Май 2021
7020

Четыре Абдуллаха в истории Ислама, которых должен знать каждый мусульманин

В предыдущей статье мы рассказали об одном из четырёх ‘Абдуллахов, которые получили известность среди сахабов – об ‘Абдуллахе Ибн ‘Аббасе. В этой статье мы расскажем о следующем из них – об ‘Абдуллахе ибн ‘Умаре.

‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн Аль-Хаттаб является одним из тех сахабов, которые передали больше всего хадисов Пророка . Он передал множество хадисов от самого Посланника Аллаха , своего отца ‘Умара, Абу Бакра и ‘Усмана. Он был богобоязненным и очень набожным человеком. Ибн ‘Умар самоустранился от дел халифата и сторонился смут. Его восхваляли многие сахабы.

‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн Аль-Хаттаб ибн Нуфайль ибн ‘Абд аль-‘Узза ибн Риях ибн ‘Абдуллах ибн Курт ибн ‘Адий ибн Ка‘б ибн Люайю ибн Галиб родился в Мекке на третий год после начала пророческой миссии Посланника Аллаха .

Его прозвище было Абу ‘Абдуррахман. Мать его звали Зайнаб бинт Ма‘зун. Ибн ‘Умар принял Ислам несовершеннолетним ребёнком в Мекке вместе со своим отцом. Вместе с отцом же он совершил хиджру в Медину, когда ему было 10 лет.

‘Абдуллах ибн ‘Умар является одним из четырёх Абдуллахов, которые запомнили и передали большое количество хадисов. Ибн ‘Умар передал хадисы от самого Посланника Аллаха , от своего отца ‘Умара, Абу Бакра, ‘Усмана, Са‘да, Ибн Мас‘уда, от своей сестры Хафсы, ‘Аиши и других.

От него также передавали хадисы его сыновья Салим, Хамза, ‘Абдуллах, Билал, Зайд, ‘Убайдуллах и ‘Умар, а также его внуки Мухаммад ибн Зайд и Абу Бакр ибн ‘Убайдуллах, его вольноотпущенник Нафи‘, Зайд ибн Салим, Мухаммадибн Сирин, Аз-Зухри, ‘Атаъ.

В целом от него передаётся 1630 хадисов. Из них в обоих сборниках достоверных хадисов (Сахихах) Бухари и Муслима передаётся 170 хадисов. Только Бухари передаёт 81 хадис, а только Муслим – 31.

‘Абдуллах ибн ‘Умар очень старался во всём подражать Посланнику Аллаха и делать всё, что он делал. Он запоминал всё, что сам слышал от Пророка , и спрашивал тех, кто присутствовал, о том, что Пророк сказал или делал в его отсутствие.

Ибн ‘Умар изучал все дела и следы Пророка . Он совершал намазы во всех мечетях, в которых молился Пророк . Он участвовал вместе с Пророком в прощальном хадже и стоял вместе с ним на горе Арафат. Каждый раз, совершая хадж, он стоял именно на том месте, где стоял Пророк , а хадж он совершал каждый год.

Даже если Пророк всего лишь останавливался под каким-то древом, Ибн ‘Умар ухаживал за тем деревом и поливал его водой, чтобы оно не высохло. Поэтому Са‘ид ибн Мусайяб говорил:

لَوْ شَهِدْتُ عَلَى أَحَدٍ أَنَّهُ مِنْ أَهْلِ الْجَنَّةِ لَشَهِدْتُ عَلَى ابْنِ عُمَرَ

«Если бы я свидетельствовал о ком-либо, что этот человек обитатель Рая, я бы засвидетельствовал об ‘Абдуллахе Ибн ‘Умаре». (Хаким, «Аль-Мустадрак ‘аля Ас-Сахихайн», 6366)

В молодости Ибн ‘Умар принимал участие во многих сражениях. Вместе с Пророком он участвовал во всех сражениях, кроме битв при Бадре и Ухуде. В обоих этих сражениях он не принимал участия, ибо Посланник Аллаха посчитал его слишком молодым для войны. От Ибн ‘Умара передаётся:

عُرِضْتُ عَلَى النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- يَوْمِ بَدْرٍ وَأَنَا ابْنُ ثَلاَثَ عَشْرَةَ سَنَةً فَلَمْ يُجِزْنِى فِى الْمُقَاتِلَةِ وَعُرِضْتُ عَلَيْهِ يَوْمَ أُحُدٍ وَأَنَا ابْنُ أَرْبَعَ عَشْرَةَ سَنَةً فَلَمْ يُجِزْنِى فِى الْمُقَاتِلَةِ وَعُرِضْتُ عَلَيْهِ يَوْمَ الْخَنْدَقِ وَأَنَا ابْنُ خَمْسَ عَشْرَةَ فَأَجَازَنِى فِى الْمُقَاتِلَةِ

«Меня представили Пророку в день битвы при Бадре тринадцатилетним юношей, и он не разрешил мне участвовать в сражении. Меня также представили ему в день битвы при Ухуде четырнадцатилетним юношей, и он опять не разрешил мне участвовать в сражении. Потом меня представили ему в день Битвы у рва пятнадцатилетним юношей, и тогда он разрешил мне участвовать в сражении». (Байхаки, «Ас-Сунан аль-кубра», 11084)

Также он присутствовал при подписании Худайбийского мирного договора, когда сахабы присягнули Пророку под деревом («Бай‘ат ар-ризван»), участвовал в битвах при Муъта, Ярмуке, Кадисии и в других сражениях с персами. Он участвовал в завоевании Египта и остальной Африки. В день, когда Посланник Аллаха покинул этот мир, ему было 22 года.

Ибн ‘Умар с детских лет был в числе много поклоняющихся сахабов. Однажды, когда Ибн ‘Умар, как обычно, спал в мечети, он увидел сон и рассказал его своей сестре Хафсе (да будет доволен ею Аллах), она пересказала этот сон Посланнику Аллаха , а он сказал:

نِعْمَ الرَّجُلُ عَبْدُ اللَّهِ، لَوْ كَانَ يُصَلِّي مِنَ اللَّيْلِ

«Абдуллах – прекрасный человек, но было бы хорошо, если бы он молился по ночам». Салим ибн ‘Абдуллах ибн ‘Умар сказал:«И после этого ‘Абдуллах всегда спал мало по ночам». (Бухари, 1122; Муслим, 2479)

Ибн ‘Умар был очень богобоязненным, набожным, праведным человеком и обладателем знаний. Сам Пророк и другие сахабы упоминали его хорошие качества. От Хафсы передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

إِنَّ عَبْدَ اللَّهِ رَجُلٌ صَالِحٌ

«Поистине, ‘Абдуллах хороший человек». (Бухари, 7016)

Абдуллах Ибн ‘Умар считался одним из выдающихся факихов и самым сведущим среди сахабов в вопросах паломничества. Поэтому он выдавал фетвы мусульманам на протяжении примерно шестидесяти лет.

Ибн ‘Умар очень остерегался неточностей, когда передавал хадисы Посланника Аллаха . Он передавал хадис точно так, как услышал его от Пророка , не добавляя к нему от себя ничего и не убавляя ничего из того, что Пророк говорил. Также он крайне остерегался ошибок при вынесении фетвы.

Ибн ‘Умар был очень щедрым человеком и своё жалование, которое получал из казны, раздавал бедным. Если какое-то собственное имущество восхищало его, он раздавал его в качестве милостыни.

Однажды он купил верблюда, и когда он сел на него верхом, этот верблюд ему понравился. После этого он сразу приказал своему вольноотпущеннику Нафи‘у включить его в число верблюдов, предназначенных для выплаты закята.

Ибн ‘Умар очень много жертвовал на благотворительность. Маймун ибн Михран рассказал, как ему принесли 12 тысяч динаров, и он не встал с места, пока полностью не раздал их.

От Малика передаётся, что Ибн ‘Умар за свою жизнь 60 раз совершил хадж, освободил тысячу рабов и выделил на нужды мусульманской армии тысячу голов верховых лошадей.

Маймун  ибн Михран также сказал: «Однажды я зашёл к Ибн ‘Умару и прикинул стоимость всего, что было в его доме. Его постель, одеяло, ковёр и прочие вещи, которые я там увидел, не стоили и ста дирхемов».

В 74 году по хиджре во время совершения хаджа какой-то человек нанёс ему ранение копьём. После этого ‘Абдуллах Ибн ‘Умар заболел, и вскоре его душа покинула этот мир. Он является последним сахабом, который умер в Мекке; был похоронен там же.

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.