Сегодня большая часть мировых СМИ стараются представить Ислам и мусульман как врагов человечества. В большинстве случаев они представляют действия некоторых радикально настроенных мусульман, которые порицаются в нашей религии, как основные принципы Ислама.
Противостояние между представителями Ислама, которые сами приняли эту религию и желают призвать всех жителей земного шара к истинной вере, и между представителями других мировоззрений, в которых с юных лет воспитывали вражду к Исламу и которым внушали, что Ислам является их самым заклятым и непримиримым врагом, продолжается с давних времён.
За всем этим враждебным призывом против Ислама стоят религиозные деятели, которые боятся потерять своё влияние, и политические деятели, которые видят в Исламе угрозу для своей власти. Как видите, у них у всех свои личные цели, и никто из них не делает это ради блага для всего человечества.
Одним из эпизодов этого ожесточённого противостояния, которое продолжается и по сегодняшний день, можно считать сражение, которое произошло у города Малазгирт между мусульманами Сельджукского государства и армией Восточной Римской империи.
Малазгирт или Манцикерт (город и район в Турецкой провинции Муш) был в то время одним из самых укреплённых городов Азии. Он был расположен на берегу реки Мурат и был больше всех похож на Константинополь.
Первопричиной сражения при Малазгирте была авантюра, в которую ввязался византийский предводитель Роман Диоген в надежде вернуть территории Восточной Римской империи, которые ранее были отвоёваны сельджуками.
Для этого похода Роман собрал огромное войско, мобилизовав не только профессиональную армию, но и привлекая наёмные отряды варягов, франков, норманнов, печенегов, болгар, грузин и армян. По разным сведениям, византийская армия насчитывала от 100 до 200 тысяч человек.
Сельджукский султан Алп-Арслан в это время воевал в Сирии. Узнав о походе византийцев на мусульманские земли, полководец снял осаду Алеппо и спешно выступил на северо-восток навстречу Роману Диогену.
Алп-Арслан смог быстро перебросить свою армию, фактор внезапности дал ему возможность взять инициативу в свои руки в начале сражения. Тем не менее, он опасался противника, ведь ему предстояло сражение с огромной армией, которая тщательно готовилась к этому походу.
Учитывая, какая огромная сила противостоит ему, и понимая, что победу одержать практически нереально, а также для того, чтобы получить надёжные сведения о войске противника, Алп-Арслан отправил к Роману Диогену посольство с предложением мира. Император расценил это как трусость и попытку избежать решающего сражения и в издевательской форме надменно отказал послам.
Роман Диоген понимал, что иного шанса положить конец разорительным набегам сельджуков может не быть, ведь подготовка и обеспечение столь многочисленной армии обошлись казне Византии очень дорого.
Это сражение выявило много вопросов и проблем, на которые стоит обратить внимание. Самое важное – нельзя колебаться ни секунды и проявлять нерешительность, когда речь идёт об отражении нападения на мусульманские земли. Более того, надо немедленно найти способ любым путём защитить свою родину, мусульман и их честь от врагов. Ведь в таких случаях защита родины становится индивидуальной обязанностью каждого человека.
Именно так и поступил Алп-Арслан, когда Диоген отказался от перемирия, которое он предложил. Однако, отправив к императору послов для заключения перемирия, он заработал себе время для мобилизации войска.
Мусульмане обратились за помощью к Всевышнему Аллаху. Они не растерялись от того, что численность их войска была меньше и армия была слабее, это не повлияло на выбор времени сражения – пятницы.
Ибн Касир в своей книге «Аль-Бидая ва ан-Нихая», описывая этот момент, пишет следующее:
«Султан Алп-Арслан с двадцатитысячным войском встретил его (Романа) в местности Ар-Рахва в среду 25 числа месяца Зуль-Каада. Вначале чрезмерная многочисленность армии неверных навела на султана некоторый страх. Однако факих Абу Наср Мухаммад ибн Абдульмалик аль-Бухари посоветовал ему начать сражение в пятницу после зенита, в тот час, когда проповедники на минбарах будут читать хутбу и просить о победе для мусульман.
Когда оба войска стояли на поле битвы друг против друга, султан слез с коня, совершил земной поклон, окунул лицо в пыль и обратился к Всевышнему с мольбой о помощи.
Всевышний одарил мусульман победой и дал им возможность снести головы неверных. В этой битве мусульмане убили несметное количество врагов и взяли в плен их предводителя Романа Диогена. Это сделал византийский юноша. Алп-Арслан в дальнейшем назначил его на высокую должность и одарил многочисленными подарками.
Этого юношу-невольника как-то приводили к визирю Низаму аль-Мульку, но он не принял его. Его хозяин начал расхваливать юношу, говоря, что он умеет то-то и то-то, но визирь всё равно не принял его и насмешливо сказал: "Может, он приведёт к нам пленного императора Византии Романа Диогена?" И случилось именно так, как он сказал.
Когда Романа Диогена поставили перед султаном Алп-Арсланом, он трижды ударил его кнутом и спросил: "Если бы я оказался пленником в твоих руках, что бы ты сделал со мной?" Он ответил: "Я поступил бы с тобой самым мерзким образом". Султан сказал: "Как ты думаешь, как я поступлю с тобой?"
Роман ответил: "Либо ты убьёшь меня, либо сделаешь посмешищем, и последнее, чего я от тебя жду – что ты простишь меня и отпустишь в обмен на выкуп". Султан сказал: "Так я и сделаю, я не думал поступать с тобой как-то иначе".
Роман Диоген отдал за себя выкуп в полтора миллиона динаров. Вместе с этим взял на себя обязательство освободить всех пленных мусульман, заключить перемирие на пятьдесят лет и за каждый день перемирия выплачивать Сельджукскому государству по тысяче динаров.
Роман встал перед султаном, и тот налил ему воды. Потом он поцеловал землю перед султаном. То же самое он сделал перед халифом в знак уважения и глубочайшего почтения. Султан выделил Роману 20 тысяч динаров для подготовки своего возвращения в Византию и отправил вместе с ним его командиров и соратников».
Однако, пока Диоген добирался домой, в Константинополе уже произошла смена власти. В отсутствие Романа императором был провозглашён Михаил VII, и тот уже не собирался возвращать власть Диогену. Попытки Романа вернуть себе власть оказались неудачными. После некоторых столкновений Диоген был схвачен сторонниками нового императора, а затем ослеплён и сослан в монастырь, где через некоторое время умер от ран, полученных в результате ослепления.
Мы видим, какое внимание уделяли мусульманские правители защите родины и как они советовались в государственных делах с учёными и факихами, тем самым желая для мусульманской уммы только добра и процветания.
Мусульманские завоеватели и полководцы в войнах и сражениях никогда не проявляли надменности и высокомерия, они не ставили целью создание больших империй. Мы видим проявление крайнего самопринижения в лице султана Алп-Арслана, когда он слез с коня и, совершив земной поклон, окунул лицо в пыль. Тем самым он показал, как он проявляет покорность перед Всевышним, признавая себя Его рабом.
Ислам проповедует среди народов, которые уверовали, такое прекрасное качество, как снисходительность. Несмотря на то, что турки и сельджуки были известны на христианском западе как воинственные беспощадные племена, момент, когда пленный византийский император стоял перед султаном Алп-Арсланом, недвусмысленно доказывает наличие снисходительности у мусульманских полководцев.
Алп-Арслан простил Романа Диогена, несмотря на все его преступления, отказ от перемирия и ответ на вопрос, как бы он поступил с ним, если бы Алп-Арслан оказался в плену у византийцев. Эта история в очередной раз опровергает тех, кто порочит мусульманских завоевателей и обвиняет их в корыстных целях.
Завоевание новых земель для мусульман прежде всего имело своей целью распространение Ислама. Мусульмане, овладев новыми территориями, всегда проявляли снисходительность, ведь они шли вперёд, возвышая имя Аллаха и желая людям только счастья в обоих мирах, указывая им истинный путь к Господу миров.
Известие о победе сельджуков под Малазгиртом было с радостью воспринято во всём исламском мире. Победа при Малазгирте имела большое историческое значение для мусульман, она открыла им дорогу в Малую Азию.
Византийцы больше не имели возможности сдерживать проникновение тюркских племён вглубь Малой Азии, и в течение последующих двух десятилетий в разных областях полуострова возникли сельджукские бейлики, объединившиеся в Конийский султанат во главе с двоюродным братом Алп-Арслана Сулейманом.
Мухаммад Султанов