Мусульманские войска под предводительством Абу ‘Убайды ибн Аль-Джарраха (да будет доволен им Аллах) 5 числа месяца Шаабана 15 года по хиджре завоевали Антакию (Антиохию), которая в то время считалась самым процветающим городом региона.
Мусульмане очень обрадовались этой победе. Абу ‘Убайда сразу отправил радостную весть правителю правоверных ‘Умару ибн Аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах). Получив эту весть в Медине, ‘Умар поднялся на минбар и прочитал проповедь, в которой сообщил людям о великой победе.
Знаменитое сражение при Ярмуке считается переломным моментом в истории противостояния между мусульманами и византийцами в Шаме. Эта битва доказала, что мусульманская армия имеет силу и возможность уничтожить самые могущественные в мире на то время армии.
Битва при Ярмуке стала для мусульман катализатором наступления на остальные области Шама. В ходе этого наступления мусульмане не встретили особого сопротивления, кроме Антакии, которая считалась у византийцев священным городом. Поэтому завоевание этого города было судьбоносным как для мусульман, так и для византийцев.
Подготовка к завоеванию Антакии началась, когда амиру Шама Абу ‘Убайде ибн аль-Джарраху поступил приказ от халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба взять укреплённый город Хомс, ибо он стал убежищем для побеждённых византийцев. Во исполнение приказа халифа Абу ‘Убайда отправился в Хомс и осадил город.
Правителем Хамса в то время был очень высокомерный человек по имени Юкна. Он отказался заключить мир с мусульманами и настаивал на войне, невзирая на то, что это происходило зимой, в суровые холода. Мусульмане при этом проявили стойкость и терпение, а жители Хомса сильно пострадали от холода.
Тем временем осада Хомса усилилась, пока городская стена не рухнула в нескольких местах. После этого знатные жители города собрались на совет и решили вопреки приказу правителя заключить мир с мусульманами.
Когда Юкна узнал об этом, он устроил массовую резню среди жителей Хомса. Узнав о том, что натворил градоначальник, Абу Убайда приказал атаковать город, чтобы защитить горожан, признавших власть мусульман (зимми), от бесчинств правителя Юкны.
Мусульмане смогли быстро войти в город и спасти жителей. До этого правитель Юкна успел убить триста человек и засесть в городской крепости. Он всё ещё был настроен сражаться, но вскоре понял, что не сможет противостоять мусульманам, поэтому покинул город и направился в Антакию.
Тем временем произошло удивительное событие: Юкна, сбежавший из Хомса, принял Ислам – после всего того, что случилось в Хомсе, и ещё одного происшествия по пути в Антакию.
У Юкны был брат, монах по имени Иоанн, который владел религиозными знаниями людей Писания. Он отговаривал Юкну от сражения с мусульманами и просил не убивать жителей Хомса, но тот не прислушался к брату, более того, он поднял меч, чтобы убить Иоанна. В этот момент Иоанн объявил о принятии Ислама, но Юкна всё равно убил его. Этот случай оставил в сердце Юкны глубокий след.
После этого, когда Юкна бежал из Хомса, по пути в Антакию он встретил одного монаха и рассказал ему обо всём, что произошло между ним и его братом, и о том, как мусульмане в Хомсе защищали иноверцев, признавших власть мусульман. После ответа этого монаха в его сердце вошёл свет истинной веры.
После принятия Ислама Юкна вернулся в Хомс, встретился с Абу ‘Убайдой и перед ним произнёс формулу шахады (словесное признание, что нет божества, которому следует поклоняться, кроме Аллаха, и что, поистине, Мухаммад ﷺ – Посланник Аллаха).
Затем он предложил Абу ‘Убайде план, который мог облегчить мусульманам завоевание Антакии, для реализации которого он должен был отправиться в Антакию. Абу ‘Убайда одобрил этот план, и Юкна отправился на своё задание.
Юкна беспрепятственно вошёл в город. До византийского императора Ираклия, который в то время находился в Антакии, дошла вестб о том, что Юкна принял Ислам. Однако тому удалось обмануть императора и убедить его, что он на самом деле не обратился в Ислам, а только сделал вид, чтобы обмануть мусульман.
Ираклий поверил Юкне и согласился с его доводами, более того, назначил его командующим гарнизона Антакии. Пока Юкна «укреплял» город и «готовил» необходимые припасы на зиму, мусульмане захватили города Киннасрин, Кейсарию и другие крепости.
В то же время случилось ужасное событие, которого мусульмане не ожидали. Византийцы для сбора и передачи информации пользовались услугами крещённых арабов, которые находились среди мусульман. Получив одно такое сведение о передвижениях мусульман, византийцы устроили засаду небольшому мусульманскому отряду из двухсот человек во главе с Зираром ибн аль-Азваром.
Десятитысячное войско арабов-христиан под предводительством Джабла ибн аль-Айхама внезапно напало на этот отряд. Зирар и те, кто был с ним, после ожесточённой битвы были взяты в плен и увезены в Антакию. Это событие очень огорчило мусульман, в том числе Юкну.
После этого Абу ‘Убайда и Халид ибн Аль-Валид решили спешно двинуться на Антакию и осадить город, чтобы спасти Зирара и тех, кто попал в плен вместе с ним.
Ираклий, будучи одним из учёных людей Писания, знал, что мусульмане захватят и остальную часть Шама. Поэтому он покинул Антакию и отправился в паломничество в Иерусалим, а оттуда в Византию. При этом он забрал с собой всё своё имущество, сокровища и всех членов семьи.
Всякий раз, когда Ираклий совершал паломничество в Иерусалим, покидая его, он говорил: «Мир тебе, о Сирия, обращаю к тебе прощание того, кто уходит, не получив от тебя желаемого, с намерением вновь вернуться к тебе».
Но в этом году, покидая Иерусалим, Ираклий сказал: «Мир тебе, о Сирия, обращаю к тебе прощание, после которого не будет воссоединения, обращаю к тебе прощание того, кто расстаётся с тобой навсегда, и никогда ни один византиец без страха не вернётся к тебе».
Положение византийцев в Антакии очень ухудшилось после того, как Ираклий покинул город, поставив вместо себя своего двойника. Он надел на него свою корону, одел в свою одежду, но его уловка вскоре раскрылась.
В то же время Абу Убайда и Халид ужесточили осаду Антакии, а Юкна передавал им информацию из города о его слабо укреплённых местах. Далее Юкна договорился со стражниками некоторых ворот, которых он ранее призвал к Исламу, и сообщил Абу ‘Убайде об этом, чтобы назначить день наступления на город.
В итоге мусульмане вошли Антакию 5 числа месяца Шаабана 15 года по хиджре, и это очень обрадовало всех мусульман.
Стоит отметить, что целью первого Крестового похода в 491 году по хиджре была именно Антакия. В месяце Джумада аль-Ахир 491 года по хиджре крестоносцам удалось завоевать этот город. С тех пор Антакия оставалась под властью крестоносцев, пока её не освободил в 666 году по хиджре султан Аз-Захир Бейбарс.
Мухаммад Султанов