
Кольцо — это аксессуар с очень древней историей. Разные народы носили и носят кольца по самым разным причинам. Чаще всего для красоты, демонстрации роскоши, иногда кольцо указывает на социальный статус человека. Кто-то пользовался им в качестве печати, а кто-то и вовсе — как вспомогательным элементом своего ремесла или деятельности.
Мусульман тоже не обошёл стороной обычай носить кольцо. Мы носим его, так как это прежде всего сунна нашего Пророка ﷺ. Так какова же история кольца Пророка Мухаммада ﷺ, какой формы оно было, кто его изготовил и когда Пророк ﷺ впервые надел кольцо? На эти и на другие вопросы мы постараемся ответить в этой статье.
Когда Пророк ﷺ начал носить кольцо?
Что касается времени, когда Пророк Мухаммад ﷺ начал носить кольцо, Ибн Саййид Ан-Нас утверждает, что это был период, когда он начал отправлять правителям послания с призывом к Исламу: конец шестого — начало седьмого года по хиджре. («Аль-Мавахиб ал-Лядуния»)
От Катады передаётся, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал:
أَنَّ نَبِيَّ اللهِ صلى الله عليه وسلم كَانَ أَرَادَ أَنْ يَكْتُبَ إِلَى الْعَجَمِ فَقِيلَ لَهُ: إِنَّ الْعَجَمَ لَا يَقْبَلُونَ إِلَّا كِتَابًا عَلَيْهِ خَاتَمٌ، فَاصْطَنَعَ خَاتَمًا مِنْ فِضَّةٍ،
«Когда Пророк ﷺ захотел отправить послания неарабским правителям (хосрою, императору Византии и негусу), ему сказали: "Они не принимают не запечатанные послания". Тогда Посланник Аллаха ﷺ велел изготовить для себя серебряный перстень». (Муслим, 2092)
Кольцо для Пророка ﷺ изготовил Я‘ля бин Умайят. («Аль-Мавахиб ал-Лядуния»)
Из чего было кольцо Пророка ﷺ?
Кольцо Пророка ﷺ было из серебра, на это указывает хадис, который передаёт имам Муслим в своём сборнике от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах):
أَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم اتَّخَذَ خَاتَمًا مِنْ فِضَّةٍ وَنَقَشَ فِيهِ: مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللهِ
«Пророк ﷺ носил кольцо из серебра. И на нём было выгравировано: "Мухаммад — Посланник Аллаха"». (Муслим, 2092)
Форма кольца
Что же касается формы кольца, то в книге «Аль-Мавахиб ал-Лядуния» имам Аль-Баджури пишет, что Аз-Зайну аль-Ираки сказал по этому поводу: «Не передано, какой формы было кольцо Пророка — четырёхугольным, треугольным или круглым».
Надпись на кольце Пророка ﷺ
Что же касается надписи на кольце Пророка ﷺ, то от Анаса ибн Малика передаётся, что на кольце Посланника Аллаха ﷺ было написано «Мухаммад — Посланник Аллаха», причём каждое слово начиналось с новой строки. (Бухари, 65)
На какой руке Пророк ﷺносил кольцо, и сколько их было?
По этому поводу есть много хадисов, указывающих на то, что Пророк ﷺносил кольцо на правой руке. Об этом свидетельствует хадис, переданный от Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) — Пророк ﷺ носил кольцо на правой руке. (Абу Давуд, 4226)
То же самое говорится в хадисе, который передаётся от Анаса ибн Малика, при этом уточняется, что Пророк ﷺ носил кольцо именно на мизинце.
Однако есть и другая версия хадиса, в которой говорится, что Пророк ﷺносил кольцо на мизинце левой руки.
Из этих хадисов вытекает, что Пророк ﷺ иногда носил кольцо на правой руке, а иногда на левой — к такому выводу приходит имам Аль Баджури в книге «Аль-Мавахиб ал-Лядуния».
Что же касается количества колец, то, исходя из хадиса, переданного ‘Абдуллахом Ибн ‘Умаром (да будет доволен ими обоими Аллах), где говорится:
اتَّخَذَ خَاتَمًا مِنْ فِضَّةٍ، فَكَانَ يَخْتِمُ بِهِ، وَلَا يَلْبَسُهُ
«Пророк ﷺ сделал перстень из серебра и использовал его в качестве печати (подписи), но не носил его (как украшение)» (Имам Ахмад, 6107), — имам Аль-Баджури пришёл к выводу, что у Пророка ﷺ было два кольца: один для печати, другой для ношения. Такой вывод он сделал, исходя из хадиса, переданного от Анаса ибн Малика, в котором сообщается, что кольцо Пророка ﷺ, а также его печатка были из серебра. Однако однозначного утверждения об этом нет.
После перехода Посланника Аллаха ﷺ в мир иной кольцо находилось у Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), после его смерти кольцо перешло к ‘Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах), затем — к ‘Усману ибн ‘Аффану (да будет доволен им Аллах).
‘Усман же уронил кольцо в колодец Аль-‘Арис, который находится рядом мечетью Аль-Куба. ‘Усман приложил много усилий, чтобы найти кольцо, однако оно так и не было найдено.
Есть также версия, что халиф Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) передал кольцо Муайкибу на хранение, и когда халиф нуждался в нём, он брал его у Муайкиба.
Султан Алигаджиев