‘Умар ибн Аль-Хаттаб رضي الله عنه

4 Сентябрь 2021
2345

Абу Хафс ‘Умар бин Аль-Хаттаб бин Нуфайль бин ‘Абд аль-‘Узза бин Райях бин ‘Абдуллах бин Кирт бин Раззах бин ‘Удда бин Ка‘б родился по прошествии 13 лет с Года слона, за 40 лет до хиджры. Он рос в Мекке и воспитывался своим отцом Аль-Хаттабом в языческой среде.

Отец очень грубо обращался с ‘Умаром и заставлял его выполнять трудную работу, а за нарушение или ненадлежащее исполнение очень строго наказывал. Его дед Нуфайл был уважаемым в Мкке человеком и выполнял роль судьи в решении конфликтных вопросов и улаживании разногласий между племенами.

Род ‘Умара Бану ‘Удда занимал среднее положение среди курейшитов. В доисламский период представители этого рода не достигали уровня Бану Хашим, Бану Умайя и Бану Махзум, но стояли выше остальных курейшитских племён.

‘Умар в молодые годы выучил персидский язык и овладел боевыми искусствами, став одним из храбрых курейшитских воинов в доисламской Мекке. Он был высок ростом, широк в плечах и обладал недюжинной силой. Благодаря этим и другим благородным качествам Умар завоевал такой авторитет среди курейшитов, что на него были возложены обязанности их посла.

Когда был послан Пророк Мухаммад и некоторые из курейшитов и других жителей Мекки уверовали в него, Умар оставался неверным и причинял мусульманам очень много вреда. Он считал, что они променяли религию своих предков на Ислам, и потому против них необходимо сражаться.

Учитывая это, он стал одним из самых воинствующих противников Ислама, ибо в новой религии он видел только разрушение устоявшегося в Мекке веками порядка и думал, что она несёт погибель для этого города. Исламская религия разделила взгляды курейшитов, и для устранения этого, по мнению Умара, необходимо было избавиться от того, кто принёс в Мекку новую религию.

Пророк был в курсе всего этого, был хорошо осведомлён о взглядах и планах ‘Умара и очень желал, чтобы он принял Ислам. Те, кто уже принял Ислам, считали это невозможным, но Пророк думал иначе и настойчиво делал дуа:

اللَّهُمَّ أَعِزَّ الْإِسْلَامَ بِعُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ خَاصَّةً

«О Аллах, укрепи Ислам именно Умаром ибн аль-Хаттабом». (Ибн Маджах, 105; Ибн Хиббан, 6882; Табарани, «Аль-Му‘джам аль-кабир», 1428)

Хотя ‘Умар был ярым противником Ислама, в глубине души он сильно сомневался в своих взглядах. При виде разногласий среди курейшитов ему становилось так плохо на душе, что он намеревался покончить с источником этих разногласий. Однако сомнения, которые мучили его, не позволяли ему окончательно решиться на это.

Во избежание вреда, который могли нанести язычники, Пророк отправил своих последователей в Эфиопию для сохранения своей религии. После переселения мусульман Мекка обезлюдела, так как большое количество её жителей оставили город. Многие, в том числе ‘Умар, чувствовали одиночество и беспокойство, их покинула радость.

Размышляя над положением вещей в Мекке, он вспомнил времена, когда Мухаммад был молод. Потом ‘Умар подумал, как Мухаммад, повзрослев, принёс новые порядки и стал навязывать их жителям Мекки, тем самым создав ситуацию, что друг поднимает оружие на своего друга. Он расколол общество, обязав богатых помогать бедным, и посеял вражду между братьями.

После этих размышлений Умар решил положить всему этому конец и погасить смуту, которая возникла в Мекке после того, как Мухаммад принёс туда новые порядки. Он видел только один путь – убить Мухаммада .

Когда ‘Умар шёл домой, чтобы готовиться к задуманному, он увидел свою соседку, которой он часто вредил. В это время она, собрав свои пожитки, стояла перед своим домом и ждала мужа, чтобы вместе с ним отправиться в Эфиопию.

Подойдя к ней, ‘Умар спросил: «Вы собрали вещи, чтобы уехать, о Умм Абдуллах?». В тот момент в его голосе не чувствовалось былого гнева и вражды, и она спокойно ему ответила: «Да, клянусь Аллахом, мы отправимся на землю Аллаха. Вы вредили нам, обижали нас, и Всевышний Аллах даёт нам облегчение».

‘Умар промолчал, размышляя о своей соседке, которая скоро уйдёт, чтобы встретиться с мусульманами, которые ранее переселились в Эфиопию. Ему стало так печально, что его сердце растрогалось от предстоящей разлуки, и он сказал: «Да поможет вам Всевышний Аллах».

Он сказал это так вежливо, что у его соседки появилась надежда, что он примет Ислам. А когда она рассказала мужу о случившемся, он ответил: «Этот, которого ты только что видела, не примет Ислам, даже если ишак Аль-Хаттаба примет Ислам».

Что касается принятия Ислама ‘Умаром, то это случилось на третий день после того как дядя Пророк ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) принял Ислам. В этот день ‘Умар вышел на улицу и встретил человека, который сообщил ему, что его сестра Фатима и зять Са‘ид бин Зайд стали последователями Мухаммада .

Забыв о цели своего выхода из дома, он направился прямо к дому сестры, и подойдя к её дому, услышал тихое бормотание. Войдя в дом, ‘Умар спросил: «Что это было?», но ему никто не ответил. ‘Умар настаивал на своём, пока не взял зятя за голову и не ударил. Тут к нему подошла сестра и, взяв его обеими руками за голову, сказала: «Как бы ты ни хотел, но это был Коран».

‘Умар почувствовал стыд, увидев слезы в её глазах, присел и сказал: «Дайте мне то, что вы читали». Сестра ему ответила, что к нему нельзя прикасаться неочищенным (без омовения).

Тогда он совершил омовение, и после ему дали листок. Написанное оказало на сердце ‘Умара такое огромное воздействие, что он почувствовал к этим словам большое уважение. Потом он воскликнул: «Разве от этого бегут курейшиты?».

Затем он спросил сестру о местонахождении Посланника Аллаха . Узнав, что Пророк находится в доме Аль-Аркама, ‘Умар отправился прямо туда и постучал в дверь. Услышав его, все внутри притихли и прислушались.

Хамза (да будет доволен им Аллах) распорядился, чтобы ему открыли дверь. «Если он пришёл к нам с миром, мы его примем, а если окажется против нас, то мы его убьём», – сказал Хамза. Услышав эти слова, к ним вышел Посланник Аллах , и перед ним ‘Умар произнёс слова свидетельства (шахаду), а все присутствующие произнесли такбир так громко, что его услышали и в мечети.

После того как ‘Умар принял Ислам, начался новый этап в распространении Ислама. Мусульмане, которые до этого скрывались в Мекке, после принятия Ислама ‘Умаром и Хамзой стали открыто проповедовать свою религию, и ‘Умар молился прямо рядом с Каабой, а другие мусульмане молились рядом с ним.

Когда Пророк разрешил мусульманам переселиться в Медину, ‘Умар (да будет доволен им Аллах) одним из первых совершил хиджру. Вместе с Пророком он принял участие в сражениях при Бадре, Ухуде и в других важных событиях. Также ‘Умар принимал участие в многочисленных военных походах, а в некоторых из них он был предводителем мусульманского войска.

От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха говорил:

إِنَّ اللَّهَ جَعَلَ الْحَقَّ عَلَى لِسَانِ عُمَرَ وَقَلْبِهِ

«Поистине, Аллах поместил истину на языке и сердце ‘Умара». (Аль-Хаким, «Аль-Мустадрак ‘аля ас-сахихайн», 4501)

В некоторых вопросах, когда между мусульманами возникали разногласия, в итоге выяснялось, что истина была на стороне ‘Умара. Это касается и вопроса относительно пленных в сражении при Бадре. После этого Пророк получил откровение, которое подтвердило мнение ‘Умара.

Поэтому Пророк советовался с ним в важных вопросах, особенно политических. Наравне или выше его мнения Пророк ставил только мнение Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). И такое отношение Пророка к ‘Умару (да будет доволен им Аллах) не менялось даже после того как он несколько раз выражал мнение, противоречащее его точке зрения.

‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) был очень набожным, отрешённым от всего мирского человеком. Когда получил участок земли в Хайбаре, он пришёл к Пророку и спросил, что с ним делать. Пророк посоветовал ему разделить и отдать этот участок в виде милостыни, и ‘Умар так и сделал.

‘Умар Ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) был человеком, благодаря которому возвысился Ислам. Несмотря на то, что ‘Умар ещё при жизни получил радостную весть о Рае, он продолжал оставаться благодарным Аллаху, искренне соблюдал Его предписания и жил с ощущением, будто Судный день наступит уже завтра.

Дай Аллах нам силы следовать его примеру, и да не лишит Аллах нас его бараката.

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Комментарии для сайта Cackle