Путешествия Ибн Баттуты. Часть 2

19 Июль 2017
1828

Далее караван отправляется в Самарканд. Город, также подвергшийся разрушительному нашествию монгольских завоевателей, хранил блеск своего былого величия. «Это один из самых крупных и прекраснейших городов», – пишет Ибн Баттута. И с горечью подчёркивает, что здесь «на берегу реки стояли громадные дворцы и здания, которые показывают, как высоко было мастерство жителей Самарканда. Но эти здания, как и большая часть самого города, превращены в руины».

Поразили путешественника своей красотой мавзолеи архитектурного комплекса Шахи-Зинда, среди которых он выделяет мусульманскую святыню — могилу шейха Кусама ибн Аббаса, по преданию, — двоюродного брата пророка Мухаммеда. «Над могилой воздвигнут купол, стоящий на четырех опорах, к каждой из которых присоединены по две мраморные колонны зелёного, чёрного, белого и красного цветов. Стены мавзолея из разноцветной мраморной мозаики с позолотой; его крыша покрыта свинцом; надгробие сделано из инкрустированного эбенового дерева, углы обиты серебром; внутри подвешены три серебряных светильника. Мавзолей устлан коврами из шерсти и хлопка… Татары, ещё в то время, когда были язычниками, ничего не изменили в этой святой гробнице и даже стали почитать её, будучи свидетелями её чудес». Рассказов с описаниями «чудес» того или иного святого, в том числе в разделе о Средней Азии, в книге Ибн Баттуты, конечно, встречается множество – это непременный элемент распространённой в то время агиографической («житийной») литературы.

Из Самарканда марокканец направляется в Термез. «Это крупный город с красивыми зданиями и базарами. Его пересекают каналы, в нём много садов, виноград и айва там чрезвычайно сладкие. Много мяса и молока», — отмечает Ибн Баттута. Не упускает такой любопытной детали: «Жители этого города моют голову в банях кислым молоком вместо тафла. У каждого банщика много больших кувшинов, наполненных кислым молоком. Каждый, кто заходит в баню, наливает из них в маленькие сосуды и моет голову. Оно освежает волосы и делает их гладкими»…

Нельзя не упомянуть и то, что Ибн Баттута оставил уникальные сведения о движении сарбедаров, возникшем в Хорасане в 30-е годы XIV века как социально-политический протест представителей средних слоёв города против политики монгольских завоевателей. Большой популярностью сарбедарство пользовалось и в Мовароуннахре, в 1365 году сарбедары возглавили восстание в Самарканде. Государство сарбедаров просуществовало в Хорасане с 1337 по 1381 годы. Здесь существовала собственная армия, чеканилась своя монета, были отменены некоторые налоги, введённые монголами. Между тем, об этом движении практически нет информации от очевидцев.

Что же касается оставленного путешественником подробного описания городов, зданий, площадей, памятников зодчества — эти сведения незаменимы для специалистов, работающих над восстановлением облика средневековых поселений. Достаточно привести такой пример: польские археологи, искавшие местонахождение столицы древнего Мали, руководствовались данными Ибн Баттуты. Эти данные оказались настолько точными, что исследователям удалось отыскать и целый ряд построек города.

Ибн Баттута осуществил и свою заветную мечту: преодолев горный хребет Гиндукуш, пустыню, где «веет смертельный ветер самум», пересёк реку Инд и добрался с караваном купцов до сказочной Индии. Он прожил здесь около восьми лет, находясь при дворе султана Мухаммада Туглака, который покровительствовал учёным и писателям. Султан дал во владение Ибн Баттуте несколько деревень и назначил судьей в Дели, являвшемся в ту пору столицей обширного и могущественного султаната. Ибн Баттута оставил в своей книге массу интересных сведений о жизни султаната.

В 1345 году марокканский путешественник побывал и «на краю известного мира» – в Китае. Вопрос о его пребывании в этой стране до сих пор является спорным, однако подлинность оставленных Ибн Баттутой сведений об Индокитае убедительно доказана крупнейшим российским востоковедом И. Ю. Крачковским. Да и многие детали рассказов путешественника свидетельствуют о подлинности его знаний. Очень интересны сведения о великом эмире Куртае, о городах страны, развитии здесь ремесленничества, о морском флоте Китая.

Во всех странах и землях открывал для себя Ибн Баттута новое, неизведанное. Но и плата за знания была высокой — нередко он терпел в пути тяжкие лишения, неустроенность, притеснения. Во время странствий у Ибн Баттуты родилась и умерла маленькая дочь, скончалась, не дождавшись сына, мать. Он был захвачен в плен и чудом бежал, попадал в районы, где свирепствовали эпидемии, его караван разоряли разбойники, и он оставался нищим.

Но проходило время, и неудержимая страсть к путешествиям снова влекла его в путь, ведь на земле ещё оставались страны, в которых не привелось побывать. А если учесть, что к XIV веку Ислам являлся господствующей идеологией на огромном пространстве от Атлантического океана до западных границ Китая, становится понятным, как обширен был ареал устремлений Ибн Баттуты.

Наконец, он прибывает в прекрасный Фес. Но ещё не закончилась для него дорога странствий. Прошло два года, и, выполняя поручение султана Абу Инана, он направляется в Гранаду – столицу последних арабских поселений в Испании (Андалусии). В этом городе он впервые встретился со своим будущим литературным редактором Ибн Джузаййей.

18 февраля 1352 года, также по поручению Абу Инана, Ибн Баттута отправляется в своё последнее путешествие – на этот раз по Африке. Султан желал разузнать о возможностях расширения торговли с западноафриканскими странами.

На этом закончились беспримерные странствия марокканского путешественника, длительность которых составила 28 лет, а протяжённость – более 120 тысяч километров. По масштабу странствий, количеству увиденных и описанных земель и народов, разнообразию приводимых сведений (география, история, этнография, экономика, культура, топонимика, религия, градостроительство, политическое устройство, правоведение и др.) его книга «Путешествие» не имеет равных в истории не только мусульманской, но и мировой описательной географической литературы до XV века.

Книга «Путешествие» была довольно критично воспринята современниками Ибн Баттуты. Многим удивительные сведения, сообщаемые путешественником, казались сомнительными, другим — и вовсе вымыслом и фантазией. Вскоре о его сочинении забыли. Только в XVII веке некий аль-Байлуни, чтобы сделать сочинение Ибн Баттуты более доступным широкому читателю, выпустил значительно сокращённый его вариант. В таком виде познакомилась с сочинением великого марокканского путешественника и Европа – отдельные разделы из этого издания переводились немецкими и английскими востоковедами. Уже в XIX веке, в 1873 году, в Парижскую Национальную библиотеку поступило сразу несколько рукописей полного текста «Путешествия», два из них содержали текст, записанный Ибн Джузаййей.

Вскоре французские учёные К. Дефремери и Б. Сангинетти сделали прекрасный перевод книги, который вместе с арабским текстом был издан в четырёх томах в Париже в 1853-1858 годах. Это издание до сих пор является основным источником для исследователей, пишущих об Ибн Баттуте. В последующие годы было издано множество работ о марокканском путешественнике и его странствиях, переводы текста «Подарка созерцающим…». Благодаря перепечаткам с английского вновь познакомился с сочинением великого путешественника и арабский Восток. Здесь его книга стала одной из популярнейших – выдержки из неё публикуются даже в школьных хрестоматиях. Книга переводилась также на многие европейские и восточные языки.

Российские читатели впервые познакомились с «Путешествием» Ибн Баттуты в 1841 году, когда в «Русском Вестнике» под рубрикой «Известия иностранцев о России» были опубликованы в переводе с английского отдельные главы книги. Появились и другие публикации. Наиболее значительный интерес представляет здесь перевод извлечений из «Путешествия», сделанный В. Тизенгаузеном. Эти места книги касались истории Золотой Орды. И уже на памяти ныне живущих людей появились многочисленные публикации, в том числе сочинение И. Тимофеева в серии «Жизнь замечательных людей», книги В. Г. Милославского и известного учёного Н. Ибрагимова, посвящённые путешествию Ибн Баттуты.

Биографических данных об Ибн Баттуте немного – в основном те, что приводятся в его сочинении. Скудны сведения и о последних годах его жизни. Известно, что после смерти его покровителя Абу Инана путешественник уехал из Феса, служил в провинциальных городах Марокко в должности судьи. Датой его кончины чаще всего называют 1377 год. Скорее всего, похоронен он был близ родного ему Танжера, где и сейчас показывают его могилу.

Всю свою жизнь Ибн Баттута, величайший из путешественников своего времени, стремился «посмотреть мир, радуя сердце». Ведь он принадлежал к той же плеяде великих землепроходцев и открывателей новых земель, что и Марко Поло, Афанасий Никитин. Они не ставили перед собой научных целей — ими владела жажда новых знаний. И благодаря этим людям мир становился шире и многограннее.

По материалам открытых источников в сети интернет

подготовил Махач Гитиновасов

 

Смотрите также:

Путешествия Ибн Баттуты. Часть 1

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.