Четыре Абдуллаха в истории Ислама, которых должен знать каждый мусульманин
В истории Ислама получили известность четыре сахаба по имени ‘Абдуллах, которых в исламской традиции называют «Ал-‘Абадила ал-арба‘а» («четверо Абдуллахов»). Эти четыре ‘Абдуллаха были величайшими сподвижниками: ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас, ‘Абдуллах Ибн ‘Умар, ‘Абдуллах Ибн ‘Амр Ибн ‘Аль-Ас и ‘Абдулла Ибн Аз-Зубайр.
В этой статье мы расскажем об одном из четырёх ‘Абдуллахов – ‘Абдуллахе Ибн Аз-Зубайре.
‘Абдуллах ибн Аз-Зубайр ибн Ал-‘Аввам ибн Хувайлид ибн Асад ибн ‘Абдуль‘узза Аль-Кураши Аль-Асади родился в Медине в год хиджры. Его матерью была Асмаъ бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах). Он является одним из четырёх ‘Абдуллахов, был избран халифом и отличался храбростью.
Его прозвище было Абу Бакр. Он с детских лет запомнил хадисы, услышанные от Пророка ﷺ, и передал их другим. ‘Абдуллах Ибн Аз-Зубайр считается первым ребёнком, который родился у мусульман в Медине после хиджры.
Когда он родился, Посланник Аллаха ﷺ протёр его дёсны мякотью спелого финика, который он пережевал. Таким образом, слюна Посланника Аллаха ﷺ стала первым, что вошло в чрево ‘Абдуллаха.
Его рождение принесло мусульманам большую радость, потому что иудеи утверждали, что они околдовали мусульман, и у тех в Медине не будут рождаться дети.
‘Абдуллах Ибн Аз-Зубайр рос в благоприятной обстановке, вдыхая с малых лет благоухание Пророка ﷺ. Его тётя ‘Аиша бинт Абу Бакр, жена Пророка ﷺ, так заботилась о нем, что её прозвали матерью ‘Абдуллаха (Умму ‘Абдуллах).
Хишам ибн ‘Урва передал от своего отца, что Асма была беременна, когда она переселялась в Медину, и она родила ‘Абдуллаха в Кубаъ. Асма сказала: «Когда ‘Абдуллаху исполнилось семь лет, он пришёл, чтобы присягнуть Пророку ﷺ. Ему это велел его отец Аз-Зубайр رضي الله عنه. Увидев, что он пришёл, Пророк ﷺ улыбнулся и принял его присягу».
‘Абдуллах Ибн Аз-Зубайр любил все виды поклонения. Юсуф ибн Аль-Маджишун передал от достоверного рассказчика, что ‘Абдуллах Ибн Аз-Зубайр رضي الله عنه разделял все ночи на три вида: одну ночь до утра он проводил стоя, вторую – в поясном поклоне, а третью – в земном поклоне.
Когда он участвовал в сражении при Ярмуке, ему ещё не было 14 лет. Вместе со своим отцом, которого ‘Умар ибн Аль-Хаттаб отправил для поддержки армии ‘Амра ибн ‘Аса, ‘Абдуллах Ибн Аз-Зубайр принимал участие в завоевании Египта, где он сражался храбро, не щадя себя.
Передаётся, что ‘Абдуллах ибн Аз-Зубайр пил кровь Пророка ﷺ. «Однажды Пророк ﷺ сделал хиджаму, и его кровь собрали в таз. Он отдал таз ‘Абдуллаху ибн Аз-Зубайру и сказал: “О ‘Абдуллах! Иди и вылей эту кровь, чтобы тебя не видел никто!” Но он пошёл и выпил её. Когда он вернулся, Пророк ﷺ спросил: “Что ты сделал с кровью?” Он сказал: “Я выпил её, чтобы увеличить свои знания и веру, и чтобы что-то от тела Посланника Аллаха ﷺ было в моём теле. Моё тело более подходит для этого, чем земля”. И Пророк ﷺ сказал: “Возрадуйся! Тебя никогда не коснётся Огонь! Но горе тебе от людей, и горе людям от тебя”». (Ибн Касир, «Аль-Бидая ва ан-нихая»)
Однажды ‘Умар ибн ‘Абдул‘азиз сказал Ибну Аби Мулайку: «Опиши нам ‘Абдуллаха Ибн Аз-Зубайра». Ибн Аби Мулайка сказал: «Клянусь Аллахом, я не видел другого такого человека, как он. Когда он вступал (входил) в намаз, он забывал обо всём остальном. Когда он совершал поясной или земной поклон, на его спину и плечи садились птицы. Из-за длительности его поясного и земного поклонов ты посчитал бы его стеной или брошенной одеждой. Однажды, когда он молился, снаряд катапульты пролетел между его бородой и грудью. Клянусь Аллахом, он даже не почувствовал этого, он даже не вздрогнул, не прервал из-за этого намаз и не поспешил подняться из поясного поклона».
У ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса رضي الله عنه спросили о нём, и он ответил: «Он читал Книгу Всевышнего, следовал Сунне Его Посланника ﷺ, усердно поклонялся Аллаху, соблюдал пост в знойные дни, был сыном апостола Посланника Аллаха ﷺ. Его мать – Асма дочь Абу Бакра Ас-Сиддика (да будет доволен ею Аллах), его тётя – ‘Аиша, жена Посланника Аллаха ﷺ. О его правах не будет знать только тот, кого ослепил Всевышний».
После смерти Язида ибн Му‘авии его сын Му‘авия отказался от должности халифа. Вскоре после смерти Язида умер и Му‘авия. После этого ‘Абдуллаха Ибн Аз-Зубайра избрали халифом. Под его власть вошли Куффа, Басра, Египет, Хорасан, Шам, а под властью омейядов остались Иордания и небольшая часть Шама.
Между ‘Абдуллахом и новым омейядским халифом разразилась война. После того, как был убит брат ‘Абдуллаха Мус‘аб ибн Аз-Зубайр, омейядский полководец Аль-Хаджадж Ас-Сакафи во главе огромного двадцатитысячного войска направился в Хиджаз. Он дошёл до Мекки и осадил город. Из-за этой осады жители Мекки терпели страшный голод.
В это время ‘Абдуллах Ибн Аз-Зубайр пришёл к своей матери Асме бинт Абу Бакр и спросил у неё, что ему делать, ведь люди покидают его и отрекаются от него. Она ответила: «Если ты следуешь истине, продолжай своё дело. Не давай власть слугам Бану Умяйя. Если же ты желал мирского, какой же плохой ты раб Аллаха. Ты обрёк на погибель себя и тех, кто рядом с тобой. Тебе лучше погибнуть».
Тогда ‘Абдуллах сказал: «О мама, я боюсь, что если они убьют меня, то поиздеваются над моим телом». Она ответила: «После того, как барана зарезали, ему не вредит снятие шкуры». Он вышел от матери и отправился на передовую, где пал шахидом. Его тело по приказу аль-Хаджаджа было распято на воротах Мекки. Это случилось 17 Джумад аль-уля 73 года по хиджре. Ему было 72 года.
Понравилась статья?
Будем благодарны за репост!
Нурмухаммад Изудинов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Смотрите также: