Имам Аль-Алюси – толкователь Священного Корана

18 Май 2022
4787

Мухаддис, муфассир и писатель Шихабуддин Абу Ас-Санаъ Махмуд ибн ‘Абдуллах Аль-Хусайни аль-Алюси родился в 1802 году (1217 году по хиджре) в Багдаде, где и прожил большую часть своей жизни.

Имам Аль-Алюси в предисловии к своей книге пишет, что с юных лет старался обнаружить скрытые в Книге Аллаха секреты и всегда стремился пить из источника знаний.

Он также пишет, что провёл много бессонных ночей, выискивая важные нюансы, которые упустили другие учёные в своих книгах, разлучался со своими родными, чтобы найти жемчужины Корана, не посещал никаких развлечений, как это делали его ровесники, и не тратил драгоценное время на удовольствия, как это делали его братья. Поэтому Всевышний Аллах помог ему узнать множество истинных ценностей, скрытых в Книге Аллаха, и расшифровать множество её тонкостей.

Далее он рассказал, что ему часто приходила в голову мысль написать книгу, в которой он собрал бы всё, что у него имеется, но он сомневался в этом, пока в одну из пятничных ночей месяца Раджаб 1252 года не увидел во сне, как Всевышний Аллах повелевает ему сложить небеса и землю и сшить их вдоль и поперёк. Потом он поднял одну руку к небесам, а вторую – к воде, и тут он проснулся.

Увиденное во сне для него стало значимым событием в жизни, и он начал искать для этого сна разумное толкование. В одной из книг он нашёл, что это является указанием на составление тафсира Корана, и он приступил к написанию книги в шестнадцатую ночь месяца Ша‘бан того же года.

На тот момент ему исполнилось 34 года. Это был период правления Махмуд-Хана ибн Абдульхамид-Хана. В заключении этой книги Аль-Алюси пишет, что завершил её в ночь на вторник, 26 числа месяца Раби аль-Ахир 1267 года по хиджре. После завершения он назвал эту книгу «Рух аль-ма‘ани фи тафсир Аль-Куръан аль-‘Азим ва ас-Субу‘ аль-Масани».

Когда имаму Аль-Алюси исполнилось 23 года, он уже писал книги и преподавал в различных медресе, а в 1248 году по хиджре он был назначен муфтием ханафитского мазхаба в Багдаде. В то же время он давал уроки по различным наукам у себя дома, который был расположен рядом с университетом шейха ‘Абдуллаха аль-‘Акули. Его уроки посещали множество местных и приезжих студентов. Его перу также принадлежит субкомментарий к книге «Шарх Кутуз Ан-Нади ли-Ибн Хишам», который он написал, когда ему исполнилось всего 23 года.

Имам Махмуд Аль-Алюси хорошо разбирался в противоречиях между мазхабами. Сам он, будучи последователем шафиитского мазхаба, во многих вопросах следовал имаму Абу Ханифе (да смилуется над ним Аллах).

Имам Аль-Алюси стал шейхом учёных Багдада, он был редким человеком для своего времени. Он обучался различным наукам, получил множество знаний и стал выдающимся учёным, который прекрасно разбирался в основах и ответвлениях наук, мухаддисом, с которым не сравнялся никто, и муфассиром Книги Аллаха, с которым никто не мог соперничать.

Имам Аль-Алюси помогал своим студентам одеждой и продуктами и селил их в лучших комнатах своего дома. За такие заслуги все считали его своим предводителем. Он был учёным, которому нет равных в прозе, грамматике (правописании) и красноречии.

Также имам Аль-Алюси был борцом за истину и всегда опровергал ложь. Он вёл беспощадную войну против предрассудков, которые укоренились среди людей того времени. Он писал трактаты и составлял труды, которые сотрясали ложь до основания. Он стал известен как религиозный деятель, который старался очищать религию от облепивших её нововведений.

У имама Аль-Алюси была феноменальная память. Он часто говорил: «Моя память ни разу не подвела меня. Каждый раз, когда возникал трудный вопрос или сложная проблема, я обращался к своему разуму, и не было такого, чтобы он мне не отвечал».

Имам Аль-Алюси был особенным человеком, он всегда говорил правду, никогда не отклонялся от истины, крепко придерживался сунны Пророка , избегал смуты и призывал всех к правильной религии.

Больше всего он любил посвящать своё время служению Священному Корану и хадисам Посланника Аллаха , потому что Коран и Сунна являются источниками всех наук и знаний и на них опираются учёные во всех вопросах. Он всегда стремился умножать свои знания и расширять свой кругозор.

Имам Аль-Алюси с малых лет так увлекался знаниями и наукой, что это отвлекало его от мирских забот и заставляло забывать обо всех удовольствиях мирской жизни. Благодаря этому он стал выдающимся учёным, имамом в науке тафсира и вынесении фетв. Помимо этого, он был известен как красноречивый писатель и блестящий проповедник (оратор).

В 1845 году (1262 году по хиджре) имам Аль-Алюси вместе с Абдий Пашой отправился в Мосул, оттуда в Мардин и Диярбакир, потом в Эрзирум, Сивас и Стамбул, где встретился с видными учёными и писателями того времени, которые очень стремились увидеться с ним, чтобы получить от него баракат. После возвращения на родину в 1269 году по хиджре Аль-Алюси посвятил себя написанию книг.

Имам Аль-Алюси оставил после себя огромное научное наследие и написал множество трудов по тафсиру, фикху, логике и арабскому языку: «Рух аль-ма‘ани фи тафсир Аль-Куръан аль-‘Азим ва ас-Субу‘ аль-Масани», «Нашват аш-шумуль фи-с-сафар иля Ислямбул», «Нашват аль-мудам фи-ль-‘авди иля Дар ас-Салям», «Гараиб аль-игтираб», «Дакаик ат-тафсир», «Аль-Харидат аль-гайбийя», «Аль-Макалят», «Хашия ‘аля Шарх аль-Катар» и другие.

Во главе этого списка стоит его книга по тафсиру «Рух аль-ма‘ани фи тафсир Аль-Куръан аль-‘Азим ва ас-Субу‘ аль-Масани». Составляя эту книгу, автор приложил все свои усилия, чтобы охватить мнения саляфов и комментарии поздних учёных, уделив особое внимание достоверности приводимых текстов. С полной ответственностью можно сказать, что в этой книге собрано краткое содержание всех тафсиров, которые были известны до неё.

Тафсир имама Аль-Алюси получил высокую оценку учёных и использовался в качестве источника для написания других тафсиров. По словам Ибн ‘Ашура, с точки зрения стиля, научных объяснений и теоретических исследований тафсир Аль-Алюси подобен труду Фахра ад-Дина ар-Рази.

Имам Аль-Алюси (да смилуется нал ним Аллах) умер в пятницу, 25 числа месяца Зуль-Каада 1270 года по хиджре (1854 год). Он был похоронен в Багдаде рядом с могилой известного суфийского шейха Ма‘руфа аль-Кархи. Местонахождение его могилы известно всем, и люди часто посещают её.

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.