Великий мусульманский полководец и завоеватель Муса ибн Нусайр считается покорителем Магриба, Сицилии, Кипра и Андалусии. В этой статье мы расскажем о жизни Мусы ибн Нусайра и его завоеваниях, которые он осуществил вместе с Тариком ибн Зиядом.
Абу Абдуррахман Муса ибн Нусайр ибн Абдуррахман ибн Зайд аль-Лахми аль-Бакри родился в 640 году (в 19 году по хиджре) во времена правления второго праведного халифа ‘Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Он родился в одном из сёл в пригороде Аль-Халиля на Севере Палестины.
Ещё в юные годы он научился писать, затем выучил наизусть Коран и хадисы Пророка ﷺ. Его отец Нусайр был командиром стражников халифа Му‘авии ибн Абу Суфьяна (да будет доволен им Аллах) и одним из его приближённых помощников.
Такое положение отца дало Мусе ибн Нусайру шанс поближе познакомиться с великими полководцами, завоевателями, мудрыми авторитетными людьми и политиками того времени, и он мог увидеть изнутри всё, что происходило во дворце халифа.
Завоевание Кипра и Родоса
Ещё в молодости Муса ибн Нусайр участвовал вместе с мусульманской армией в различных военных походах, которые распространяли Ислам в разных уголках мира.
Однажды отец Мусы, который готовился к очередному военному походу, увидел сына, который надел шлем и опоясался мечом. Он долго смотрел на сына и любовался им. Отец Мусы очень хотел, чтобы его сын стал таким же, как и он – завоевателем. Этой мечте отца было суждено сбыться. Он стал свидетелем назначения халифом Му‘авией Мусы главой войска, которое отправлялось в морской поход, чтобы вернуть остров Кипр, который был завоёван самим Му‘авией ранее, в 27 году по хиджре. В этой экспедиции Муса ибн Нусайр одержал блестящую победу.
Он вернул Кипр мусульманам, построил там крепости и в дальнейшем был назначен его наместником. Далее, в 673 году (53 году по хиджре), Муса ибн Нусайр был назначен одним из командиров войска, вышедшего в поход для завоевания Родоса. В этой битве мусульманская армия также одержала победу.
Муса ибн Нусайр – визирь наместника Египта
В 684 году (65 году по хиджре) после непродолжительного правления малолетнего сына Язида ибн Му‘авии правителем мусульман стал Марван ибн аль-Хакам. Это стало благоприятным случаем, которого ожидал Муса ибн Нусайр, чтобы осуществить свои мечты и заветные желания.
В том же 684 году Марван приказал подготовить армию, которая должна была отправиться в Египет. Под предводительством сына халифа Абдульазиза ибн Марвана и его друга Мусы ибн Нусайра войско направилось в Египет и вскоре прибыло на место.
Вслед за войском в Египет прибыл и сам Марван. Он сумел объединить эту важную часть халифата под властью омейядов. Затем Марван покинул Египет, назначив своего сына Абдульазиза наместником, а Мусу ибн Нусайра – его визирем.
Во время пребывания рядом с Абдульазизом ибн Марваном Муса ибн Нусайр стал человеком, с которым он делился своими секретами и которому помогал во всех государственных делах. К тому времени Муса значительно повысил свой опыт в политике и правлении.
Когда умер Марван ибн Аль-Хакам, следующим омейядским халифом стал его сын Абдульмалик ибн Марван. Абдулазиз ибн Марван часто отзывался с похвалой о Мусе ибн Нусайре перед своим братом и подчёркивал его искреннее служение государству.
И вот в один день Абдульазиз получил письмо от своего брата халифа Абдульмалика, в котором сообщалось, что он назначил своего брата Бишра ибн Марвана наместником Басры, а Мусу ибн Нусайра – его визирем, который будет помогать ему управлять городом.
Всевышний Аллах дал Мусе возможность проявить себя, его работа в должности визиря была безупречна. Вскоре халиф Абдульмалик отправил Бишра в Куффу, оставив Мусу ибн Нусайра полновластным наместником в Басре, который единолично правил городом.
Завоевания Мусы ибн Нусайра в Северной Африке
Далее Абдульазиз ибн Марван назначил Мусу ибн Нусайра правителем Ифрикии (Северной Африки) на смену Хассану ибн Ан-Ну‘ману. Вскоре после назначения Мусе ибн Нусайру удалось собрать сильную и боеспособную армию. Выступая перед этой армией, он воздал хвалу Всевышнему Аллаху и сказал: «Я такой же человек, как и вы, поэтому тот, кто увидит от меня благое (доброе дело), пусть восхваляет Аллаха и постарается совершить нечто подобное этому, а тот, кто увидит от меня дурное, пусть порицает его, ведь я тоже, как и вы, ошибаюсь и так же, как и вы, могу оказаться правым».
Вскоре Муса ибн Нусайр во главе этого войска отправился в поход в сторону Магриба. Он направился в Магриб первым делом, потому что безопасность этих территорий была под угрозой после ухода предыдущего наместника Хассана ибн Ан-Ну‘мана, а берберские племена начали совершать набеги на мусульманские земли.
В 706–709 годах в походе против берберских племён Магриба Мусе ибн Нусайру удалось разгромить их и подчинить большую их часть власти омейядского халифа. Прибыв в город Кайруан, он вместе с армий совершил намаз-шукр в знак благодарности Всевышнему за победу.
Далее войска Мусы ибн Нусайра разошлись по северному и восточному Магрибу, завоёвывая всё больше и больше земель, укреплений и крепостей, пока не покорили омейядам даже те племена Магриба, которые ранее не подчинялись мусульманской власти.
После этого Муса ибн Нусайр решил захватить Танжер, который находился под властью византийского наместника Юлиана, и он вместе с огромной армией под предводительством Тарика ибн Зияда выдвинулся из Кайруана в сторону Танжера. Муса ибн Нусайр сразу окружил Танжер, и после долгой осады мусульмане всё-таки завоевали его.
Муса построил в этой области новые города для мусульман. Вскоре население этих краёв приняло Ислам. Муса ибн Нусайр написал своему другу Абдульазизу письмо, в котором сообщил ему радостную весть о новых завоеваниях и о том, что хумус (пятая часть) их добычи достиг тридцати тысяч динаров.
Вскоре после этого к халифу Абдульмалику в Дамаск прибыли посланцы, которые сообщили ему радостную весть о победах Мусы ибн Нусайра. Халиф очень обрадовался и вознаградил Мусу за успехи.
Муса ибн Нусайр начал распространять религию Аллаха в завоёванных городах и добился больших успехов. Он справедливо правил на этих землях, не делая различия между арабами и неарабами, учитывая только богобоязненность и благие дела людей.
Увидев такое отношение мусульманской власти к подданным, народ той местности полюбил Ислам и массово принял религию Аллаха, оставив неверие и многобожие. Это всё происходило прежде всего по милости Всевышнего, а затем благодаря стараниям и храбрости Мусы ибн Нусайра.
Продолжение следует …
Мухаммад Султанов