Абу ‘Убайда ибн Аль-Джаррах رضي الله عنه

3 Июнь 2022
9559

Абу ‘Убайда ибн ‘Амир ибн ‘Абдуллах ибн Аль-Джаррах Аль-Кураши Аль-Фихри (да будет доволен им Аллаха) родился в 40 году до хиджры. ‘Амир ибн ‘Абдуллах более известен под своим прозвищем (куньёй) – Абу ‘Убайда, а также известен своим родством с Аль-Джаррахом, который приходился ему дедом.

Абу ‘Убайда был стройным человеком, с худощавым лицом, с редкой бородой, высокого роста, сутулым и с двумя сломанными зубами. В день битвы при Ухуде он своими зубами вытащил два кольца кольчуги из щеки Посланника Аллаха , и из‐за этого у него сломались два зуба.

Абу ‘Убайда считается одним из тех, кто первым принял Ислам и уверовал в Мухаммада (ас-сабикун аль-аввалун). Он принял Ислам на следующий день после Абу Бакра Ас-сиддика (да будет доволен им Аллаха) благодаря его призыву.

Абу Бакр привёл его, ‘Абдуррахмана ибн ‘Авфа, ‘Усмана ибн Маз‘уна и Аркама ибн Абу Аркама к Пророку , все они произнесли шахаду пред Посланником Аллаха и объявили о принятии Ислама. Вместе с остальными сподвижниками, которые первыми приняли истинную религию, эти люди стали опорой, на которых и зиждется большое здание Ислама.

Абу ‘Убайда (да будет доволен им Аллаха) два раза совершил хиджру в Эфиопию и Медину, участвовал вместе с Пророком в битве при Бадре и в последующих важных походах. Он был одним из тех, кто проявил стойкость в день битвы при Ухуде. В этом сражении он защищал Посланника Аллаха и вытащил из его щеки кольца от кольчуги.

Посланник Аллаха любил Абу ‘Убайду и хвалил его. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллаха) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

نِعْمَ الرَّجُلُ أَبُو بَكْرٍ، نِعْمَ الرَّجُلُ عُمَرُ، نِعْمَ الرَّجُلُ أَبُو عُبَيْدَةَ بْنُ الجَرَّاحِ

«Какой же прекрасный человек Абу Бакр, какой же прекрасный человек ‘Умар, какой же прекрасный человек Абу ‘Убайда ибн Аль-Джаррах…» (Имам Ахмад, 9431; Тирмизи, 3795; Ибн Хиббан, 7129)

Также от ‘Абдуллах ибн Шакика (да будет доволен им Аллах) передаётся:

قُلْتُ لِعَائِشَةَ: أَيُّ أَصْحَابِ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ أَحَبَّ إِلَى رَسُولِ اللهِ؟ قَالَتْ: أَبُو بَكْرٍ، قُلْتُ: ثُمَّ مَنْ؟ قَالَتْ: عُمَرُ، قُلْتُ: ثُمَّ مَنْ؟ قَالَتْ: ثُمَّ أَبُو عُبَيْدَةَ بْنُ الجَرَّاحِ، قُلْتُ: ثُمَّ مَنْ؟ قَالَ: فَسَكَتَتْ

«Я спросил у Аиши: "Какой из сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) был наиболее любим ему?" Она (да будет доволен ею Аллах) ответила: "Абу Бакр". Я спросил: "А потом?". Она ответила: "‘Умар". Я спросил: "А потом?". Она ответила: "Абу ‘Убайда ибн Аль-Джаррах". Я спросил: "А потом?". Она промолчала». (Тирмизи, 3657)

В 8 году по хиджре Посланник Аллаха отправил в поход ‘Амра ибн ‘Аль-‘Аса (да будет доволен им Аллаха). ‘Амр, встретив большую вражескую силу, попросил у Посланника Аллаха подкрепления. Пророк отправил ему на помощь войско во главе с Абу ‘Убайдой. Когда войско прибыло на место, ‘Амр сказал, что он является их амиром, но мухаджиры возразили: «Ты амир тех, кто вышел с тобой, а амир мухаджиров – Абу ‘Убайда». Тогда ‘Амр на это ответил: «Вы моя поддержка».

Это всё видел и Абу ‘Убайда. Он был человеком с благим нравом, строго следующим указаниям Посланника Аллаха , и он сказал: «О ‘Амр, ты знаешь, что Посланник Аллаха сказал мне: "Когда ты прибудешь к твоему другу, слушайтесь друг друга". Даже если ты будешь мне не подчиняться, я буду тебе повиноваться».

Посланник Аллаха дал Абу ‘Убайде особый статус в исламской умме – Амин. От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллаха) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

لِكُلِّ أُمَّةٍ أَمِينٌ، وَأَمِينُ هَذِهِ الأُمَّةِ أَبُو عُبَيْدَةَ بْنُ الجَرَّاحِ

«У каждой общины был свой доверенный человек (амин), а доверенным этой общины является Абу ‘Убайда ибн Аль-Джаррах». (Имам Ахмад, 12357; Бухари, 4382; Ибн Маджах, 154; Тирмизи, 2796)

Несмотря на то, что Абу ‘Убайда (да будет доволен им Аллаха) занимал важные должности в мусульманском государстве, он вёл аскетичный образ жизни, а всё своё имущество раздавал нуждающимся и расходовал на распространение Ислама.

Однажды ‘Умар ибн Аль-Хаттаб отправил Абу ‘Убайде четыре тысячи дирхемов и четыреста динаров, а тому, кто относил эти деньги, указал понаблюдать за тем, что будет делать Абу ‘Убайда с этими деньгами. Абу ‘Убайда же раздал все эти деньги в качестве милостыни. Когда ‘Умару рассказали о том, что сделал Абу ‘Убайда, он воскликнул: «Хвала Всевышнему, Который создал среди мусульман человека, способного на такие поступки».

Будучи главнокомандующим огромной армии, Абу ‘Убайда всегда предпочитал перед каждым важным шагом советоваться со своими воинами. Во время военных действий в Шаме, когда византийцы перешли в контрнаступление, Абу ‘Убайда устроил совет со своими командирами. Большинство предложили укрепиться в городе Хомсе, а Халид ибн Валид (да будет доволен им Аллаха) предлагал выйти против врага и дать сражение. Несмотря на авторитет и опыт Халида, Абу ‘Убайда выбрал мнение большинства.

Не только Пророк , но и сподвижники уважали Абу ‘Убайду и давали ему высокую оценку. Когда мухаджиры и ансары собрались после кончины Посланника Аллаха , чтобы решить вопрос о перемирии под навесом Сакиф на территории племени Бану Саада, Абу Бакр Ас-Сиддик сказал: «Я доволен для вас одним из этих двух мужчин – Умара и Абу ‘Убайды».

Также ‘Умар ибн Аль-Хаттаб говорил: «Я не стану менять любое решение, которое было принято Абу ‘Убадой». Первым письмом в должности халифа, которое написал ‘Умар, было письмо к Абу ‘Убайде, в котором он назначал его командующим армии вместо Халида ибн Аль-Валида.

Когда это письмо дошло до Абу ‘Убайды, Халид, узнав о своём освобождении от должности командующего и назначении Абу ‘Убайды, обратился к армии со словами: «С сегодняшнего дня вашим командиром назначен доверенный человек (амин) этой общины».

В 18 году по хиджре во времена правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба в Шаме распространилась чума. Эпицентром заражения стала палестинская деревня ‘Амвас. В последующем в зоне заражения оказался весь Шам и Ирак. В это время главой Шама был Абу ‘Убайда.

‘Умар очень не хотел, чтобы Абу ‘Убайда погиб от чумы, и сделал попытку вызволить его из Шама, чтобы спасти от заразы. В своём письме к Абу ‘Убайде халиф потребовал от него незамедлительно явиться в Медину для важных дел, о которых хочет лично поговорить с ним. Абу ‘Убайда догадался, чего добивается халиф, и в ответном письме попросил освободить его от исполнения этого поручения и оставить в Шаме.

Абу ‘Убайда (да будет доволен им Аллаха) умер от чумы в 18 году по хиджре в возрасте 58 лет и похоронен в Иордании, в городе Амте. Его смерть, причиной которой послужила та самая чума в ‘Амвасе, стала трагедией для всех мусульман.

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.