Не знаю, задумывались ли вы когда-либо о сподвижниках Пророка ﷺ неарабской национальности, а были ведь и такие. Наверное, многим на ум сразу приходит Салман аль-Фариси (перс), который имеет высокий статус в Исламе благодаря в том числе своим долгим и драматичным поискам истины.
Но представителем его народа был также другой сподвижник, которого Посланник Аллаха ﷺ назвал благословенным или, как у нас принято говорить, баракатным. Его звали Файруз ад-Дайлями, и он своими руками избавил исламскую умму от одного из главных злодеев в её истории.
История Файруза ад-Дайлями неразрывно связана с историей Йемена, где он компактно проживал с внушительной персидской диаспорой. Персидское присутствие в Йемене сильно раздражало арабских националистов, которые считали Йемен своей территорией.
Ситуация стала накаляться, когда в Йемене громогласно заявил о себе лжепророк Асвад аль-‘Анси, который умело начал играть на националистических струнах. Надо сказать, что Асвад был омерзительным человеком, который занимался колдовством и имел тесные связи со злыми силами. Злые силы сообщали ему некоторые сведения, в которые охотно верили его сторонники. Так Асвад объявил себя пророком, и он стал первым из лжепророков, объявившихся в Аравии.
Кстати, Посланник Аллаха ﷺ предсказывал его появление. Однажды Пророку ﷺ приснился сон, в котором он увидел золотые браслеты на своих запястьях. Это очень огорчило его, и ему тут же пришло откровение – подуть на них. Как только это было сделано, они исчезли. Пророк ﷺ объяснил это сновидение появлением двух лжепророков, одним из которых и был Асвад аль-‘Анси.
Лжепророчество Асвада рассеялось так же стремительно, как те браслеты, но даже за несколько месяцев своего лживого пути он успел навести шороху в Аравии. Подконтрольная ему территория росла, как раковая опухоль, и ему даже удалось захватить одну из древнейших столиц Йемена – Сану.
В это время в Сане находились известные сподвижники Пророка ﷺ – Му‘аз ибн Джабаль и Абу Муса аль-Аш‘ари (да будет доволен ими Аллах), которым в спешке пришлось покинуть город.
Вместе с падением города в бою погиб эмир Саны Шахр ибн Базан, который также был персом-мусульманином. Это означало, что ситуация в Йемене становится критической, а сатанинское дело Асвада набирает обороты.
Пророк ﷺ был обеспокоен обстановкой в Йемене, и он в своих письмах призывал местное мусульманское население дать отпор Асваду. Йеменские мусульмане стали объединяться в кулак, но их кулак был слишком мал против рьяных фанатиков Асвада. Тут нужен был нетривиальный подход, нестандартное решение. Это был шанс для нашего героя Файруза ад-Дайлями, который сполна воспользовался им.
Файруз был главным действующим лицом в ликвидации Асвада. Эта миссия была бы менее реалистична, если бы не помощь Азад, вдовы персидского эмира Шахра ибн Базана, которую Асвад насильно взял в жёны. Кроме личных счётов, Азад была двоюродной сестрой Файруза, и ей идея ликвидации Асвада пришлась по душе. После тайной переписки с Файрузом она обозначила день, в который он и его сторонники смогут положить конец Асваду.
Когда этот – счастливый для Ислама – день наступил, Азад через неохраняемую зону провела Файруза во дворец Асвада. Но прежде она опоила Асвада вином, что превратило его в овощ. Дело оставалось за малым. Позже Азад рассказывала, что Асвад ревел, как бык, и на этот рёв прибежала охрана. Но она успокоила их, сказав: «Пророку ниспосылается откровение».
После ликвидации Асвада Файруз дождался наступления рассвета и прочёл азан на утреннюю молитву. Но после слов: «Я свидетельствую, что Мухаммад Посланник Аллаха», – Файруз добавил: «Я свидетельствую, что Асвад является лжецом». Этот нетипичный азан и голова Асвада, сброшенная с крыши дворца, ужаснули его сторонников, а его противников, напротив, воодушевили. Магия Асвада сдулась, как воздушный шарик, а Йемен вновь стал исламским.
Тем временем Медина не была в курсе чрезвычайно важных событий, происходивших в Йемене. К Пророку ﷺ снизошло откровение, и он сказал своим сподвижникам: «Накануне был убит Асвад аль-‘Анси. Его убил благословенный человек из благословенной семьи».
Для Посланника Аллаха ﷺ, находившегося в этот момент при смерти, это было радостной вестью и глотком свежего воздуха. Причиной этого эмоционального всплеска Пророка ﷺ стал его персидский сподвижник Файруз ад-Дайлями (да будет доволен им Аллах), вошедший в историю Ислама как ликвидатор лжеца. Его миссия была невероятно сложна и опасна, но в конечном итоге всё же выполнима.
Мурад Гайдарбеков,
центр исторических исследований «Врата истории» при ДГИ