Наиболее сведущий о дозволенном и запретном.
Муаз ибн Джабал ибн Амру ибн Ас принял Ислам в 18 лет. Сражался во всех сражениях вместе с Пророком (салляллаху аляйхи васаллям). Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сажал его сзади себя. У него были сыновья Абдурахман, Умму Абдуллах и другой сын, имя которого не упомянуто.
О благочестии Муаза ибн Дажабаля.
Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) свидетельствовал о благочестии Муаза ибн Дажабаля. Абу Хурайра передаёт:
عن إبي هريرة قال : قال رسول الله صلى الله عليه و سلم : نعم الرجل أبو بكر نعم الرجل عمر نعم الرجل أبو عبيدة بن الجراح ( صحيح سلسلة الأحاديث الصحيحة 962 / 2 ، المشكاة 6224 ، ويأتي بأتم 4064 )
«Как же прекрасны Абу Бакр, Умар, Муаз ибн Амру ибн Джамух, Муаз ибн Джабал, Абу Убайда ибн Джарах!» (Сахих Тирмизи №2959).
Чтец Корана.
От Абдуллы ибн Амра передаётся:
عن عبد الله بن عمرو قال: سمعت النبي يقول: "استقرئوا القرآن من أربعة: من ابن مسعود، وسالم مولى أبي حذيفة، وأبيّ بن كعب، ومعاذ بن جبل".
«Я слышал, как Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорил, что надо изучать чтение Корана от четырёх: 1) Ибн Масуд 2) Абу Хузайфа 3) Убай ибн Кааб 4) Муаз ибн Джабал» (Тариху Ислям лиимам Захаби 385/3).
Наиболее сведущий о дозволенном и запретном.
От Анаса ибн Малика передаётся, что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
حدثنا محمد بن المثنى حدثنا عبد الوهاب بن عبد المجيد حدثنا خالد الحذاء عن أبي قلابة عن أنس بن مالك أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال أرحم أمتي بأمتي أبو بكر وأشدهم في دين الله عمر وأصدقهم حياء عثمان وأقضاهم علي بن أبي طالب وأقرؤهم لكتاب الله أبي بن كعب وأعلمهم بالحلال والحرام معاذ بن جبل وأفرضهم زيد بن ثابت ألا وإن لكل أمة أمينا وأمين هذه الأمة أبو عبيدة بن الجراح
«Самым милосердным в моей умме по отношение к ней (умме) является Абу Бакр, самый строгий из них в религии Умар, самый стыдливым Усман, лучшим судьёй является Али ибн Абу Талиб, лучшим чтецом книги Аллаха является Убай ибн Абу Кааб, лучше всех запретное и дозволенное знает Муаз ибн Джабаль, лучше всех вопросы наследия знает Зайд ибн Сабит. У каждой общины был свой амин (доверенный человек). И амином этой общины является Абу Убайда ибн аль-Джаррах» (Сахих ибн Маджах № 151).
Внешность.
Он отличался приятной внешностью: у него были красивые чёрные глаза, кудрявые волосы и броские черты лица, привлекающие людей.
Абу Бахира передаёт:
دَخَلْتُ مَسْجِدَ حِمْصَ فَإِذَا أَنَا بِفَتًى وَالنَّاسُ حَوْلَهُ جَعْدٌ قَطَطٌ فَإِذَا تَكَلَّمَ كَأَنَّمَا يَخْرُجُ مِنْ فِيهِ نُورٌ وَلُؤْلُؤٌ فَقُلْتُ مَنْ هَذَا قَالُوا مُعَاذُ بْنُ جَبَلٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ
«Я вошёл в мечеть Химса, оказался возле юноши с кудрявыми волосами, вокруг него были люди. Когда он говорил, от него исходил нур (сияние). И я спросил: «Кто это?» - они ответили: «Это Муаз ибн Джабал» (Хульяту авлияъ ва Табакату Асфияъ, глава «Муаз ибн Дажабал»).
عَنْ أَبِي مُسْلِمٍ الْخَوْلانِيِّ، قَالَ: أَتَيْتُ مَسْجِدَ دِمَشْقَ فَإِذَا حَلْقَةٌ فِيهَا كُهُولٌ مِنْ أَصْحَابِ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَإِذَا شَابٌّ فِيهِمْ أَكْحَلُ الْعَيْنِ، بَرَّاقُ الثَّنَايَا، كُلَّمَا اخْتَلَفُوا فِي شَيْءٍ يَرُدُّوهُ إِلَى الْفَتَى، فَقُلْتُ لِجَلِيسِي: مَنْ هَذَا؟ قَالَ: مُعَاذُ بن جَبَلٍ،
Абу Муслим Хавляни передаёт: «Я пришёл в мечеть Дамаска, где шёл маджлис сподвижников Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). И среди них был молодой, черноглазый, с броскими чертами лица. Каждый раз, когда у них появлялось разногласие, они обращались к этому молодому. Я спросил рядом сидящего: «Кто это?» - он ответил: «Это Муаз ибн Джабал» (Муджиму ат-Табарни аль-Кабир №167).
وقال ابن مسعود: كنا نشبه معاذاً بإبراهيم الخليل. كان أمة قانتاً لله حنيفاً وما كان من المشركين. وقال محمد بن سعد: كان معاذ رجلاً طوالاً أبيض، حسن الثغر، عظيم العينين، مجموع الحاجبين، جعداً قططاً.
От ибн Масуда передаётся: «Мы уподобляли Муаза Ибрахим Халилю». Мухаммад ибн Саад сказал: «Муаз был высоким и светлым, у него были хорошие кудрявые волосы и большие глаза» (Тариху Ислям лиимам Захаби 177/3).
Наставления Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Муазу ибн Джабалу.
Муаз ибн Джабал находился всё время с Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) после его переселения в Медину. Обучился у него Корану, Шариату, стал одним из лучших чтецов Корана и обучал других Шариату. Он был одним из шести, выучивших Коран наизусть, и одним из шести, дававших фетву во время Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).
Передаётся от Муаз ибн Джабаля: «В один день Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) взял меня за руку и сказал: «О Муаз, клянусь Аллахом, я люблю тебя». Я ответил: «Да будут выкупом мои родители за тебя, клянусь Аллахом - я тоже тебя люблю!» - «О Муаз, я завещаю тебе: не оставляй произносить после каждого фарз-намаза эти слова -Аллахумма ‘аинни аля зикрика ва шукрика ва хусни ибадатика, то есть «О Аллах, помоги мне поминать Тебя, воздавать хвалу Тебе и хорошо поклоняться!».
От Абдуллы ибн Амра ибн Аса передаётся, что Муаз пожелал выйти в путь и обратился к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям): «О Посланник Аллаха, сделай мне наставление!». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ответил: «Поклоняйся Аллаху и не придавай Ему сотоварища!» Муаз сказал: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), увеличь наставление!» Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Если совершишь плохое – исправь это». – «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), увеличь мне ещё!» Тогда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Будь на правильном пути и улучшай свой нрав!»
Поездка в Йемен.
От Асима ибн Хамид от Муаза ибн Джабаля передаётся: «Когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) отправлял Муаза в Йемен, то вышел с ним провожать его, делая наставления. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) шёл пешком, а Муаз был на лошади в седле. Когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) расставался, обратившись к Муазу, сказал: «О Муаз, боюсь, что через год ты уже не встретишься со мной. Наверное, ты уже будешь проходить мимо моей мечети и моей могилы».
Муаз разрыдался, испугавшись, что навсегда разлучается с Пророком (салляллаху аляйхи васаллям). Потом так оно и случилось.
Сподвижники о Муазе.
Ибн Масуд говорил: «Муаз ибн Джабал обучал людей добру и был покорным Аллаху и Его посланнику Мухаммаду (салляллаху аляйхи васаллям)».
Шахру ибн Хавшаб сказал: «Сподвижники Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), когда обсуждали что-то, и среди них был Муаз - смотрели на него с почтительным страхом».
Аскетизм.
Малик ад-Дар передаёт: «Умар ибн Хатаб 400 динаров поставил в мешочек и отдал юноше, повелев пойти к Убайде ибн Джараху и остаться в его доме на час, дабы посмотреть, что он с этим сделает. Юноша отправился к Убайде и сказал, что повелитель правоверных дал это тебе, чтоб ты мог использовать в своих нуждах. Убайда сказал: «Да смилостивится над ним Аллах» - затем Убайда сказал: «Подойди ко мне, вот эту седьмую часть отнеси такому-то, эту пятую часть такому-то» - и так всё раздал… Юноша вернулся к Умару и рассказал всё. В это время Умар готовил такой же мешочек для Муаза ибн Джабаля, повелел юноше отправиться к Муазу, остаться у него на час, дабы посмотреть, что он с этим сделает. Юноша пришёл к Муазу и сказал, что повелитель правоверных дал это тебе для твоих нужд. Муаз ответил: «Да смилостивится над ним Аллах!» - и также повелел ему отправиться в дом такого-то с такой-то суммой, в другой с такой-то и в этот момент… зашла жена и обратилась к Муазу: «Мы сами бедные… оставь нам!» - у Муаза в мешочке оставались два динара - и эти два динара он отдал жене. Юноша вернулся к Умару и рассказал всё, Умар сказал: «Они - истинные братья».
Смерть.
Историки сошлись на мнении, что Муаз ибн Джабал умер от чумы в районе Иордании. Одни говорят, что ему было 38 лет, другие говорят, что 33.