Завоевание Эдессы (Урхи)

11 Февраль 2023
4187

‘Имад Ад-Дин Занки – завоеватель Эдессы. Часть 3

‘Имад ад-Дин Занки знал о хитрости и опыте графа Эдессы Жослена, и поэтому он придумал против него очень хитрый план. ‘Имад ад-Дин Занки показал всем, что он занят войной с курдскими племенами, которые владели крепостями в области Диярбакир (на Юге современной Турции) и не хотели переходить на сторону ‘Имада ад-Дина Занки.

Этот план сработал на все сто, и Жослен попал в капкан Занки. Приостановив активные работы по укреплению Эдессы, отложив подготовку к обороне города и почувствовав полную безопасность, Жослен отправился к своей семье во Францию.

‘Имад ад-Дин Занки заранее отправил лазутчиков в Эдессу, которые круглосуточно пересылали ему оттуда информацию. Узнав, что Жослен покинул Эдессу и отложил подготовку к обороне города, он приказал своему войску подготовиться к наступлению.

Сам ‘Имад ад-Дин Занки был одним из храбрейших воинов – ни один из его солдат или командиров не мог в этом с ним сравняться. Перед началом сражения он накрыл стол и объявил: «За этот стол со мной сядет только тот, кто завтра вместе со мной будет колоть мечами врата Эдессы».

Он сказал это, указывая на тяжкость предстоящего сражения – колоть ворота города может только тот, кто идёт впереди армии и первым дошёл до них, а на это способен только очень храбрый человек.

Однако вместе с ним за стол сел только маленький мальчик и один командир, который сказал этому мальчику: «Ты-то что здесь делаешь?» ‘Имад ад-Дин Занки возразил: «Оставь его. Клянусь Аллахом! Поистине, я вижу в нём лицо, которое не отстанет от меня». И в самом деле эти слова придали сил тому мальчику, и он стал первым, кто вонзил свой меч в ворота города и героем этого сражения.

6 числа месяца Джумада аль-Ахир 539 года по хиджре (1144 года) ‘Имад ад-Дин Занки вошёл в Эдессу — столицу одного из крупнейших государств крестоносцев. Так было положено начало освобождению мусульманских земель. За эти победы Занки получил почётный титул «‘Имад ад-Дин» (опора религии).

Известие о завоевании Эдессы мусульманами вызвало широкий резонанс как в исламском, так и в христианском мире. Это была первая такая крупная победа мусульман над крестоносцами с тех пор, как они появились в Шаме пятьдесят лет тому назад.

Этот успех ‘Имада ад-Дина Занки вернул народу память о былых победах, поднял дух мусульман на дальнейшую борьбу против захватчиков и придал им уверенности в собственных силах.

Благодаря этому завоеванию мусульмане преодолели психологические последствия поражения от крестоносцев, которые десятилетиями мешали им добиваться освобождения родины от врагов.

Что же касается крестоносцев, то после этого поражения их постигло величайшее бедствие, ведь они потеряли самое важное графство крестоносцев в этом регионе. Победа Занки была настолько значимой, что вызвала серьёзное беспокойство в Европе.

В результате в 1146 году (542 году по хиджре) было принято решение о начале Второго крестового похода с целью вернуть Эдессу и расширить владения крестоносцев в этом регионе. Огромное войско крестоносцев прибыло в Шам, но экспедиция не увенчалась успехом и им не удалось вернуть Эдессу.

После завоевания Эдессы пути врагов Ислама сузились, а над порядками, которые были установлены крестоносцами в Шаме и которые действовали в течение пятидесяти лет, нависла реальная угроза. Эта опасность исходила от ‘Имада ад-Дина Занки, который на этот раз победил их, использовав военную хитрость, но в дальнейшем он одерживал над ними победы ещё во многих других сражениях. Поэтому они решили прибегнуть к оружию обмана и предательства.

Крестоносцы после долгих размышлений над тем, как избавиться от ‘Имада ад-Дина Занки, и над тем, кто сможет исполнить это важное дело, решили обратиться к известной в те времена секте батынитов.

6 числа месяца Раби‘ аль-Ахир 541 года по хиджре (1146 года), когда ‘Имад ад-Дин Занки осаждал город Джабер (Джаабара — крепость между Алеппо и Мосулом) группа батынитов по заказу крестоносцев пробралась в его лагерь и проникла в ряды стражников, которые охраняли его, а ночью, когда ‘Имад ад-Дин Занки уснул, они вошли в шатёр и убили его.

‘Имад ад-Дин Занки умер в возрасте 64 лет и был похоронен в местечке Сиффин. После его смерти государство разделилось на две части: одной частью со столицей в Алеппо правил Нуруддин Махмуд Занки, а другой со столицей в Мосуле правил его брат Сайфуддин Гази. Нуруддин Занки унаследовал дело отца и энергично продолжил то, что он начал, уничтожив в нескольких сражениях войска завоевателей.

Так, благодаря успешным действиям ‘Имада ад-Дина Занки и его сына Нуруддина Занки удалось остановить наступление крестоносцев, которые были вынуждены перейти к обороне, постепенно теряя земли, города и крепости, а вместе с ними и надежду на завоевание мусульманского Востока.

Мухаммад Султанов

 

 

Читайте также:

‘Имад Ад-Дин Занки – завоеватель Эдессы

Объединение мусульман

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.