К бытию языческой тенденции салафизма и ее перспективах

27 Февраль 2016
1147

Вторая половина двадцатого века ознаменована многими социокультурными явлениями, среди которых одним из важнейших выступает исламское возрождение. Освобождение от колониального гнёта привело к тому, что реформаторские потенции мусульман, «дремавшие» в течение веков, заработали. Диалектическая природа ислама, выражающаяся в наличии разных философских школ, направлений и мазхабов, признании мира этого и «мира того», обеспечивала ресурс развития религии. Поэтому начало возвращения мусульманами своих позиций, потерянных в годы колониального гнёта, было вполне закономерным.

Современные исследователи – С. Хантингтон, Ф.Фукуяма и другие – отметили, что ислам становится геополитической силой нынешнего мира. Однако та же диалектическая природа мусульманства вызвала генезис деструктивных тенденций в данной религии. Достоянием широкой аудитории россиян, в том числе не имеющих никакого отношения к вопросам религии, стали такие неведомые ранее понятия, как «ваххабизм», «ваххабит», «салафит», экстремизм, «теракты» и другие. Весьма далёкие от политики и науки простые обыватели скоро узнали сущность таких политических сил, как «Аль-Каида», «Хизб ут-тахрир», как проявлений агрессивных и античеловеческих тенденций ислама.

Среди многих мусульман России сложилась точка зрения, что ваххабизм, который олицетворялся сепаратизмом Чечни, развязыванием трагического вооруженного столкновения, представляет собой негативно-разрушительное явление. Причём большинство специалистов скоро поняли, что распространение деструктивных тенденций среди части мусульман напрямую связано с теми имамами мечетей в Татарстане и Башкортостане, которые получили образование именно в Саудовской Аравии.

Отсутствие собственной образовательной базы России для подготовки грамотных руководителей мечетей с одной стороны, и формирование либеральной обстановки, граничащей с полным беззаконием в сфере духовности с другой, привели к трагическим последствиям. Сотни молодых ребят, способных и готовых служить Всевышнему, вернулись в города и села России с дипломами имамов. И вскоре опытные служители ислама заметили, что новые священники говорят не традиционные слова, которые звучали сотни лет, совершают иные ритуалы, отличающиеся от предыдущих норм и канонов. Однако до сих пор не совсем понятно, в чём же отличия учения Ибн Абд аль-Ваххаба от традиционных принципов ханафитского мазхаба, распространённого среди татар и башкир.

Ошибочной является точка зрения, что учение Ибн Абд аль-Ваххаба представляет собой однозначно деструктивную идеологию, распространённую среди арабских племен Аравийского полуострова в восемнадцатом веке. Генезис и развитие ваххабизма вызваны историческими закономерностями, исходящими от ревизии ислама феодально-религиозной верхушкой Османской империи. Трансформация нравственных основ учения пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха) политическими доктринами вызвала необходимость возращения к истинным истокам мусульманства.

Именно в этом смысл идеологии Ибн Абд аль-Ваххаба, по другому определяющейся понятием «салафизм». Оно представляет собой течение в исламе, сторонники которого стремятся вернуть первоначальные ценности учения пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха). Отказ от социального расслоения путём накопления богатств, роскоши «верхов», нововведений, философских осмыслений канонов ислама, жёсткое единобожие – основные положения салафизма. То есть учение Ибн Абд аль-Ваххаба имеет некоторые конструктивные положения, направленные на «оздоровление» мусульманства – возвращение первоначальных нравственных ценностей учения пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).

Однако также необходимо вести речь о деструктивных принципах ваххабизма, которые вызвали негативные последствия в процессе превращения учения Ибн Абд аль-Ваххаба в политическую доктрину Саудитов. Таким образом, здесь мы встречаем классический диалектический процесс, вмещающийся в рамки закона отрицания. Попытка возвращения нравственной чистоты ислама жёстко насильственными средствами закономерно привело к формированию безнравственности самого ваххабизма: произошел переход из одной крайности в другую. Современная история мусульман, которая для миллионов обывателей СМИ представляется в виде терактов, варварства и вандализма, доказывает принципиальную трансформацию учения Ибн Абд аль-Ваххаба – от нравственности до чисто политической идеологии.

Среди основных положений салафизма наиболее разрушительным для ислама, по нашему мнению, является принцип «Аллах обладает материальным физическим телом. Он имеет руки, лицо и другие части тела»[1]. Провозглашение положения, которое, по сути, персонифицирует Всевышнего, имеет катастрофические для судьбы религии последствия. Дело в том, что здесь мы усматриваем попытку рационального познания и восприятия Аллаха, Который выступает в роли понятного и доступного всем персонажа. То есть – Он такой, как и все люди, обладает телесным проявлением. Значит, можно понять Его волю, желания, стремления и соответствующим образом устроить свою судьбу. Это означает, что в ваххабизме принцип единобожия, Таухид, перестает работать, хотя именно он выступает самым важным аспектом салафизма.

Ассоциация Всевышнего с сущностью, обладающей материально-физическими параметрами, есть проявление язычества. Всё учение пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха), направленное против идолопоклонничества, перечёркивается персонификацией Аллаха. Творец (прости нас Господи), обретая природные черты, превращается в обыкновенного идола. Естественно, что всё происходит на глубинных, подсознательных уровнях человеческой души, никто не будет признавать, что признание человеческих качеств Аллаха есть язычество. Всё намного сложнее, так как происходит на информационно-полевых уровнях души личности. И, к сожалению, опасность трансформации учения Ибн Абд аль-Ваххаба в идолопоклонничество есть.

Такой вывод основывается на принципах историзма, который представляет нам трагические примеры перехода монотеистических религии в языческие культы. Речь идёт о судьбе европейского католичества. Оно отделилось от христианства поставив в приоритет внешние атрибуты Всевышнего и материальные аспекты бытия людей в этом мире. Не душа, как божественное проявление, а сознание и тело стали олицетворением Бога и сотворённого Им человека. Бог персонифицировался с Его посланником – Иисусом, по сути, миллионы католиков начали поклоняться его изображению, совершенно «забыв», что это – обыкновенное языческое идолопоклонничество.

В результате трансформации эта религия полностью потеряла свои глубинные, потусторонние корни и превратилась в великий спектакль. Папа, духовенство, церковь и миллионы католиков на сегодняшний день «играют в религию», которая потеряла смысл и назначение. Молитвы возносятся во имя получения денег, власти, здоровья, карьеры, благополучия, а о душе мало кто думает. Итог – великолепные, но пустые храмы Европы, которые сдаются в аренду ночным клубам. Трагический финал великой религии.

Такая же судьба ожидает салафизм, если его сторонники будут верить в то, что Аллах может иметь «человеческое тело», занимающее Трон и материальные качества. Да, в священном Коране говорится, что Всевышний вознёсся на Трон. «Воистину, ваш Господь – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознёсся на Трон» (сура аль-Араф, аят 54); «Воистину, ваш Господь – Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознёсся на Трон» (сура Йунус, аят 3).

Однако Коран, как и Тора, Библия, представляет собой божественную информацию, которую никоим образом нельзя воспринимать и понимать буквально. В данном случае понятие о том, что Всевышний Аллах занимает трон, выражает Его власть над всем, что Он сотворил. В величайшей суре Корана говорится: «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Хвала – Аллаху, Господу миров» (аль-Фатиха, аяты 1-2). Именно здесь отражена истинная сущность ислама, согласно которой Всевышний – Господь, Владыка миров, над всем, что есть, созданным Им. Поэтому вполне закономерно, что Творец, как Господь Вселенной, занимает Трон, как олицетворение Божественной власти. Таким образом, понятие «Трон» – это отвлечённое выражение абсолютной и вечной власти Аллаха над Вселенной. Всевышний не только создал всё из «ничто», из пустоты своей волей, Он властвует над нами, контролирует ежесекундно, каждого из нас, всюду и везде.

Вывод о том, что идея Всевышнего, занимающего Трон в физическом смысле, есть метафора, основывается на сущности Аллаха. Дело в том, что она определяется Его Прекрасными именами, которые выражают основополагающие качества Творца. Именно Рахман, Рахим, Вадуд, Латыф, Сабур, Малик, Самад, Гафур, Азиз, Джаббар, Халик и другие имена Творца выражают всё Его Величие, Могущество как Абсолютной сущности. То есть такой, которая есть сама по себе, без внешних причин, которая способна объять всё и всегда. Аллах вечен, Он не только Создатель Вселенной из ничего, но и Контролирующая сила, имеющий трансцендентальный характер.

Это означает, что Всевышний находится вне нашего бытия и понимания Его поступков, Он – по ту сторону существующего материального мира. При этом среди 99 «Прекрасных имен Аллаха» нет ни одного, которое бы ассоциировалось с материальным проявлением Всевышнего. И это вполне обоснованно, так как Аллах – над материальным миром, Он выше восприятия и понимания нашим разумом. Его можно понять только душой, так как она первична по отношению к сознанию и телу. А божественная душа есть Рахман, Рахим, Вадуд, Латыф, Сабур и другие качества, выражающие высочайшую нравственность мусульман. Все иные аспекты учения пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха), политика, власть, деньги и другие играют второстепенную роль. Именно в этом мы видим великое  будущее ислама, способного объединить традиционную нравственность мусульманской уммы и информационные технологии современности.


[1] Солодков А.И. История возникновения и становления Ваххабизма [электронный ресурс]-Режим доступа: http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43757410575/Istoriya-vozniknoveniya...

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.