Для человека, желающего совершить хадж или другое путешествие и имеющего долг, есть два варианта ситуации:
1. он в состоянии вернуть долг, и время выплаты долга наступило;
Такому человеку не дозволяется выходить в сафар (путешествие), соответственно, и в хадж, без разрешения и согласия того человека, которому он должен вернуть долг. Следовательно, займодатель имеет полное право запретить ему выходит в сафар. Если такой должник выйдет в сафар без разрешения займодателя, то он считается грешником со всеми вытекающими последствиями: ему не разрешается использовать послабления сафара – объединить и сокращать намазы, не держать пост и т.д.
2. он в состоянии вернуть долг, но время выплаты долга ещё не наступило или он не в состоянии выплатить долг, вне зависимости от наступления времени долга;
Такому человеку разрешается выйти в сафар, и займодатель не имеет права препятствовать ему.
Аль-Буджайрими в своей книге «Хашия аля Шарх Аль-Минхадж» об этом пишет следующее:
«Тот, кто имеет долг, обязан спросить разрешения того, кому он должен, вне зависимости он размера долга, каким бы маленьким он ни был. Следовательно, ему запрещается (харам) выходить в сафар, не получив согласия займодателя или не выплатив долг. Соответственно, займодатель имеет право запретить ему выходить в сафар, даже после того, как тот вступил в хадж, несмотря на то, что он может по этой причине пропустить хадж. Такое право займодатель имеет, если наступило время выплаты долга, и должник в состоянии выплатить его, но отказался вернуть долг по первому требованию и не уполномочил другого человека, который вместо него вернёт долг. Потому что такое поведение со стороны должника является нарушением.
В противном случае, то есть если время выплаты долга ещё не наступило, или должник не в состоянии выплатить долг, или он уполномочил другого человека, займодатель не имеет права препятствовать его сафару подобно тому, как он не имеет права воспрепятствовать его вступлению в хадж (ихраму)».
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Изах» также пишет об этом:
«Займодатель имеет право не пускать в сафар своего должника, за которым имеется непогашенный долг, если он в состоянии выплатить его. Также он имеет право удерживать его, пока тот не выплатит долг. А если должник не в состоянии вернуть долг, то займодатель не имеет права требовать от него срочного возврата долга, следовательно, в таком случае должник может выйти на сафар без его согласия. Также если срок для возврата долга не наступил, должник имеет право выйти в сафар без согласия займодателя, однако ему желательно перед выходом в сафар уполномочить человека, который выплатит его долг по наступлении срока выплаты. Аллах знает лучше!»
Поистине, долг является тяжким бременем для мусульманина, и от этого может пострадать его жизнь в этом мире и ахирате. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллах) сказал:
نَفْسُ الْمُؤْمِنِ مُعَلَّقَةٌ بِدَيْنِهِ حَتَّى يُقْضَى عَنْهُ
«Душа истинно верующего будет связана с долгом его [отягощена им] до тех пор, пока долг [покойного] не будет погашен» (Ибн Маджа, Тирмизи)
Поэтому каждому человеку следует выплатить долги при первой же возможности, чтобы не остаться должником и в ахирате. При этом, как мы видим из вышеприведённых текстов, долг сам по себе не является препятствием для совершения хаджа, если не наступил срок выплаты долга. Но, как бы то ни было, когда человек собирается выехать в хадж, ему следует назначить человека, который сможет выплатить за него долг в случае его смерти или других непредвиденных обстоятельств, ибо в пути может случиться всякое.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь
информацией с друзьями!
Смотрите также:
Достоинство паломничества-хаджа