Общеизвестно, что хадж является одним из столпов Ислама, которые Аллах возложил на мусульман. Однако многие из нас не осознают важность его своевременного совершения. К таковым, конечно, не относятся те люди, которые по состоянию здоровья или финансов не имеют возможности добраться до святых земель и совершить паломничество.
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его Посланник; совершении намаза; выплате закята; совершении хаджа и соблюдении поста в Рамазан» (Бухари).
Паломничество в Мекку, то есть совершение обрядов хаджа и умры один раз в жизни является обязанностью каждого совершеннолетнего мусульманина, имеющего на это возможность. Человек считается способным совершить хадж тогда, когда у него достаточное материальное состояние для поездки в хадж и обратно, а также есть средства на необходимые расходы во время пребывания в Мекке и в Медине, в том числе на расходы по содержанию тех, кого он по шариату обязан обеспечить на время своего отсутствия.
Плюс к этому у него должны быть средства, необходимые для оплаты паспорта, визы, еды (обычной) и проезда. Средства на хадж также должны остаться после оплаты необходимого жилья, долгов, также расходов на содержание своих иждивенцев (подопечных).
Человеку, который нашел все необходимое и имеет возможность совершить хадж, следует выехать в путь в этом же году, не откладывая выполнение возложенных на него Всевышним Аллахом обязательств на более поздний срок.
Но, согласно шафиитскому мазхабу, человек, который имеет возможность и способен совершить хадж в этом году, имеет право отложить его на следующие годы, намереваясь совершить его в будущем.
Однако если человек, имея возможность совершить хадж в прошлом году, не совершил его, а в текущем году уже лишился этой возможности, то обязанность с него не снимается, и он должен изыскать возможность для совершения хаджа.
Аль-Хатыб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет об этом следующее:
«Человеку, который стал обязанным совершить хадж и умру, желательно совершить их в этом же году, не откладывая, чтобы поскорее выполнить предписания религии и освободить себя от долга перед своим Господом. Всевышний Аллах в Коране сказал:
فَاسْتَبِقُواْ الْخَيْرَاتِ
(смысл): «Стремитесь же опередить друг друга в благих делах». (сура Аль-Бакара, 148)
Однако если человек, после того как имел возможность совершить хадж и умру, отложил их на более удобное время и успел совершить их до своей смерти, он не впадает в грех. Потому что Пророк ﷺ откладывал совершение хаджа до десятого года (по хиджре), не имея для этого никаких препятствий. С хаджом сравнивают и умру.
Откладывать совершение хаджа разрешается, если человек (откладывающий хадж) имеет твердое намерение совершить его в будущем, как это было ранее разъяснено в разделе намаза.
Если же человек, имеющий возможность совершить хадж или умру в этом году, опасается, что в будущем у него не будет такой возможности по состоянию здоровья, то ему запрещается откладывать их совершение. Потому что обязанности, которые имеют расширенное время для совершения, разрешается откладывать, если человек предполагает, по всей вероятности, остаться в полном здравии, пока он не выполнит эту обязанность. В книге «Аль-Маджму» приводится, что Аль-Мутавали сказал: "Таково же будет решение относительно человека, который опасается, что его имущество в будущем пропадет (то есть у него в будущем не будет финансовой возможности)"».
Как бы то ни было, тому, у кого есть постоянная работа, достаточно хороший доход и здоровье, желательно совершить хадж при первой возможности. Тот, кто совершит хадж, не станет от этого бедным, наоборот, хадж обогащает человека материально и улучшает здоровье, так как принятый хадж сбрасывает с человека бремя грехов, и все мольбы, с которыми он обращается к Всевышнему Аллаху на святой земле, будут приняты.
Несмотря на все это, многие не спешат выполнить этот долг перед Всевышним Аллахом, ссылаясь на то, что у них еще слишком маленькие дети, нужно накопить деньги на более просторное жилье, нужны средства на отдых в других странах, надо дождаться определённой финансовой стабильности. А некоторые настолько заняты повседневной работой, что мысль о хадже даже не приходит им в голову.
И вообще, оказывается, полно других «важных» дел, которые надо успеть сделать. Хадж подождет, ведь есть еще много времени, а паломничество можно совершить и в старости. Таким людям надо всегда помнить, что хадж является обязанностью, которая должна быть выполнена при первой же возможности, потому что мы не знаем, что случится с нами завтра. Помимо этого, получило широкое распространение мнение, что хадж является конечным актом веры и поклонения.
Даже если отодвинуть материальные причины в сторону, у некоторых существует ошибочное представление, что они еще не готовы совершить хадж, потому что не достигли духовных высот, чтобы претендовать на это.
Как видите, список безосновательных оправданий можно продолжить бесконечно. Поездка на отдых может подождать, жилье можно расширить и в следующем году, отпуск можно отложить. Сделать намерение на хадж нужно сейчас. Ведь можно на чем-нибудь сэкономить, а тот, кто работает, может подойти к своему начальнику и заранее договориться об отпуске. Тогда и Аллах поможет. И не придется беспокоиться ни о чем, потому что вы – гость Аллаха, и Он будет заботиться о вас. Представьте себе – гость Аллаха! Чего еще можно желать?
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Смотрите также:
Хадж – обязательный столп Ислама
Это важно знать, прежде чем отправиться в хадж!
Хадж – условия и основные составляющие