Ратибаты – это желательные (сунна) намазы, совершаемые до или после пяти обязательных намазов. Время их совершения соответствует времени соответствующего обязательного намаза.
Даже если человек опаздывает в мечеть на джамаат-намаз, ему желательно идти обычным шагом, сохраняя спокойствие, и зайти в мечеть так же спокойно и размерено. Ему следует помнить, что пока он идёт в мечеть с намерением совершить там намаз в джамаате, он подобен человеку, находящемуся в молитве.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِذَا أُقِيمَتِ الصَّلاَةُ ، فَلاَ تَأْتُوهَا تَسْعَوْنَ، وَأْتُوهَا تَمْشُونَ، عَلَيْكُمُ السَّكِينَةُ، فَمَا أَدْرَكْتُمْ فَصَلُّوا، وَمَا فَاتَكُمْ فَأَتِمُّوا
«После того, как будет объявлено о начале молитвы (прочитают икамат), не являйтесь на неё бегом, а приходите на неё обычным шагом, сохраняйте спокойствие и молитесь, начиная с того ракаата, который вы застанете, а то, что пропустите, восполняйте позже». (Аль-Бухари, 908; Муслим, 602)
В той версии, которую приводит только Муслим, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) добавил к этому следующее:
فَإِنَّ أَحَدَكُمْ إِذَا كَانَ يَعْمِدُ إِلَى الصَّلَاةِ فَهُوَ فِي صَلَاةٍ
«…ибо, поистине, когда один из вас стремится к молитве, он уже находится в молитве».
В некоторых случаях возможно исключение, например, для того, кто боится совсем упустить джамаат-намаз. Аналогичное же решение действительно, если есть опасение не успеть на джума-намаз. В таком случае можно поторопиться, чтобы успеть на намаз.
Если человек пришёл в мечеть после призыва к фарз-намазу, у него не будет времени, чтобы совершить своевременно ратибаты, которые совершаются до обязательных намазов. Следовательно, ему нужно сразу вступить в фарз- намаз, а эти ратибаты можно совершать и после намаза как своевременные, если время, отведённое на совершение этого намаза, ещё не прошло.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
إذَا أُقِيمَتْ الصَّلاَةُ فَلاَ صَلاَةَ إلا الْمَكْتُوبَةُ
«После объявления о начале молитвы (икамата) не следует совершать никакой молитвы, кроме обязательной». (Муслим, 710)
Совершённый таким образом ратибат считается совершённым в срок, только в намерении следует указать, что это ратибат, совершаемый перед намазом. Если же время, отведённое на совершение этого намаза, вышло, то этот ратибат считается возмещённым и в намерении желательно указать, что ратибат возмещается.
От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:
أنَّ النَّبيَّ صلى الله عليه وسلم كَانَ إذا لَمْ يُصَلِّ أربَعاً قَبلَ الظُّهْرِ، صَلاَّهُنَّ بَعْدَهَا
«Если Пророк ﷺ не совершал четырёх ракаатов до полуденной молитвы, он всегда совершал их после неё». (Тирмизи, 426)
Поэтому лучше сначала совершить коллективный намаз вместе с джамаатом, а после завершения молитвы выполнить упущенные ратибаты. Тем более, что совершённые таким образом ратибаты и после намаза считаются совершёнными своевременно.
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘ Шарх Аль-Мухаззаб» пишет об этом следующее:
«Время ратибатов, совершаемых перед фарз-намазом, наступает с наступлением времени, отведённого на совершение этого фарз-намаза, и это время длится до окончания времени фарз-намаза. Однако желательно совершить эти ратибаты (совершаемые перед фарз-намазом) до совершения фарз-намаза.
А время ратибатов, совершаемых после фарз-намаза, наступает с момента совершения этого фарз-намаза и длится также до тех пор, пока не закончится время фарз-намаза. Это мнение, на которое полагаются в нашем мазхабе в обоих вопросах, и это утверждают большинство учёных».
Если человек после призыва на коллективный намаз (оглашения икамата) отвлечётся на совершение ратибатов, он упустит джамаат-намаз. На это следует обратить особое внимание, даже если ожидается совершение ещё одного коллективного намаза в этой мечети.
Очень важно совершить коллективный намаз с первым джамаатом в мечети, даже если есть возможность совершить его со вторым джамаатом. Ведь первый коллектив получает больше награды, ибо этот намаз совершается в начале промежутка времени, отведённого на совершение намаза.
Что касается порядка совершения пропущенных ратибатов после завершения фарз-намаза, то их следует совершить после ратибатов, совершаемых после фарз-намаза.
От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا فَاتَتْهُ الْأَرْبَعُ قَبْلَ الظُّهْرِ، صَلَّاهَا بَعْدَ الرَّكْعَتَيْنِ بَعْدَ الظُّهْرِ
«Если Посланник Аллаха ﷺ пропускал четыре ракаата перед полуденной молитвой, он совершал их после двух ракаaтов ратибатов после полуденной молитвы». (Ибн Маджах, 1185)
Стоит также отметить, что ратибаты и другие суннат-намазы по возможности желательно совершить дома. Также желательно приходить в мечеть на тот или иной обязательный намаз до оглашения азана, не говоря уже об икамате.
Если человек соблюдает один из этих двух важных суннатов, вопрос автоматически снимается. Следовательно, у него не возникает проблемы выбора между совершением ратибатов или вступлением в джамаат-намаз.
Мухаммад Султанов