Дозволено ли лгать, чтобы скрыть совершённый грех?

25 Апрель 2022
4393

Общеизвестно, что шариат запрещает мусульманам лгать, и это не является качеством, присущим верующему. Мусульманам не дозволяется лгать ни при каких обстоятельствах, кроме некоторых исключительных случаев.

Ложь считается явным признаком лицемерия, она ведёт всякого человека ко злу. Нельзя лгать, даже если дело касается мелочей, на которые люди обычно не обращают внимания. Нельзя ради развлечения и шуток приукрашивать свой рассказ, добавляя к нему ложь.

От ‘Абдуллаха Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся:

لَا يَصلحُ ‌الكَذبُ ‌فِي ‌جِدٍ ‌وَلَا ‌هَزلٍ، وَلَا أَن يَعد أَحدُكُم ولَدَهُ شَيْئًا ثُم لَا يُنجِزُ لَهُ

«Ложь нельзя говорить ни в шутку, ни всерьёз. Также не годится пообещать что-либо своему ребёнку, а затем не выполнить обещания». (Бухари, «Аль-Адаб аль-Муфрад», 387)

То есть никакая ложь не приемлема – ни та, что говорится всерьёз, ни та, которую выдают за шутку.

Также от ‘Абдуллаха Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

وَإِنَّ الْكَذِبَ يَهْدِي إِلَى الْفُجُورِ، وَإِنَّ الْفُجُورَ يَهْدِي إِلَى النَّارِ، وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَكْذِبُ حَتَّى يُكْتَبَ عِنْدَ اللهِ كَذَّابً

«Поистине, поистине, ложь ведёт к греховному, а греховное ведёт к огню, и, поистине, человек будет постоянно лгать, пока не запишут его пред Аллахом как отъявленного лжеца». (Бухари, 6094; Муслим, 2607)

Верующий не может быть лжецом, ему не присуще такое скверное качество, поскольку ложь отдаляет мусульманина от его религии и ведёт к несчастью в обоих мирах.

От Сафвана ибн Суляйма (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) спросили:

قِيلَ لِرَسُولِ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَيَكُونُ الْمُؤْمِنُ جَبَانًا؟ قَالَ: نَعَمْ  قِيلَ: أَيَكُونُ الْمُؤْمِنُ بَخِيلًا؟ قَالَ: نَعَمْ  فَقِيلَ لَهُ: ‌أَيَكُونُ ‌الْمُؤْمِنُ ‌كَذَّابًا؟ قَالَ: لَا

«Может ли мусульманин быть трусливым?» Он ответил, что может. Далее спросили: «Может ли мусульманин быть скупым?» – «Да, может», – отвечал Пророк (мир ему и благословение Всевышнего). И, наконец, его спросили: «Может ли мусульманин быть лжецом?» Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: «Нет, никогда». (Байхаки, «Шу‘аб аль-Иман», 4472)

Имам Ан-Навави в своей книге «Рияз ас-Салихин» пишет об этом следующее:

«Поистине, речь человека является средством достижения различных целей. Если говорить о любой похвальной (одобряемой шариатом) цели, которую можно осуществить, не прибегая ко лжи, то лгать ради её достижения запретно. Если же достичь этой цели можно только с помощью лжи, то прибегать к ней разрешается.

Далее, если достижение такой цели является дозволенным, то дозволенной будет и ложь, а если достижение её является обязательным, то обязательной будет и ложь.

Так, если мусульманин скрывается от притеснителя, который хочет его убить или присвоить его имущество, или если он прячет своё имущество, а какого-нибудь человека спрашивают о нём, этот человек должен солгать относительно местонахождения имущества. Точно так же, если у человека есть что-нибудь, отданное ему на хранение, а притеснитель хочет забрать это, то этот человек также обязан солгать относительно сокрытия этого».

Что касается грехов, то верующий должен скрывать все свои грехи, о них никому нельзя рассказывать. Рассказывая о своих грехах, человек посвящает множество людей в свои дурные дела, и эти люди в Судный день станут свидетелями против него. 

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил:

‌كُلُّ ‌أُمَّتِي ‌مُعَافًى ‌إِلَّا ‌المُجَاهِرِينَ، وَإِنَّ مِنَ المُجَاهَرَةِ أَنْ يَعْمَلَ الرَّجُلُ بِاللَّيْلِ عَمَلًا، ثُمَّ يُصْبِحَ وَقَدْ سَتَرَهُ اللَّهُ عَلَيْهِ، فَيَقُولَ: يَا فُلَانُ، عَمِلْتُ البَارِحَةَ كَذَا وَكَذَا، وَقَدْ بَاتَ يَسْتُرُهُ رَبُّهُ، وَيُصْبِحُ يَكْشِفُ سِتْرَ اللَّهِ عَنْهُ

«Все члены моей общины будут прощены, кроме тех, кто заявляет во всеуслышание о своих грехах. К таким людям относится тот, кто согрешил ночью, и чей грех Всевышний Аллах скрыл, а утром он сам говорит: “О такой-то! Я совершил вот такой грех”. И получается, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха». (Бухари, 6069; Муслим, 2990; Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 9225)

Если у верующего возникла необходимость рассказать о том или ином дурном случае из своей жизни, чтобы другие люди извлекли из этого урок, следует рассказывать без упоминания конкретных имён, как будто это произошло с каким-то посторонним человеком.

Но как быть, если кто-то прямо спрашивает верующего о содеянном им грехе? Он должен, солгав, скрыть свои грехи или же рассказывать обо всём, что натворил?

Даже в этом случае верующему не дозволяется лгать, но и открыто рассказывать о своём грехе нельзя, тем более нельзя хвалиться им. В таком случае ему следует отвечать уклончиво общими словами и фразами, которые можно толковать двояко.

От ‘Имрана ибн Хусайна (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

 إِنَّ فِي الْمَعَارِيضِ ‌لَمَنْدُوحَةً ‌عَنِ ‌الْكَذِبِ

«Уклончивые речи (намёки) избавляют от лжи». (Байхаки, «Сунан аль-Кубра», 20843)

Если же не получается отвечать таким образом, надо попробовать уйти от ответа разными способами, не говоря лжи. Например, согрешивший может ответить следующим образом: «Неужели ты веришь, что я мог совершить подобное?», намекая на то, что он не совершал это грех. Или можно ответить: «Такое совершают только невежды», подразумевая, что во время совершения этого греха он был невеждой, а потом осознал, раскаялся и вознёс искреннее покаяние. Также можно ответить на такой вопрос прямо и сказать, что он не совершал этот грех, подразумевая при этом, что он не совершал этого сегодня.

Способов отвечать на такие вопросы уклончиво и уходя от прямого ответа очень много, и верующий может использовать их для благой цели. Поистине, отвечать таким образом намного лучше, чем лгать или рассказывать о своих грехах.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.