Почему Всевышний не сделал всех людей мусульманами?

11 Март 2023
3691

Всевышний Аллах сотворил всех людей предрасположенными к истинной вере. Он взял со всех людей слово, что они не будут поклоняться никому иному кроме Него, до того, как они родились. Всевышний Создатель также указал людям пути, ведущие к добру, и пути, которые ведут ко злу, а выбор оставил за ними.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَهَدَيْنَاهُ النَّجْدَيْنِ

(смысл): «И мы указали им пути к добру и злу, на правильное направление и заблуждение, чтобы они следовали по пути, который ведёт к счастью, и сторонились путей, ведущих к бедам». («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Баляд, 90:10)

Всевышний Создатель дал человеку право выбора и одарил его разумом и способностью отличить добро от зла. И каждый человек по воле Всевышнего выбирает из указанных в этом аяте двух путей тот, который пожелает.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَقُلِ الْحَقُّ مِن رَّبِّكُمْ فَمَن شَاءَ فَلْيُؤْمِن وَمَن شَاءَ فَلْيَكْفُرْ

(смысл): «И скажи, о Мухаммад, этим беспечным: "Истина пришла от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть станет неверным (хотите – веруйте, хотите – не веруйте)». («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Кахф, 18:29)

На первый взгляд, в этом аяте содержится только повеление людям поступать согласно своим пожеланиям, но в действительности этот аят является предупреждением и угрозой тем, кто выбрал путь зла.

Чтобы разъяснить людям разницу между добром и злом, Всевышний Аллах по своей милости отправил к ним посланников, которые возвращали заблудших на путь истины, радовали благими вестями тех, кто повиновался Господу, и предупреждали о наказании тех, кто Его ослушался.

Всевышний Создатель поддержал своих посланников явными доводами и чудесами, которые указывают на их правдивость в том, что они сообщают от Господа. Таким образом, к каждой общине был отправлен человек, который предупреждал их обо всём этом.

Но к некоторым людям приходили шайтаны из числа людей и джиннов, которые сбивали их с правильного пути и истинной религии. Эти шайтаны склоняли людей к заблуждению, и многие из людей, следуя им, отказывались повиноваться посланникам Аллаха.

От ‘Ияза ибн Химара аль-Муджаши’и (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды во время своей проповеди Посланник Аллаха ** сказал:

أَلَا إِنَّ رَبِّي أَمَرَنِي أَنْ أُعَلِّمَكُمْ مَا جَهِلْتُمْ مِمَّا عَلَّمَنِي يَوْمِي هَذَا، كُلُّ مَالٍ نَحَلْتُهُ عَبْدًا حَلَالٌ، وَإِنِّي خَلَقْتُ عِبَادِي حُنَفَاءَ كُلَّهُمْ، وَإِنَّهُمْ أَتَتْهُمُ الشَّيَاطِينُ فَاجْتَالَتْهُمْ عَنْ دِينِهِمْ، وَحَرَّمَتْ عَلَيْهِمْ مَا أَحْلَلْتُ لَهُمْ، وَأَمَرَتْهُمْ أَنْ يُشْرِكُوا بِي مَا لَمْ أُنَزِّلْ بِهِ سُلْطَانًا

«Поистине, Господь мой велел мне научить вас тому, чего вы не знали и чему Он научил меня сегодня. (Он сказал): “Любое имущество, которое Я даровал рабу, является дозволенным для него. Поистине, Я создал всех Моих рабов ханифами (склонившимися от всех ложных религий и сект к истинной религии), но к ним стали являться шайтаны, которые отвратили их от религии, объявили запретным то, что Я разрешил им, и велели им поклоняться наряду со Мной тому, относительно чего Я не приводил никаких доводов”». (Муслим, 2865)

Как мы выше упомянули, Всевышний Аллах взял с каждого человека завет и заставил их засвидетельствовать, что Он является их Господом. Об этом Всевышний Аллах сообщает в следующем аяте:

وَإِذْ أَخَذَ رَبُّكَ مِن بَنِي آدَمَ مِن ظُهُورِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ وَأَشْهَدَهُمْ عَلَى أَنفُسِهِمْ أَلَسْتُ بِرَبِّكُمْ قَالُوا بَلَى شَهِدْنَا أَن تَقُولُوا يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّا كُنَّا عَنْ هَذَا غَافِلِينَ

(смысл): «И вот Господь твой выводил потомство из потомков Адама, из спин их (О Мухаммад, упоминай о том, что твой Господь извлёк всех сыновей Адама из спин их родителей, заставил их сознаться в единобожии и сделал их свидетелями друг для друга). И заставил их засвидетельствовать против самих себя: "Не Я ли ваш Господь?" Они сказали: "Да, мы свидетельствуем, что Ты – наш Господь" (то есть они признали это и взяли на себя обязательство исполнить этот завет). Это для того, чтобы вы не сказали в День воскрешения: "Поистине, мы были беспечны в этом (в этом обязательстве и признании господства Аллаха)"». («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-А‘раф, 7:172)

Ибн Касир в своей книге «Тафсир Аль-Куръан аль-‘Азим», комментируя этот аят, пишет следующее:

«Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Всевышний Аллах вывел из спины Адама (мир ему) всех его потомков, которых Аллах сотворит до Судного дня, и Он взял с них завет, что они будут поклоняться Ему, не придавая Ему никого в сотоварищи. А Всевышний Создатель взял на Себя их пропитание и удел. После этого он вернул их в спину Адама"».

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

كُلُّ مَوْلُودٍ يُولَدُ عَلَى الفِطْرَةِ، فَأَبَوَاهُ يُهَوِّدَانِهِ، أَوْ يُنَصِّرَانِهِ، أَوْ يُمَجِّسَانِهِ

«Каждый ребёнок рождается мусульманином (с врождённым Исламом [фитрой]), а уже потом родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника». (Имам Ахмад,7712; Бухари,1375; Муслим, 2658; Абу Давуд, 4714)

В том, что Всевышний Аллах так сотворил людей и предопределил их судьбу, кроется великая мудрость. Об этом Он сказал в Священном Коране:

وَلَوْ شَاءَ اللَّهُ لَجَعَلَكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَلَكِن يُضِلُّ مَن يَشَاءُ وَيَهْدِي مَن يَشَاءُ وَلَتُسْأَلُنَّ عَمَّا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ

(смысл): «А если бы пожелал Аллах, то Он непременно сделал бы вас одной общиной (сделал бы всех людей под одну заготовку, чтобы они имели одну веру, не противоречили друг другу и не разделялись). Однако Он по Своей мудрости оставил им выбор, поэтому Он вводит в заблуждение, кого пожелает (того, кто выбрал неверие, он унижает по справедливости), и ведёт Он к истинному пути, кого пожелает (того, кто выбрал Веру, содействуя им по Своей милости). И вы все непременно в День воскрешения будете спрошены о том, что творили, и получите соответствующее воздаяние даже за пустяки». («Сафват ат-Тафасир», сура Ан-Нахль, 16:93)

В том, что Аллах создал Иблиса, сделал одних людей верующими, других – неверующими и нечестивцами, кроется великая мудрость. Таким образом Создатель испытывает всех этих людей и показывает преданность (искреннее рабство) Своих вали и любимцев.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَلَوْ شَاءَ اللَّهُ لَجَعَلَهُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَلَكِن يُدْخِلُ مَن يَشَاءُ فِي رَحْمَتِهِ

(смысл): «А если бы Аллах пожелал, то непременно сделал бы их одной общиной (Он сделал бы всех людей идущими правильным путём и все люди были бы одной веры и в одной общине, то есть мусульманами), но Он дарует Свою милость только тому, кому пожелает (То есть Аллах мудр и не делает того, в чём нет блага. Того, кто выбрал правильный путь, Он направляет на путь истины и вводит в Рай, а того, кто выбрал заблуждение, Он вводит в заблуждение, а потом из-за этого заблуждения вводит в Ад)». («Сафват ат-Тафасир», сура Аш-Шура, 42:8)

Из всего вышеприведённого вытекает, что Всевышний Аллах таким образом испытывает людей. В качестве самого эффективного оружия Он даровал людям разум и в качестве наилучшего указателя пути – Коран, а самым лучшим проводником по этому пути Он сделал последнего своего Пророка ﷺ.

Всевышний Аллах сообщил людям свои повеления и запреты и наделил их разумом, волей и выбором, чтобы они могли действовать в рамках Его закона. Тот, кто следует прямым путём, поступает во благо себе, а кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.