
Совершение намаза в положении стоя является одной из составных частей (рукнов) намаза. Человек, не имеющий проблем со здоровьем и других препятствий, должен исполнять этот рукн при совершении обязательных намазов.
Однако в некоторых исключительных случаях разрешается отказаться от этого рукна и совершать намаз сидя и даже лёжа. К таким случаям можно отнести и совершение суннат-намазов.
Следовательно, любые суннат-намазы можно совершать сидя или лёжа, даже если человек без труда может совершить их стоя. Но здесь стоить отметить, что у того, кто совершил желательный намаз сидя или лёжа, награда уменьшается, если у него имелась возможность помолиться стоя (или сидя).
От ‘Имрана ибн Х'усайна передаётся, что он спросил Пророка ﷺ о намазе в положении сидя, и он ответил:
مَنْ صَلَّى قَائِمًا فَهُوَ أَفْضَلُ، وَمَنْ صَلَّى قَاعِدًا فَلَهُ نِصْفُ أَجْرِ الْقَائِمِ، وَمَنْ صَلَّى نَائِمًا فَلَهُ نِصْفُ أَجْرِ الْقَاعِدِ
«Лучше всего совершать намаз стоя, а тот, кто совершил его сидя, получает вознаграждение, равное только половине вознаграждения за намаз, совершённый стоя, тот же, кто совершил его лёжа, получает вознаграждение, равное лишь половине вознаграждения за намаз, совершённый сидя». (Бухари, 1116)
Имам Ан-Навави в своей книге «Равзат ат-Талибин» пишет следующее:
«Разрешается совершить желательный намаз (суннат-намаз) сидя, даже если у молящегося есть возможность совершить его стоя. Однако молящийся получает награду, равную только половине награды за намаз в положении стоя. Если же человек совершит желательный намаз лёжа, имея возможность совершить его сидя или стоя, его намаз тоже будет действительным».
Когда человек совершает намаз лёжа, лучше делать это на правом боку, но можно и на левом; и тот, кто совершает желательный намаз лёжа, должен садиться для совершения поясного и земного поклонов.
Известный учёный шафиитского мазхаба Абу Бакр ад-Димьяти в своей книге «Ианат ат-талибин» пишет следующее:
«Тому, кто совершает желательный намаз, можно молиться сидя и лёжа, даже если он может совершить его стоя или сидя. А тому, кто совершает намаз лёжа, необходимо садиться для полноценного совершения руку‘а и суджуда».
Как выше отметили, тот, кто совершает намаз сидя или лёжа, теряет награду, но если он помолится в положении сидя из-за болезни или по другой уважительной причине, то, как и в случае с обязательным намазом, награда не уменьшается, то есть человек получает такое же вознаграждение, как за намаз, совершённый стоя.
Известный учёный шафиитского мазхаба Абу Бакр ад-Димьяти в своей книге «Ианат ат-талибин» пишет следующее:
«Награда за намаз у того, кто совершает его сидя или лёжа, уменьшается только в том случае, когда у него есть возможность помолиться стоя (сидя). В противном случае его награда не уменьшается ни на йоту.
Это положение не распространяется на действия Пророка ﷺ, ибо одна из его особенностей заключается в том, что награда за желательные намазы, совершённые не стоя (сидя или лёжа), была для него такой же, как и за намазы, совершённые стоя. Потому что Пророк ﷺ заслуживает доверия и нет оснований подозревать его в лени».
От Абу Яхьи передаётся, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) сказал:
فَأَتَيْتُهُ فَوَجَدْتُهُ يُصَلِّي جَالِسًا فَوَضَعْتُ يَدَيَّ عَلَى رَأْسِهِ فَقَالَ: مَا لَكَ يَا عَبْدَ اللهِ بْنَ عَمْرٍو؟ قُلْتُ: حُدِّثْتُ يَا رَسُولَ اللهِ أَنَّكَ قُلْتَ: صَلَاةُ الرَّجُلِ قَاعِدًا عَلَى نِصْفِ الصَّلَاةِ، وَأَنْتَ تُصَلِّي قَاعِدًا؟ قَالَ: أَجَلْ، وَلَكِنِّي لَسْتُ كَأَحَدٍ مِنْكُمْ
«Однажды я пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ и увидел его совершающим [дополнительный] намаз сидя. Я положил руки ему на голову, а [Посланник Аллаха ﷺ] спросил: “Что с тобой, о ‘Абдуллах ибн ‘Амр?” Я ответил: “О Посланник Аллаха! Мне стало известно о том, что ты сказал: "Намаз того, кто молится сидя, — половина намаза". А ты сам молишься сидя”. Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Да, всё так… Однако я не подобен вам”». (Муслим, 735; Абу Давуд, 950)
Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим бин Аль-Хаджадж», пишет следующее:
«Что касается слов Пророка ﷺ: "Однако я не подобен вам", — то, по мнению крупных учёных нашего мазхаба (асхаб), это одна из особенностей Пророка ﷺ. Желательные намазы, которые он совершает сидя, несмотря, что он способен молиться стоя, равны по награде намазам, совершённым стоя. Это знак почтения к нему, выделяющий его, подобно многим другим его общеизвестным особенностям».
Если совершающий суннат-намаз начал молиться стоя, он может продолжить и завершить его сидя. Точно так же разрешается продолжить фарз-намаз сидя, если молящийся не может завершить его стоя.
Также путник, совершающий суннат-намазы, может помолиться, сидя в транспорте, на котором он едет. Это облегчение дано путнику Всевышним, потому что люди вынуждены часто выходить в путь.
От Са‘ида ибн Ясара передаётся, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал:
فَإِنَّ رَسُولَ اللهِ صلى الله عليه وسلم كَانَ يُوتِرُ عَلَى الْبَعِيرِ
«Поистине, [находясь в пути], Посланник Аллаха ﷺ совершал витр-намаз, сидя верхом на верблюде». (Бухари, 999; Муслим, 700)
Авторитетный учёный шафиитского мазхаба имам Аль-Хатиб аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет следующее:
«Человек, который находится в пути, может совершить желательные намазы, сидя верхом (в транспорте), ибо в хадисе, который передаётся от Джабира (да будет доволен им Аллах), сообщается:
كَانَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم يُصَلِّي عَلَى رَاحِلَتِهِ حَيْثُ تَوَجَّهَتْ، فَإِذَا أَرَادَ الْفَرِيضَةَ، نَزَلَ فَاسْتَقْبَلَ الْقِبْلَةَ
“Обычно Посланник Аллаха ﷺ совершал желательные намазы, [сидя верхом] на своей верблюдице, куда бы она ни поворачивалась, но если он хотел совершить обязательную молитву, то спешивался и поворачивался лицом к кибле”. (Бухари, 400; Муслим 540)».
Также он (путник) может совершать желательные намазы на ходу, согласно суждению по аналогии. Это даже предпочтительнее, чем намаз, которые совершается верхом. Смысл дарованного путнику облегчения при совершении суннат-намаза заключается в том, что люди вынуждены часто путешествовать.
Если поставить путникам условие поворачиваться в сторону киблы при суннат-намазе, это привело бы к тому, что путники стали бы отказываться от своих привычных суннат-намазов или от жизненных благ».
Мухаммад Султанов