Человек-путник. Необычайные приключения Ибн Баттуты

25 Июнь 2021
3465

Мало кто из нас не слышал о странствиях итальянского путешественника Марко Поло или испанского мореплавателя Христофора Колумба, открывшего Старому Свету Новый.

Открытие Америки в конце XV века имело такое же грандиозное и почти революционное значение, как открытие Солнечной системы или изобретение лампочки Томасом Эдисоном.

Но ни один рассказ о великих путешествиях мира не будет полным без упоминания мусульманского путешественника Ибн Баттуты, который половину своей жизни провёл в пути.

120 700 пройдённых километров, посещение более чем 40 стран мира, получение почётного звания от Кембриджского университета Prince of moslem travellers (Предводитель мусульманских путешественников). Всё это и многое другое – про Мусафира № 1 Ибн Баттуту.

Давайте же заглянем в его яркую и полную приключений жизнь.

 

Ислам и путешествие

Прежде всего нужно обратиться к мусульманскому богословию и понять отношение Ислама к путешествию и путешественникам. Согласно исламским нормам, путешествие без какого-либо прока для себя и окружающих и без заведомо обозначенной цели является запретным деянием.

Такой человек, отправляясь в путь, не зная, куда и зачем, напрасно прожигает свою драгоценную жизнь. В Исламе путешествие должно нести смысловую нагрузку, быть чем-то обоснованным, иметь не абстрактную, а вполне конкретную цель. Путешествовать в Исламе – это размышлять, исследовать, изучать. Именно такой смысл заложен в следующих аятах Корана:

هُوَ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الْأَرْضَ ذَلُولًا فَامْشُوا فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُوا مِنْ رِزْقِهِ

(смысл): «Он [Всевышний Аллах] – Тот, Который сделал для вас землю покорной (лёгкой для пути), ходите же, о люди, по её краям (по всему свету) и питайтесь (пользуйтесь) от Его удела, который Всевышний даёт вам из видов заработка и пропитания». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Мульк: 15)

أَوَلَمْ يَسِيرُوا فِي الْأَرْضِ فَيَنْظُرُوا كَيْفَ كَانَ عَاقِبَةُ الَّذِينَ مِنْ قَبْلِهِمْ

(смысл): «Разве они не странствовали по земле, и разве они не видели, каков был конец (гибель) тех народов, которые были до них (как они были уничтожены за опровержение посланников, отправленных к ним. Пусть извлекут урок из этого!)» (Сафват ат-тафасир», сура Ар-Рум: 9)

Тема сафара поднимается и в одном из стихотворений имама Аш-Шафии:

«Совершай сафар (путешествуй), ведь это компенсирует тех, кого ты покидаешь.

Будь деятельным и подвижным, ведь в этом удовольствие жизни.

Я видел, как вода приходит в негодность от (долгого) стояния.

Если она (вода) движется, то бывает приятной, а если нет, то нет».

Мы уже не говорим о странствиях в поисках знаний. Благодаря этим странствующим учёным, богословам, хадисоведам мы имеем возможность познавать религию, что называется, из первых уст.

В этих странствиях имам Бухари собрал 600 тысяч хадисов Пророка , из которых и был составлен его шедевральный сборник «Сахих Аль-Бухари». В досоветском Дагестане странствие в поисках знаний считалось неотъемлемой частью высшего исламского образования.

Но вернёмся к Ибн Баттуте, который на всём протяжении своего 29-летнего пути обучался сам и обучал других. Это была жажда знаний и познания мира и народов, его населявших.

Но как всё начиналось? Как человек-путник впервые покинул отчий дом? Каким был его уникальный маршрут?

 

По следу Ибн Баттуты

Ибн Баттуте было всего лишь 22 года, когда он впервые покинул свой родной город Танжер, который располагается на берегу Гибралтарского пролива. Тогда ещё Ибн Баттута не знал, что его странствие растянется почти на 30 лет и войдёт в анналы мировой истории.

Ибн Баттута спустя много лет в своих мемуарах напишет: «Я отправился в одиночестве, без товарища, чья дружба развлекала бы меня в пути, без каравана, к которому я мог бы присоединиться; меня побуждала решимость, сильное стремление души и страстное желание увидеть благородные святыни. Я твёрдо решил расстаться с друзьями – мужчинами и женщинами, покинуть родину, как птицы покидают свои гнезда».

Под благородными святынями Ибн Баттута имел в виду Мекку и Медину. Он намеревался совершить хадж и задержаться на мусульманском Востоке в целях приобретения знаний.

Путь его пролегал по побережью Северной Африки – Тунис, Ливия, Египет. В Тунисе же он, наконец, прерывает своё одиночество и присоединяется к торговому каравану. Уже в пути Ибн Баттуте пришлось свернуть с первоначального маршрута и временно отложить поездку в Мекку.

Всему виной военный конфликт между египтянами и бедуинами. Так караван оказывается в Сирии, где Ибн Баттуту поражает не только красота Дамаска – он находит очередную спутницу жизни, третью по счету. Своеобразный гарем Ибн Баттуты формировался прямо в пути.

После посещения Ближнего Востока караван всё же добирается до Святой земли Хиджаза, где Ибн Баттута совершает паломничество. Казалось бы, цель достигнута, но Ибн Баттута на этом не останавливается. Он видит сон, в котором птица уносит его на Восток и оставляет его там. Ибн Баттута считает это предзнаменованием к продолжению своего странствия и отправляется в Ирак, Иран, а затем возвращается в Мекку. Оттуда – в Йемен и вдоль берегов Восточной Африки.

Но и это ещё не предел. Ибн Баттута, покинув Африканский континент, отправляется в Малую Азию, к берегам Чёрного моря. Так он оказывается на территории современной России, а именно в Крыму, Астрахани и, судя по всему, в Ставропольском крае, где тогда находилась ставка Узбек-хана, правителя Золотой Орды. Затем Ибн Баттута отправляется в столицу Византийской империи Константинополь, а оттуда – в Среднюю Азию, Индию и даже Китай.

И это далеко не полный список странствий Ибн Баттуты. В одном небольшом материале сложно охватить весь его уникальный маршрут, а уж тем более – увидеть его глазами самого путешественника.

По возвращении на Родину Ибн Баттута совместно с историком Ибн Джузаем выпускает почти 800-страничный трактат «Тухфат ан-нуззар фи гараиб аль-амсар ва ʻаджаиб аль-асфар (Подарок созерцающим – о диковинках городов и чудесах странствий)». Это своего рода мини-энциклопедия, редчайший в те годы труд по Средневековому Востоку.

Объехав и проплыв половину земного шара, Ибн Баттута внезапно исчезает с исторической авансцены. О последних годах его жизни мало что известно.

Есть сведения, что у себя на Родине он занимал должность шариатского судьи. Это говорит о том, что он обладал обширными познаниями в шариатских науках и добился одной из главных целей своих многолетних странствий – приобретение знаний.

Но точно можно сказать только одно – после всех этих странствий человек-путник никуда больше не выезжал.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Мурад Гайдарбеков

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.