Стыдливость – это черта характера и чувство, выражающееся в стремлении избегать того, за что может быть неловко. Чаще всего под стыдливостью подразумевается скромность в отношении собственного тела, стремление к сокрытию наготы и т.п.
С точки зрения Ислама стыдливость является нравственным качеством, которое побуждает человека к отказу от всего безобразного, сварного, дурного и не позволяет ему ущемлять права тех, кто имеет право на что-либо. Это укрепившаяся в душе человека привычка, которая побуждает его исполнять свои обязанности перед окружающими и избежать разногласий с ними.
Абу-ль-Касим Аль-Джунайд (да будет доволен им Аллах), сказал: «Стыд – это способность видеть благодеяния Аллаха и собственные упущения, между которыми и зарождается то, что именуется стыдом».
Если стыдливость является хорошим нравственным качеством, то оно непременно было присуще Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), который и является обладателем всех превосходных нравственных качеств.
От Абу Са’ида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся:
كان رسول الله - صلى الله عليه وسلم - أشد حياء من العذراء في خدرها، فإذا رأى شيئا يكرهه عرفناه في وجهه
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отличался большей стыдливостью, чем девушка, сидящая за занавеской, и если он видел что-нибудь такое, что было ему не по нраву, мы замечали это по выражению его лица». (Бухари, Муслим)
Несомненно, Пророк (мир ему и благословление Аллаха), будучи обладателем высоких нравственных качеств, прививал своим последователям эти качества. В хадисе, который передают от Имрана бин Хусайна (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
الحياء لا يأتي إلا بخير
«Стыдливость не приводит ни к чему, кроме блага». (Бухари, Муслим)
В той версии этого хадиса, которую приводит только Муслим, сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
الحياء خير كله أو قال: الحياء كله خير
«В стыдливости нет ничего, кроме блага». (Муслим)
Стыдливость всегда будет удерживать человека от совершения плохих поступков и побуждать его только к благому.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также обратил внимание на важную взаимосвязь между стыдом и иманом и охарактеризовал стыдливость как одну из составляющих имана.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
الإيمان بضع وسبعون أو بضع وستون شعبة: فأفضلها قول: لا إله إلا الله، وأدناها إماطة الأذى عن الطريق، والحياء شعبة من الإيمان
«Иман включает в себя более семидесяти или шестидесяти составляющих, наилучшей из которых является утверждение "Ля иляха илля-Ллах" – "Нет бога, кроме Аллаха", а наименьшей — устранение с пути того, что может повредить людям; и стыдливость является одной из составляющих имана. (Бухари, Муслим)
Под составляющими имана в хадисе подразумеваются определённые качества или поступки, совершение которых свидетельствует о том, что человек обладает иманом. Конечно же, в этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не утверждает, что отсутствие в человеке стыдливости, которая является одной из составляющих имана, делает его неверующим.
Комментируя подобные хадисы, учёные-богословы утверждают, что в них говорится лишь о незрелости веры подобных людей.
Следовательно, человек, который крепко верит в Аллаха и не потерял чувства стыда, будет стремиться к добру, будет держаться подальше от всего дурного и харама, и его иман будет совершённым. А тот, у кого слабый иман и нет стыда, сможет с лёгкостью совершать злодеяния.
Эти бесстыдники не стесняются ни Аллаха, ни людей. Про таких Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе, переданном от Абу Мас’уда ‘Укъбы бин ‘Амра аль-Ансари аль-Бадри (да будет доволен им Аллах), сказал:
إن مما أدرك الناس من كلام النبوة، إذا لم تستحي فاصنع ما شئت
«Поистине, одним из высказываний, которое дошло до людей из слов первого пророчества, гласит: "Если ты не чувствуешь стыда, то делай что хочешь"». (Бухари)
Посланник Аллаха указал в этом хадисе направление деятельности человека. Если человек при совершении какого-либо дела или действия не будет стыдиться Аллаха или людей, то пусть он принимает решение исполнить его. Таким образом, прежде чем совершить какой-либо поступок, человек должен сначала проверить его на соответствие своим убеждениям и ценностям религии.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Нурмухаммад Изудинов
Смотрите также:
Скромность – украшение человека
Скромность - безграничное величие человека