Того, кто боится Всевышнего Аллаха, выполняет предписания религии и проявляет смирение, Аллах возвысит в День Суда. Чтобы получить такую награду, человек также должен отказаться от многих вещей, которых желает его нафс (эго).
Согласно принципу исламской религии, отказ от запретных и нежелательных деяний даже предпочтительнее совершения благих деяний. В многочисленных изречениях Посланника Аллаха приводятся запреты на те или иные скверные действия и рассказывается, какие страшные муки ждут в могиле и на том свете человека, совершившего такие поступки.
Однако, если человек ради довольства Всевышнего Аллаха отказывается от какого-либо нехорошего поступка, ему запишется такая же награда, как за совершение благого деяния. Ведь любое полезное дело становится поклонением – благодаря доброму намерению и стремлению снискать довольство Аллаха.
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), передававший слова своего Всевышнего Господа, сказал:
إِنَّ اللَّهَ كَتَبَ الْحَسَنَاتِ وَالسَّيِّئَاتِ ، ثُمَّ بَيَّنَ ذَلِكَ: فَمَنْ هَمَّ بِحَسَنَةٍ فَلَمْ يَعْمَلْهَا كَتَبَهَا اللَّهُ لَهُ عِنْدَهُ حَسَنَةً كَامِلَةً ، فَإِنْ هُوَ هَمَّ بِهَا فَعَمِلَهَا كَتَبَهَا اللَّهُ لَهُ عِنْدَهُ عَشْرَ حَسَنَاتٍ إِلَى سَبْعِمِائَةِ ضِعْفٍ إِلَى أَضْعَافٍ كَثِيرَةٍ ، وَمَنْ هَمَّ بِسَيِّئَةٍ فَلَمْ يَعْمَلْهَا كَتَبَهَا اللَّهُ لَهُ عِنْدَهُ حَسَنَةً كَامِلَةً ، فَإِنْ هُوَ هَمَّ بِهَا فَعَمِلَهَا كَتَبَهَا اللَّهُ لَهُ سَيِّئَةً وَاحِدَةً
«Воистину, Аллах определил хорошие и плохие деяния, затем разъяснил их: "Кто решит совершить благое деяние, но не совершит его, тому Аллах запишет награду за одно полное благое деяние; кто решит совершить благое деяние и совершит его, тому Аллах запишет от десяти до семисот добрых дел и может ещё увеличить их многократно; кто решит совершить плохое деяние, но не совершит его, тому Аллах запишет награду как за одно полное доброе деяние; а тому, кто решит совершить плохое деяние и совершит его, Аллах запишет одно плохое деяние». (Бухари 6491, Муслим 131)
Как видите, если человек оставит любое плохое деяние, которое он был намерен совершить, то это запишется ему как одно полноценное благое деяние. Стоит отметить, что за отказ от некоторых скверных деяний мусульманину обещано место в Раю.
1. Спор
От Абу Умамы Аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أنَا زَعِيمٌ ببَيتٍ في ربَض الجَنَّةِ لِمَنْ تَرَكَ المِرَاءَ ، وَإنْ كَانَ مُحِقّاً ، وَبِبَيْتٍ في وَسَطِ الجَنَّةِ لِمَنْ تَرَكَ الكَذِبَ وَإنْ كَانَ مَازِحاً ، وَبِبَيْتٍ في أعلَى الجَنَّةِ لِمَنْ حَسُنَ خُلُقُه
«Я ручаюсь (обещаю) за дом в окрестностях Рая для того, кто станет отказываться от споров, даже если и будет прав, и я ручаюсь за дом посреди Рая для того, кто не станет лгать даже в шутку, и я ручаюсь за дом в верхних пределах Рая для того, кто имеет благой нрав». (Абу Дауд 4800)
Порой человек влезает в неуправляемый спор, в котором им движет только желание показать противнику и окружающим уровень своих «знаний», осведомлённость в подробностях того или иного события и т.п. Влезая ещё глубже в этот спор, он далее стремится показать недостатки собеседника. Такое поведение является губительным для человека и всего общества.
Также от Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَا ضَلَّ قَومٌ بَعْدَ هُدًى كَانُوا عَلَيهِ إِلَّا أُوتُوا الجَدَلَ
«Народ, вставший на истинный путь, может сбиться с него только из-за споров». (Тирмизи 3253, Ибн Маджах 48)
Вступая в бесполезный спор, человек, сам того не замечая, иногда ставит под угрозу свою веру, а в некоторых случаях – и веру своего ближнего. Поэтому, дорогие братья и сёстры, не стоит упорствовать в споре, тем более, когда за отказ от него обещан дом в окрестностях Рая.
2. Ложь даже в шутку
Ложь представляет собой намеренное искажение истины. Ложь, так же, как и правда, сходит с языка, а язык изрекает то, что находится в сердце человека.
От Сафвана бин Салима передаётся, что Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили:
قيل لرسول الله صلى الله عليه وسلم أيكون المؤمن جبانا؟ فقال نعم، فقيل له أيكون المؤمن بخيلا؟ فقال نعم، فقيل له أيكون المؤمن كذابا؟ فقال لا
«Может ли мусульманин быть трусливым?» Он ответил, что может. Далее его спросили: «Может ли мусульманин быть скупым?» – «Да, может», – отвечал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). И, наконец, его спросили: «Может ли мусульманин быть лжецом?» – Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет, никогда». (Байхаки)
Исходя из этого хадиса, можно уверенно сказать, что ложь страшнее трусости и скупости. Но, несмотря на это, некоторые люди пытаются превратить ложь в шутку, в шариате ложь даже в шутку не одобряется, и с этим согласились все учёные Ислама.
Более того, ложь также считается одним из признаков лицемера.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
آيَةُ المُنافِقِ ثَلاثٌ: إذا حَدّثَ كَذَبَ، وَإِذَا وَعَدَ أخْلَفَ، وَإِذَا ائتُمن خَانَ
«Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт; когда обещает, то нарушает (своё обещание); а когда ему доверяются, он предаёт». (Бухари, Муслим) Ложь не дозволяется мусульманину ни при каких обстоятельствах, даже если дело касается мелочей, на которые люди обычно не обращают внимания. Нельзя приукрашивать рассказ, добавляя к нему всякие небылицы. Мусульманину следует полностью исключить из своей речи ложь, ведь за отказ от неё обещан дом посреди Рая.
3. Попрошайничество
От Савбана (да будет доволен им Аллах), который был вольноотпущенником Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), передаётся:
مَنْ يَكَفَّلَ لِى أَنْ لاَ يَسْأَلَ النَّاسَ شَيْئًا وَأَتَكَفَّلَ لَهُ بِالْجَنَّةِ ؟ فَقَالَ ثَوْبَانُ: أَنَا. فَكَانَ لاَ يَسْأَلُ أَحَدًا شَيْئًا
«Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: "Кто поручится мне за то, что ни о чём не станет просить людей (без крайней необходимости), чтобы я поручился ему, что наградой за это ему послужит Рай?”, — и я сказал: "Я!"» И впоследствии он действительно никого ни о чём не просил. (Имам Ахмад 5/276, Абу Дауд 1643, Ибн Маджах 1837)
В этом и других хадисах подразумевается случай, когда человек просит людей о чём-то без крайней необходимости или делает попрошайничество постоянным источником своего заработка.
Как мы видим, отказ от этих трёх вещей не составляют для человека трудности в его повседневной жизнедеятельности. Наоборот, отказ от этих привычек намного облегчает любому человеку жизнь. Дай Аллах нам силы отказаться от этих и других скверных деяний.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Муслим Абдулаев