«Ровно шесть минут»

13 Февраль 2021
1985

Любимец публики, добряк, хороший и простой парень, «если в комментариях ссорятся, приходит он, и все мирятся» – множество добрых высказываний звучат из уст журналистов, коллег и даже противников о чемпионе мира по вольной борьбе Магомеде Курбаналиеве, интервью с которым состоялось накануне в офисе сетевого издания ISLAMDAG.RU.

«Мы – борцовская семья, и у нас с соперниками обоюдное уважение, надо ценить друг друга».

Когда просматриваешь многочисленные интервью со спортсменом, создаётся впечатление необыкновенно жизнерадостного человека, который на всё смотрит с позитивной точки зрения. Нужно сказать, при общении вживую это впечатление только усилилось.

Однако эта природная доброта не помешала Курбаналиеву обойти соперников, стать чемпионом и призёром России и мира по вольной борьбе, а также двукратным чемпионом Европы и заслуженным мастером спорта.

- Магомед, наш сайт называется Ислам в Дагестане, и первый вопрос об Исламе – какое место занимает в вашей жизни религия и занимала в родительской семье в период взросления?

- Сначала скажу, что сайт Исламдаг читаю, я даже скачал приложение Исламдаг в телефоне. Сейчас покажу (показывает нам приложение). Мне же хочется знать о религии, о том, что происходит в Дагестане.

О воспитании скажу – семья была спортивная, отец был дзюдоист. Братья старшие все спортсмены были. Мама работала в школе искусств. И я пошёл по стопам старших братьев, тоже спортом занялся.

А молиться меня учила бабушка. Все вокруг намаз совершали, и мне тоже хотелось научиться, я тогда в четвёртом классе был. И поскольку бабушка и моих старших братьев учила молиться, а я горел желанием научиться намазу и вместе со всеми ходить в мечеть на коллективные намазы и на таравих-намазы в месяц Рамадан, я попросил её и меня научить.

Потом начал обучаться в местном медресе. Утром ходил в среднюю школу, в два часа – исламская школа, спортом занимался и ещё рисованием. Мама меня и в школу искусств отвела, где сама работала, чтобы у меня минутки свободной не осталось.

 

- То есть Коран тоже учились читать в исламской школе?

- Да, нас учили. Маленьким сурам и всем дуа в омовении и намазе, азкарам. Обучаться Корану углублённо тогда времени особо не было, я только «Муаллиму-с-сани» прошёл. Более не успевал, так как был в разъездах, на соревнованиях. Но всю жизнь была мечта – читать Коран, поехать в хадж и там читать Коран в мечети Аль-Харам.

 

- Осуществилась?

- В 2017 году я поехал в хадж. А незадолго до этого утром и вечером посещал учителя, брал уроки по Корану. И до сегодняшнего дня я прихожу сюда, в джума-мечеть, продолжаю обучение у муэдзина.

 

- Период, когда вы были в разъездах, это получается – четвёртый класс? А во сколько лет вы начали заниматься спортом?

- Начал я с первого класса, а на соревнования начал ездить с пятого-шестого класса.

- А почему так рано спортом занялись?

- Вообще, с садика уже, приходя домой, я со старшим братом уходил в спортивную секцию. Ну, в то время для меня это была игра. Нас там много было того же возраста, мы играли, а потом уже тренироваться приходили.

 

- Это где, в каком районе и селе?

- Селение Бежта, Цунтинский район.

 

История о намазе в Бразилии

 

- На соревнованиях, на чемпионатах удаётся вовремя совершать намаз?

- Да. В первую очередь – своевременный намаз.

 

- Ну, если вам выходить на ковёр, а время для совершения намаза заканчивается?

- Такого не бывает. Намаз в первую очередь. Нередко в поездках нам советуют не совершать намаз, ссылаясь на то, что мы в поездке, но это, считаю, от слабого имана.

Одну историю расскажу. В Бразилии было дело, в Рио-де-Жанейро. Мы поднимались на гору Корковаду, где стоит статуя Иисуса. И так получилось, что время очередного намаза заканчивалось. Ещё чуть-чуть, и опоздали бы. Я говорю: «Давайте намаз сделаем, время уходит». Остальные говорят: «Как тут сделаешь? Тут негде». Я сказал: «Нет, пропустить нельзя». И мы сделали омовение.

В России не принято, а там, когда я подошёл к полицейским, спросил, где тут можно помолиться, они, напротив, приятно удивились. Оцепили для нас угол, и пока мы все не помолились, не отошли.

 

- Вы на английском изъяснялись?

- На спортивном языке жестов (смеётся). Похожая история была в Южной Корее. Сделали омовение, ищем, где помолиться. По солнцу я определил, в какую сторону повернуться. Подошёл к уборщице, жестами объяснил, что нужно помолиться, а она расстелила чистые вещи в своей комнатке и ушла, чтобы мы могли спокойно совершить намаз.

 

- Что вас поддерживает непосредственно на ковре, ведь из зала кричат и в поддержку вас и против вас?

- Как-то мы были на соревнованиях в Иране. В момент схватки из зала активно так кричали, конечно, в поддержку своих – мы ведь там гости. Но мне это не помешало. Я себе от души так представил, что вот все они за меня болеют, и – выиграл. Ещё и зал поблагодарил, за то, что они болели за меня, а они-то против меня болели (смеётся). А какая разница, за кого они там болели.

 

- Такие положительные установки помогают?

- Конечно. Близко к сердцу принимать нельзя. Это спорт. Многие обижаются, но у меня такого не бывает.…

 

- Какие отношения у вас складываются с соперником после схватки? Осадок остаётся?

- У меня есть близкий друг, один из лидеров сборной России, Расул Газимагомедов. Мы много раз встречались на ковре. Я у него выигрывал, бывало – он у меня. Мы сохраняем братские отношения. Если он борется с кем-то, я за него болею. Так же – с осетинским борцом Цаболовым. Я проиграл, но мы продолжали после схватки шутить друг с другом, салам друг другу дали. С Сосланом Рамоновым мы в хороших отношениях, до сих пор на связи, он тоже одним из моих соперников был.

 

- Когда вам в соперники на ковре попадается друг, не стараетесь как-то помягче, чтобы не навредить?

- Ничего страшного, это же борьба. На ковре я забываю, что он мой друг. Ровно на шесть минут. К примеру, Расул Газимагомедов. Мы с ним бывали соперниками на ковре, он на сегодня двукратный чемпион мира, в Дагестане единицы – двукратные. И, видите, Аллах и мне дал чемпионство, и ему. Всем всего хватит у Всевышнего.

 

- Вы позитивист.

- Дядя всегда обо мне говорил, с моих малых лет: «Выигрывает – смеётся, проигрывает – тоже смеётся…»

 

- Перед выходом на ковёр во время соревнований бывает волнение?

- Чуть-чуть. Спортивный мандраж должен быть. Человек бывает более собранным. Когда вообще никакого волнения нет, проигрываю. Спортсмены не могут успешно бороться без мандража.

 

- Я слышала, что вы хороший семьянин: муж, отец. Дайте совет, как сохранять хорошие отношения в семье?

- Нужно в свободное время уделять внимание семье, на прогулки ходить. Я уважаю свою семью. Я всем говорю: «Вы бы хотели, чтобы ваш отец уважал вашу мать, хорошо к ней относился? Вот так же относитесь к жёнам, они тоже матери наших детей. Или к вашим дочерям – как бы вы хотели, чтобы к ним относились? Вот так относитесь к вашим жёнам».

 

 - Ваша супруга, кстати, работает? А то по некоторым сомнительным данным в Ютубе мы тут в Дагестане ни работать, ни учиться, ни передвигаться свободно не можем…

- Моя супруга, уже будучи за мной замужем, окончила медицинский, сейчас ординатуру проходит, я ей всячески помогаю в этом, она будет врачом. И дочь моя будет учиться. Получать образование – обязательно, работать – если захочет.

Есть сейчас образовательные учреждения, в которых можно получать одновременно и исламское, и светское образование. Сейчас большой выбор вузов. Кто хочет и может – учится, кто хочет – работает. Моё мнение – мусульмане не притесняют женщин. Притесняют как раз далёкие от Ислама люди, которые не соблюдают религию. Те, кто выпивает, распускает руки по пьяни, притесняют и женщин, и детей. Вот на это надо обратить внимание. Конечно, в семье не без урода, но в основном всё у нас хорошо.

 

- За последнее время в сетях выложили несколько резонансных видео, на которых засняты издевательства над животными. Как вы относитесь к животным? Скажите несколько слов в их защиту.

- В моей семье любят кошек. Это творения Аллаха, их категорически нельзя обижать. Вообще, всех животных нельзя обижать. Мне жалко их всех, даже мышей, которые являются вредителями, и то жалко. Мимо больного животного не прошёл бы, помог бы.

 

- Спасибо за то, что нашли время для интервью с нами, и за ваш позитив.

- Всем читателям, всем подписчикам ISLAMDAG.RU желаю мира, добра, взаимопонимания в семье, взаимоуважения и счастья в обоих мирах. 

***

Тёплая завязалась беседа у нас с гостем, в которой прозвище «добряк» он полностью оправдал. И если такие люди, как Магомед Курбаналиев, являются авторитетами для нашей молодёжи, а ведь на земле Дагестана любят и уважают спортсменов, то значит, следуя примеру своих кумиров, молодые люди не станут обижать животных, будут всячески избегать конфликтов, сохраняя мирные отношения, даже там, где их, казалось бы, невозможно сохранить, чутко относиться к своей семье, и главное – вовремя, где бы они ни оказались, совершать намаз.

Беседовала Айша Тухаева

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.